МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Аспекты формирования звуковой культуры речи»

Арапова Татьяна Павловна
Консультация для педагогов «Аспекты формирования звуковой культуры речи»
▼ Скачать + Заказать документы

Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительность, четкую дикцию, а также умение пользоваться двигательными средствами выразительности (мимика, жесты, элементами культуры речевого общения, речевым слухом.

Формирование звуковой культуры речи у дошкольников возможно только при условии создания полноценной речевой среды за счет постоянного, непрерывного общения взрослых друг с другом в присутствии детей и с детьми.

Публикация «Консультация для педагогов „Аспекты формирования звуковой культуры речи“» размещена в разделах

В процессе такого общения ребенок как бы «настраивается» на восприятие произносительных и других особенностей родного языка. Считается, что первоначально восприятие речевых звуков формируется в процессе активного артикуляторного опыта, когда малыш пытается подражать речевым и неречевым движением взрослого. Поэтому одновременно с артикуляцией (т. е. с движениями и позициями речевых органов нужными для произнесения звуков) ребенок усваивает и систему дифференциальных признаков, необходимых для различения звуков родного языка.

Воспитание звуковой культуры речи включает формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а также умения использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности. Звуковая культура речи формируется и развивается на основе хорошо развитого речевого слуха.

Известно, что недостатки произношения могут наблюдаться у детей в процессе нормального развития речи и носит временный характер. Они исчезают по мере усвоения фонетической системы языка к 4-5 годам.

У отдельных детей имеются более резкие отклонения в развитии речи (это заикающиеся дети, алалики, дизартрики). Причина недостатков речи у этих детей лежит уже не в возрастных особенностях, а имеет более сложный характер – они часто вызваны неправильностями в строении речевых органов, тяжелыми заболеваниями, нервными потрясениями или прочно усвоенной привычкой неверного звукопроизношения, обусловленной неправильным воспитанием. Таким детям нужна помощь и других специалистов.

Как при формировании, так и при исправлении звукопроизношения работа над звуками состоит из трех этапов: подготовительного, появления звука, и усвоения звука в речи. Работа воспитателя и работа логопеда различны по организации, приемам, по продолжительности и требуют различных знаний, умений, навыков, (см. приложение №1).

В процессе работы по звуковой культуре речи в каждой возрастной группе ставятся свои задачи, (см. приложение №2).

Таким образом, логопед и воспитатель должны ясно представлять характер и особенности не только своей работы, но и работы своего коллеги, чтобы, помогая друг другу, достигнуть единой цели – воспитать у ребенка правильное произношение всех звуков и подготовить его для успешного обучения в школе.

Работа воспитателя и логопеда

(Приложение №1)

Логопед исправляет нарушения речи. Воспитатель под руководством логопеда активно участвует в коррекционной работе.

Подготовительный этап

Логопед в зависимости от характера нарушения звука вырабатывает и тренирует движения органов артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали. Воспитатель по заданию логопеда в игровой форме закрепляет у детей движения и положения органов артикуляционного аппарата.

Этап появления звуков

Логопед ставит звуки, вырабатывая артикуляцию нужного звука, при этом используются специальные приемы и отработанные на предыдущем этапе движения органов артикуляционного аппарата. Воспитатель закрепляет произношения, поставленного логопедом звука, фиксируя внимание ребенка на его звучании и артикуляции, используя картинки – символы и звукоподражания.

Этап усвоения звука (правильное произношение звука в речи)

Логопед автоматизирует звук, последовательно вводя его в речь: слог, слово, предложение, потешки, стихотворение, рассказы. воспитатель по заданию логопеда с отдельными детьми закрепляет поставленный логопед звук, подбирая соответствующий программный материал.

Задачи по звуковой культуре речи,

(по возрастам)

(Приложение №2)

Первая младшая группа.

1. Развивать речедвигательные и речеслуховые анализаторы у ребенка для своевременного развития произносительной стороны речи.

2. Воспитывать слуховое внимание и речевое дыхание, основные качества голоса.

3. Вызывать правильное произношение звуков.

Вторая младшая группа.

1. готовить для правильного произношения всех звуков родного языка артикуляционный аппарат, тренируя его основные движения во время артикуляционной гимнастики и в процессе работы над простыми по произношению звуками.

2. Развивать слуховое внимание, речевой слух, речевое дыхание, силу и высоту голоса.

3. Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.

Средняя группа.

1. Готовить для правильного произношения всех звуков родного языка артикуляционный аппарат, тренируя его основные движения во время артикуляционной гимнастики.

2. Вызывать и закреплять или уточнять произношение свистящих звуков.

3. Развивать фонематический слух, речевое дыхание, силу и высоту голоса.

4. Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.

Старшая группа.

1. Тренировать четкое движение органов артикуляционного аппарата в процессе артикуляционной гимнастики и в работе над определенными звуками.

2. Вызывать и закреплять, а у некоторых детей только уточнять произношение определенных звуков.

3. Продолжать работу по развитию фонематического слуха, речевого дыхания, силы и высоты голоса.

4. Продолжать работу над произношением слов с выделением голосом отдельных звуков, над спокойным темпом и размеренным ритмом речи.

Подготовительная к школе группа.

1. Продолжать работу над четким, ясным произношением всех звуков в различных сочетаниях.

2. Развивать звуковой анализ слов.

3. Развивать умение дифференцировать сходные по звучанию или артикуляции звуки.

Публикации по теме:

Формирование звуковой культуры речи у детей среднего возврата Слайд №1 Тема: «Формирование звуковой культуры речи у детей среднего возврата» Слайд №2 Введение: Звуковая культура речи является составной.

Дидактические игры с дошкольниками по формированию звуковой культуры речиДидактические игры с дошкольниками по формированию звуковой культуры речи Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Сегодня представляю Вашему вниманию дидактические игры по формированию у дошкольников звуковой.

«Звук [а]». Формирование звуковой культуры речи у ребенка 3–4 лет с ОВЗ Цель: Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука "А". Задачи: Образовательная: Уточнить и закрепить чёткое произношение.

Консультация для педагогов «Речевое развитие дошкольников путем формирования звуковой культуры речи» «Развитие звуковой культуры речи детей дошкольного возраста» Культура речи — это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого,.

Консультация для родителей «Воспитание звуковой культуры речи у младших дошкольников» Цель: формирование у родителей желание помогать своему ребенку, общаться с ним. Ребенок не рождается со сложившейся речью. Овладение речью.

Мастер-класс «Методы и приемы формирования звуковой культуры речи во всех режимных моментах» Мастер – класс «Методы и приемы формирования звуковой культуры речи во всех режимных моментах». Подготовила: воспитатель Тихонова Л. С МБДОУ.

Русский фольклор как средство развития звуковой культуры речи дошкольников Умение правильно использовать нормы устного и письменного языка, умение грамотно применять выразительные языковые средства в разных условиях.

Семинар-практикум для воспитателей «Аспекты формирования звуковой культуры речи» Семинар-практикум для воспитателей"Аспекты формирования звуковой культуры речи" Цель: систематизация знаний педагогов по развитию звуковой.

Занятие по развитию звуковой культуры речи в средней группе «Звук [З], [З’]» Занятие по развитию звуковой культуры речи в средней группе «Звук з, з’» Автор: Султанахметова Ираида Григорьевна Организация: МАДОУ.

Конспект занятия по формированию звуковой культуры речи «Звук [Ц]» Звуковая культура речи : звук Ц Цель: Формирование правильного произношения звука Ц Программные задачи: 1) Упражнять детей в произнесении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Аспекты формирования звуковой культуры речи»
Опубликовано: 9 января 2017 в 06:47
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Аспекты формирования звуковой культуры речи»» (включая файлы) размещена пользователем Арапова Татьяна Павловна (УИ 901249) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД