Анна Усова
Семинар-практикум «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум
«Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников»
Цель — формирование коммуникативной компетентности педагогов во взаимодействии с родителями.
Ход
Создание в группе позитивной атмосферы.
Публикация «Семинар-практикум „Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников“» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Родительские собрания в детском саду
- Семинар, практикум
- Темочки
Педагог-психолог. Я очень рада всех вас всех ещё раз поприветствовать, и надеюсь, что мы отлично продолжим наше общение, так как сегодня мы будем тренировать наши коммуникативные умения во взаимодействии с родителями.
Для начала нашей совместной работы предлагаю поближе познакомиться.
• Упражнение «Сердечки»
Участники семинара-практикума сидят в общем кругу. Педагог-психолог передает по кругу коробочку с сердечками со словами: «Возьмите, пожалуйста, себе немного сердечек». После того как все участники взяли сердечки, просит каждого представиться и сообщить о себе столько фактов, сколько сердечек он взял.
• Упражнение:
Поменяйтесь местами те кто…
Меняютя местами те, у кого совпадают ниже перечисленные признаки.
У кого голубые глаза
Кто любит детей
У кого темные волосы
Кто занимается рукоделием
В чьем имени есть буква «А»
У кого хорошая память
Кто любит осень
У кого день рождение в мае
Кто дома выращивает цветы
У кого сейчас в одежде есть зеленый цвет
Кто любит своих детей
Кто утром делает зарядку
У кого в группе есть дети по имени «Ульяна» или «Матвей»
Знакомство с темой семинара-практикума
Педагог-психолог. Нормативные документы дошкольного образования нацеливают нас на работу с родителями «на основе сотрудничества, вовлечения семей непосредственно в образовательную деятельность» (ФГОС, п. 3.2.1). Важно, чтобы педагог не только владел внедряемыми технологиями и ориентировался в новой организации воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГОС, но и был открыт к общению.
Одной из актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема построения конструктивных взаимоотношений с родителями воспитанников.
Как вы думаете, почему одним педагогам удаётся наладить с родителями контакт так, что те по первому зову готовы, что называется, горы свернуть, а другие, как ни бьются, — не могут дозваться родителей ни на одно мероприятие?
Ответы участников семинара.
Психологический практикум.
Педагог-психолог. Все родители разные, это взрослые люди и к каждому нужно найти определенный подход.
Для того чтобы понимать другого человека, необходимо хорошо знать самого себя
• Упражнение «достойный ответ»
Цель: отработка навыка конструктивного выхода из конфликтных ситуаций.
Содержание: все участники сидят в кругу. Каждый получает от ведущего карточку, на которой содержится какое-либо замечание по поводу внешности или поведения одного из участников. Все слушатели по кругу (по очереди) произносят записанную на карточку фразу, глядя в глаза соседу справа, задача которого — достойно ответить на этот «выпад». Затем ответивший участник поворачивается к своему соседу справа и зачитывает фразу со своей карточки. Когда каждый выполнит задание, то есть побывает и в качестве «нападающего», и в качестве «жертвы», упражнение заканчивается и группа переходит к обсуждению.
Материал к упражнению «ДОСТОЙНЫЙ ОТВЕТ»
Ты слишком высокого мнения о себе. Ты ведешь себя так, как будто ты самый главный здесь.
Ты никогда никому не помогаешь.
Когда я тебя встречаю, мне хочется перейти на другую сторону улицы.
Ты совсем не умеешь красиво одеваться.
Почему ты на всех смотришь волком?
С тобой нельзя иметь никаких деловых отношений.
Ты как не от мира сего.
У тебя такой страшный взгляд.
С тобой бесполезно договариваться о чем-либо. Ты все равно все за-будешь.
У тебя такой скрипучий голос, он действует мне на нервы.
Посмотри, на кого ты похожа!
Ты слишком много болтаешь ерунды.
Что ты вечно на всех кричишь?
У тебя полностью отсутствует чувство юмора.
Ты слишком плохо воспитана
Вопросы:
• легко ли им было выполнять задание,
• принимали ли они близко к сердцу нелестное замечание о себе.
Как правило, слушатели говорят, что грубые высказывания их не взволновали, потому что они не воспринимали их как направленные конкретно против себя. Затем все предлагают различные варианты конструктивного поиска, который поможет и в реальных жизненных условиях так же воспринимать негативную информацию от партнеров по общению.
Сейчас мы с вами выполним еще одно упражнение, а потом обсудим его.
• Упражнение "Вера Коркина".
Описание упражнения "Для выполнения этого упражнения мне необходимо 6 человек. Один человек останется здесь, рядом со мной, а остальным придется выйти на несколько секунд за дверь".
Инструкция к первому участнику: "Сейчас я вам прочитаю текст, который надо передать другому участнику. Ваша задача - передать как можно точно смысл текста.
Текст.
" 10 января 1996 года, в детском саду № 15, который находится на перекрестке ул. Проф. Попова и Партизана Германа, произошло необычное событие: из канализационной трубы в помещение старшей группы вылез крокодил.
Ваня петров, увидев крокодила, взял мольберт и начал рисовать с натуры. Федя Иванов начал отбирать крокодила, пытаясь засунуть его в куртку Маши Селезневой. Папа Веры Коркиной, который пришел в это время за своей дочкой от 6 - го брака, с перепугу забыл взять ее домой, и опоздал на собственный бракоразводный процесс, в результате чего его будущая 8-я жена оказалась без мужа, без прописки, а 7 - я жена - без алиментов.
На крик прибежали сотрудники ДОУ. Кто-то успел позвонить по телефону 911. Но когда приехала спасательная команда, дети сидели за столом и пили ароматный чай".
Обсуждение: Сравните, что сохранилось общее, а в чем различия?
Как следовало бы изменить инструкцию, чтобы повысить эффективность запоминания? (можно записать и переспросить).
Что мешало слушать более внимательно? Какие моменты запомнились лучше и почему?
Вывод: давайте не будем искажать смысл сказанного. Если непонятно - переспросите, запишите.
• Упражнение «Ситуации взаимодействия с родителями»
Вечер. Ваша смена уже закнчивается, а за Ваней не пришли. Вдруг в дверях появляется 15 летний брат Вани и протягивает записку от мамы с разрешением забрать ребенка из детского сада. Ваши действия?
Придя вечером за своим ребенком, родитель видит «свежий» синяк. Он возмущен и строгим голосом, с некоторым нажимом, спрашивает у педагога о появлении данного повреждения.
Забирая вечером ребенка из детского сада, родители возмущаются, что его одежда очень грязная, и обвиняют педагога, что он плохо следит за детьми
Воспитатель обратился к маме одного из воспитанников с рассказом о том, что нового дети узнали на занятиях, и предложил закрепить изученный материал дома. В ответ мама резко ответила, что ей некогда заниматься с ребенком дома, что это обязанность воспитателя - он «получает за это деньги».
Папа, приводя сына в группу детского сада, все время дает ему с собой сладости, жевательную резинку. На просьбу воспитателя не делать этого грубо отвечает, что это его личное дело.
Родители очень часто обижаются на воспитателя, что их ребенок не читает на празднике стихи, тогда как другие дети участвуют в двух и более номерах и сценках. Никакие доводы воспитателя о недостаточной готовности ребенка к публичным выступлениям не помогают.
• Заключение
Техника Я-высказывание
Я-высказывание – это психологический термин, подразумевающий особенную формулировку словесной реакции на действия другого человека с помощью упора на свои мысли и чувства. В противовес им идут Ты-высказывания, когда говорящий упоминает только поступки оппонента.
В чем принципиальная разница этих двух способов?
Когда мы говорим о своем недовольстве через Ты-высказывания, мы обвиняем человека, заставляем его защищаться, автоматически делая «врагом». Он не сможет понять точку зрения собеседника, поскольку изначально поставлен в позицию противника.
— Ты уделяешь мне слишком мало внимания!
— А ты тратишь слишком много денег на шмотки!
Если попытаться выразить то же самое не через обвинения, а через выражения своих эмоций, вызванных теми же событиями, можно значительно смягчить удар и избежать конфликтов.
— Я очень расстраиваюсь оттого, что постоянно сижу дома одна и не вижу тебя. От скуки и одиночества мне приходится хоть как-то развлекаться, чтобы занять себя – например, шоппингом. Для меня было бы намного приятнее провести это время с тобой.
Сформулировать миролюбивое Я-выскзывание сложнее, чем бросить в лицо короткое обвинение, но последствия от скандала ощущаются намного дольше, да и разгребать их неприятнее. Кроме того, эта техника помогает достучаться до собеседника, прорвать тот кокон эмоциональной защиты, в который он вынужден был закутаться.
Как правильно выстроить Я-высказывание?
Техника Я-высказывания содержит в себе пять последовательных этапов.
1. Эмоции и чувства. Вначале необходимо выразить свои эмоциональные реакции. Собеседник еще не знает, о чем пойдет речь, но уже настроен помочь и поддержать вас, ведь вы обращаетесь к нему за помощью.
Я расстроился.
Я в растерянности.
Мне очень неприятно.
Мне так стыдно.
Я готова расплакаться.
Я сержусь.
2. Что вызвало эти эмоции? Теперь нужно рассказать о событии или своем состоянии, которое повлекло за собой эту реакцию. Формулировать эту часть нужно также через форму «Я».
Я так долго прождал тебя под дождем.
Я ждала тебя, не зная, что ты не сможешь приехать.
Я опоздала на работу, потому что убирала разбросанные вещи.
Я все выходные занимался ремонтом поцарапанного автомобиля, и я не смог поехать на пикник.
3. Пояснение, почему это действие вызвало такую реакцию.
Для меня это событие было очень важным.
Я потратил на это много усилий.
Я очень устаю и необходимость делать дополнительную работу выматывает меня еще больше.
4. Выражения пожеланий и просьб. Конечно, человек услышавший столь подробное описание чувств, должен знать, что ему делать, дабы такое не повторялось. Намерен он воспользоваться этими рекомендациями или нет – только его личный выбор, демонстрирующий истинное отношение.
Я бы хотел, чтобы ты выходила немного раньше.
Давай договоримся, что будем мыть посуду по очереди, через день.
Я тебя прошу звонить и сообщать мне, если у тебя меняются планы.
5. Предупреждение о своих намерениях. Этот шаг не обязателен, но в некоторых ситуациях придется им воспользоваться.
К сожалению, я больше не смогу одалживать тебе машину.
Если ты забываешь об этом, я буду почаще напоминать тебе.
Ошибки в Я-высказываниях
Я-высказывания – не панацея от всех проблем, и их неправильное употребление не спасет от назревающего скандала.
Педагогам раздается памятка о технике «Я высказывание»
Привести примеры и попытаться ответить на них по этой технике.