Людмила Тихонова
Мастер-класс «Методы и приемы формирования звуковой культуры речи во всех режимных моментах»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс «Методы и приемы формирования звуковой культуры речи во всех режимных моментах».
Подготовила: воспитатель Тихонова Л. С
МБДОУ «Центр развития ребенка».
Г. Лысково, Нижегородская область, 2016 г.
Публикация «Мастер-класс „Методы и приемы формирования звуковой культуры речи во всех режимных моментах“» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Режимные моменты в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» декабрь 2016
Развитие речи идет в детском саду практически непрерывно, исключая разве что детский сон. (Но даже здесь можно использовать некоторые приемы). Методов и приемов по формированию звуковой культуры речи очень много.
Речевое стимулирование (повторение, объяснение, обсуждение, побуждение, напоминание, уточнение)
Беседы с опорой на зрительное восприятие и без опоры на него.
Хороводные игры, пальчиковые игры.
Игры на развитие мелкой моторики.
Тематические досуги.
Беседы.
Мимические, логоритмические, артикуляционные, дыхательные гимнастики
Речевые дидактические игры
Наблюдения.
Чтение.
Слушание, воспроизведение, имитирование.
Разучивание скороговорок, чистоговорок, потешек.
Индивидуальная работа.
Освоение формул речевого этикета
Наблюдение за объектами живой природы, предметным миром
Праздники и развлечения.
Учитывая возраст моей группы (вторая младшая, мне хотелось бы остановиться на четырех основных направлениях:
1) Игры и упражнения на развитие дыхания;
2) Игры и упражнения на развитие голоса;
3) Артикуляционная гимнастика;
4) Использование потешек.
Как только зашел ребенок в детский сад и улыбнулся вам широко в ответ на приветствие – уже пошла артикуляционная гимнастика (развитие артикуляционного аппарата). Рассказал Вам, как провел выходные, с кем пришел в детский сад – вот и развитие связной речи. В утренний отрезок времени до зарядки мы обязательно проводим пальчиковую гимнастику, используя веселые потешки, проговаривая их или пропевая. Например, известную пальчиковую гимнастику «Апельсин», очень универсальную, мы с детьми пропеваем и играем пальчиками. Здесь не только развитие моторики, запоминание и повторение текста, но упражнения на развитие звуков, дыхательная гимнастика, имитация звуков животных. Использую мягкую игрушку волка и муляж апельсина.
Мы делили апельсин, (двумя руками «держат» предполагаемый апельсин)
Апельсин у нас один. (один пальчик показывают)
Это долька для утят – кря-кря. (загибаем мизинчик).
Это долька для котят - мяу ( упражнение на развитие силы голоса: тихое мяукание, так как котенок – загибаем безымянный).
Это долька для ежа – фу – фу (дыхательная гимнастика – загибаем средний пальчик).
Это долька для ужа – ш – ш- ш (загибаем указательный).
Это долька для бобра (стучим тихонько зубками, открывая широко рот – артикуляционная гимнастика).
А для волка – кожура (трясут пальчиками).
Он сердит на нас, беда,
Разбегайтесь кто куда (в стороны разводят руками).
В подвижных играх использование литературного текста для развития речи очень эффективно. Например, в подвижной игре «Лохматый пес» дети не только запоминают текст, проговаривают его, но и пытаются контролировать силу голоса, так как крадутся к спящему псу. В тот же утренний отрезок с детьми можно поиграть в дидактические игры для развития речи, использовать игры и упражнения для развития голоса (например, используя картинки большой молоток и маленький, мы играем в игру «громко – тихо», картинки самолета в игру «Близко – далеко», используя картинки теленка и коровы в игру «большой – маленький»). Попускать мыльные пузыри, поиграть с вертушками, ваткой – вот и дыхательная гимнастика без участия воспитателя. Очень нравятся детям игры с договариванием. (Например, смотрим на картинку волка и проговариваем олк – олк – олк – серый волк. Ла- ла – ла – новая юла.) Артикуляционная гимнастика в игровой форме очень нравится детям. Это любимая игра «дразнилки», игры по темам, направленные на развитие подвижности языка, губ, щек. Например, игры на осеннюю тематику.
«Путешествие в лес»
1. Упражнения для жевательно – артикуляционных мышц.
Шли – шли (пальчиками по ладошке идут, к Мишкиной берлоге подошли. Мишка спать уже хочет. (Позевать, раскрывать и закрывать рот.)
Посмотрите, как много ягод созрело в лесу! Соберите полную ладошку. Попробуйте ягоды на вкус, хорошенько прожуйте их. (Имитация жевания)
2. Упражнения для губ и щек.
Нам радостно и весело в осеннем лесу, улыбнемся друг другу и лесным обитателям. (губы и зубы сомкнуты).
Вот торопится хомячок – толстячок, готовится к зиме, собирает запасы – несет зерно за щечками. (Надуть обе щеки одновременно). Высыпал зерно в норке. (Втянуть щеки).
Белочка грызет орешки. (Улыбнуться и постучать зубами).
3. Упражнения для языка.
Угостила нас белочка орешками, (пожевали, почистим зубки. («Почистим» языком сначала верхние, затем нижние зубки.)
4. Упражнения на развитие дыхания.
Вдыхаем свежий аромат леса. (Вдох носом, пауза, плавный выдох ртом)
5. Работа над силой голоса.
Подул осенний легкий ветерок: «У-у-у-у» (тихо, Листочки (пальчики) чуть – чуть шевелятся. Подул сильный ветер: «У-у-у-у» (Громко). Заблудились мы в лесу, закричали мы «Ау!».
При выходе на зарядку мы учимся говорить в коридоре тихо или шепотом, это также упражнение на развитие силы голоса. На утренней зарядке всегда используются игры и упражнения на развитие дыхания, звукоподражания, проговаривания отдельных слов, фраз или текста (если это подвижная игра). (Это игры «Насос», «Листочки», «Подуем на крылышки» и др.) (Звукоподражания «Как поет петушок», «Как воробышек», «Самолеты" и др.)
При умывании также используются потешки, песни. Например, мы часто используем такую потешку, пропевание которой не только развивает речь детей, но и напоминает правила при умывании.
Загибаем рукава,
Будем умываться!
Только не толкаться,
Только не толкаться!
Будут ручки чистыми,
Чистыми, опрятными,
А мои ребята,
Очень аккуратные.
При одевании или раздевании используются веселые потешки, песни, проговаривание или пропевание которых развивает речь детей, память. Также я заметила, что пропевание потешек и песенок всегда дисциплинирует детей.
Вот они, сапожки:
Этот - с левой ножки,
Этот - с правой ножки.
Если дождичек пойдет,
Наденем сапожки:
Этот - с правой ножки,
Этот - с левой ножки.
Вот так хорошо!
Для «копуш» :
Пора на прогулку, спеши одеваться!
Но начал лисенок так долго копаться.
Уже все оделись, ушли погулять,
А после успели вернуться опять.
А он все сидит в раздевалке: - А я?
Вы что, без меня погуляли, друзья?
Чтоб не отстать от веселых друзей,
Учись одеваться, мой друг, поскорей!
При возвращении с прогулки перед крыльцом, мы играем в игру:
Мы руками: хлоп – хлоп – хлоп! (Очищаем перчатки. Варежки).
Мы ногами: топ – топ – топ! (Ногами стучим. Ботинки очищаем).
А потом мы отряхнемся! (Одежду очищаем).
И друг другу улыбнемся! (Широкая улыбка – артикуляционная гимнастика).
При приеме пищи :
Час обеда подошел,
Сели деточки за стол.
Бери ложку, бери хлеб,
И скорее за обед.
Сели все красиво, Будем супчик кушать,
Говорить не будем, будем только слушать.
Отвлечение плачущих детей:
Это что тут за рев?
Уж не стадо ли коров?
Это не коровушка –
Это Ганя-ревушка.
Плачет,
Заливается,
Платьем утирается.
УУ-УУ-У.
Вышла рёва на крыльцо,
Рё ва сморщила лицо:
- Никуда я не пойду!
Мне не нравится в саду.
Уу-уу-у.
Обязательное чтение перед сном или пение песен. Долго раздевающиеся дети начинают торопиться, если я уже начала читать или петь песню.
После сна воздушные ванны, в которых всегда используются дыхательные гимнастики, звуковые, логоритмические. Текст некоторых полюбившихся гимнастик дети проводят сами.
Еще хотелось бы отметить театрализованные игры, игры – драматизации, которые помогают развивать речь детей, даже очень стеснительным. В нашей группе много театров: пальчиковый, деревянный, на магнитах, резиновые, из стаканчиков из под йогурта, бумажные, сказки на фланелеграфе, куклы би ба бо, много масок.
А также помогает музыка. Помимо музыкальных занятий в группе мы часто поем, танцуем, играем под музыку. В первой младшей группе музыкальная зарядка проводилась, где движения сопровождались музыкой и словами. Это стимулировало пропевание отдельных слов, фраз, песен.