Татьяна Алехина
Семинар-практикум «Раннее выявление и сопровождение детей с признаками одаренности в соответствии с ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Принципы и методы выявления детей с признаками
одаренности в ДОУ.
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей.
Публикация «Семинар-практикум „Раннее выявление и сопровождение детей с признаками одаренности в соответствии с ФГОС“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, а не только в академической области. Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться. Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). В то же время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Одаренность можно дифференцировать как актуальную и потенциальную.
Актуальная одаренность - это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой. В данном случае, безусловно, речь идет не только об учебной, а о широком спектре различных видов деятельности.
Кроме того выделяют: общую (или умственную) и специальную одаренность.
Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает в качестве основы их продуктивности. Психологическим ядром общей одаренности являются умственные способности (или общие познавательные способности, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, мотивационные и волевые качества личности. Общая одаренность определяет, соответственно, уровень понимания происходящего, глубину эмоциональной и мотивационной вовлеченности в деятельность, эффективность целеполагания и саморегуляции.
Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности (музыка, живопись, спорт и т. д.).
Общая одаренность связана со специальными видами одаренности. В частности, под влиянием общей одаренности (показателей эффективности познавательных процессов, саморегуляции и т. д.) проявления специальной одаренности выходят на качественно более высокий уровень освоения конкретной деятельности (в области музыки, поэзии, спорта и т. д.). В свою очередь, специальная одаренность оказывает влияние на избирательную специализацию общих психологических ресурсов личности, усиливая тем самым индивидуальное своеобразие и самобытность одаренного человека.
Выявление одаренных детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их воспитания и обучения по программам детского сада.
Проблема выявления одаренных детей имеет четко выраженный этический аспект. Идентифицировать ребенка как “одаренного” либо как “ неодаренного” на данный момент времени - значит искусственно вмешаться в его судьбу, заранее предопределяя его субъективные ожидания. Многие жизненные конфликты “одаренных” и “ неодаренных” коренятся в неадекватности (и легкомысленности) исходного прогноза их будущих достижений. Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует талант взрослого человека. Соответственно, далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок.
С учетом всего вышесказанного нами были сформулированы следующие принципы выявления одаренных детей :
1) комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволяет использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;
2) длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);
3) анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам;
4) использование тренинговых методов, в рамках которых организуются определенные развивающие влияния, снимаются типичные для данного ребенка психологические “преграды” и т. п. ;
5) подключение к оценке одаренного ребенка экспертов : специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности;
6) оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития;
7) преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, таких как: анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки педагогов и родителей, естественный эксперимент.
Процесс установления одаренности нельзя основывать на единой оценке. При выявлении одаренных детей более целесообразно использовать комплексный подход. Поэтому нами был задействован широкий спектр разнообразных методов:
• различные варианты метода наблюдения за детьми в различных видах деятельности. Например, выявление уровня сформированности игровых навыков. Где анализ игровой деятельности осуществлялся по нескольким критериям: распределение ролей, основное содержание игры, ролевое поведение, игровые действия и т. д. Оценка уровня игровых навыков по тому или иному критерию зависела от соответствия возрастной нормы, опережении ее или отставания. Аналогично проводилось наблюдение и в других видах деятельности: учебной, трудовой. У всех детей с признаками одаренности был отмечен высокий, т. е. выше возрастной нормы уровень развития тех или иных навыков.
• включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия, театрализованную деятельность. Здесь немаловажную роль играет театральная студия. В работе студии принимают активное участие, как воспитатели, так и родители. Такая совместная творческая деятельность расширяет круг общения, создает полноценную среду развития, а также помогает выявить творчески одаренных детей.
• экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей профессионалами. В этом нам очень помогаетсотрудничество со специалистами Детской школы искусств.
• организация интеллектуальных олимпиад для дошкольников, спортивных соревнований, творческих конкурсов: «Умники – умницы», «Салют талантов», «Мы россияне» и др,
• участие в различных фестивалях:
• проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности. В число необходимых признаков одаренности обязательно входит интеллектуальное развитие ребенка выше средневозрастного уровня, так как только такой уровень обеспечивает основу для творческой продуктивности.
Однако и комплексный подход к выявлению одаренности не избавляет полностью от ошибок. В результате может быть “пропущен” одаренный ребенок или, напротив, к числу одаренных может быть отнесен ребенок, который никак не подтвердит этой оценки в своей последующей деятельности (случаи рассогласования диагноза и прогноза).
В заключении, хотелось бы сказать, что проблема выявления одаренных детей сложна и требует привлечения специалистов высокой квалификации. При этом следует иметь в виду, что критерии одаренности не могут быть раз и навсегда зафиксированными.
Система диагностики одаренности ребенка в различных сферах в условиях ДОУ
Выявление особенностей основных компонентов детской одаренности проводится на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления ребенка в три этапа:
1 этап – групповое обследование детей с помощью стандартизированных методик на основе системы мониторинга примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» Н. Е. Веракса и отбор группы детей показавших результаты высокие и выше среднего.
2 этап – анализ результатов аналитических наблюдений воспитателей (воспитатели заполняют «Карту выявления одаренных детей») и анкетирования родителей ребенка (родители заполняют «Таблицу экс-опроса»). По оценке взрослых выделяются одаренные дети.
3 этап – организуется индивидуальное обследование одаренных детей с помощью бесед, интервью, диагностических анкет, тестов. Уточняется желание и интерес ребенка к определенной деятельности.
Условно по результатам обследования мы выделяем три категории одаренных детей :
• дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях, являющиеся источниками новых и оригинальных идей;
• дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области детской деятельности, искусства, спорта и др. видах деятельности;
• дети, обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами в различных областях, «маленькие академики». С выделенными детьми организуется кружковая работа, составляется план сопровождения одаренных детей.
При проведении практических исследований педагоги детского сада учитывают, что выявление одаренных и талантливых детей – достаточно продолжительный процесс, связанный с динамикой их развития, и его эффективное осуществление невозможно посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования. С целью выявления детских способностей в детском саду также используются формы работы, в которых проявляется детская одаренность :
конкурсы-выставки детского творчества разной тематики;
выставки самостоятельных творческих работ детей;
музыкальные шоу («Минута славы», концерты);
спортивные соревнования по разным видам спорта; поэтические и литературные гостиные;
викторины;
интеллектуальные игры (КВН, «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?»);
Турниры по шашкам и спортивным играм;
музыкальное шоу «Минута славы».