Получи документы

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»

Оксана Юрьевна Ловыгина
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников

Слайд 1.

Актуальность использования мнемотехники в развитии речи дошкольников заключается в современном подходе к проблеме развития речи детей дошкольного возраста.

Слайд 2.

Публикация «Семинар-практикум для педагогов ДОУ „Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников“» размещена в разделах

Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания. В дошкольном возрасте мышление является наглядно-образным, а не словесно-логическим, поэтому для детей гораздо полезнее увидеть реальность, чем услышать словесный рассказ.

Слайд 3.

Как же сформировать речь ребенка и наполнить его речь красивыми и правильными словами, научить составлять словосочетания и предложения, объединяя их в рассказ? Для запоминания незнакомых слов, текстов, рассказывания и разучивания стихотворений рекомендуется использовать приёмы мнемотехники.

Мнемотехника – искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации.

Слайд 4.

Таблицы с элементами мнемотехники служат дидактическим материалом в работе по развитию речи. Их использование очень эффективно при составлении: описательных рассказов, пересказах художественных произведений, творческого рассказывания, заучивании стихов, отгадывании загадок.

Слайд 5.

На разных возрастных этапах, в зависимости от индивидуальных способностей детей можно использовать различные приё мы наглядного моделирования: заместители, пиктограммы, таблицы с элементами мнемотехники.

Слайд 6.

Замещение – это вид моделирования, при котором одни объекты замещаются другими, реально-условными.

В качестве заместителей удобно использовать бумажные квадраты, круги, овалы, различающиеся по цвету и величине. Я продемонстрирую вам использование тех же заместителей в презентации.

Слайд 7.

Разыгрывание с помощью заместителей лучше начинать с народных сказок.

Слайд 8.

Сначала достаточно, чтобы ребёнок поднимал соответствующий символ по ходу рассказывания сказки взрослым, затем можно переходить к разыгрыванию сказки.

На последующих этапах дети выбирают заместители без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т. п.).

Слайд 9.

Данный приём моделирования обеспечивает единство речевой и мыслительной деятельности. Как установлено исследованиями психологов Л. Венгера, А. В. Запорожца, главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребёнком способности к замещению и пространственному моделированию.

Слайд 10.

Далее знакомлю детей с графическим изображением слова:

– слово предмет, отвечающий на вопросы кто? что?

- слово признак, отвечающий на вопросы какой, какая, какие?

– слово действие, отвечающее на вопрос, что делает? что делают?

- слово- наречие, отвечающее на вопрос как? как скоро?

На этом этапе я использую сначала графическое изображение мальчика или девочки, значок действия, кружок как признак предмета и треугольник как наречие или дополнение. Вместе с детьми мы составляем схемы предложений, при этом дети усваивают понятия «слово», «предложение».

Слайд 11.

Эффективным приёмом мнемотехники является использование таблиц для составления описательных и сравнительных рассказов о предмете или понятии: игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах и животных, временах года.

Сложность обучения описанию обусловлена тем, что для создания и понимания такого функционального типа речи не достаточно накопленного жизненного опыта. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета или понятия.

На данном слайде вы видите использование схемы для составления описательных и сравнительных рассказов (демонстрация) на тему «Признаки осени».

Слайд 12.

Развитие связной речи у дошкольников опирается на наглядный материал. В своей практике я использую (демонстрация) пособие Ткаченко Т. А. «Формирование и развитие связной речи у дошкольников 5-6 лет», в котором дидактический материал разделё н на 4 этапа: пересказ по сюжетной картине, пересказ по серии картин, составление рассказа по серии картин и составление рассказа по серии сюжетных картин.

На слайде вы видите пересказ текста по серии картин с использованием магнитной доски. Этот вид речевой деятельности вызывает у детей интерес и повышает самостоятельность в построении речевого высказывания. Так как ребёнок видит всех действующих героев и работа по пересказу текста проводится парами (или по цепочке, дети не боятся упустить мысль или перепутать последовательность событий. Поэтому внимание ребёнка концентрируется на грамотном построении фразы, что вызывает активизацию пассивного словарного запаса.

Слайд 13.

При освоении детьми пересказа текста по серии картин я перехожу к творческому рассказыванию текста по опорным картинам. Работа также проводится парами или по цепочке.

Слайд 14.

При заучивании стихотворений или даже некоторых песен дошкольникам с недоразвитием речи требуется помощь с использованием мнемотаблиц. Такую мнемотаблицу под силу составить любому педагогу или родителю.

Рассмотрим вариант составления графической мнемотаблицы при заучивании стихотворения «Птичка» (демонстрация).

Слайд 15.

Очень интересен способ составления мнемотаблиц к загадкам. Этот метод развития речи я планирую активно использовать в ближайшее время. В данный момент я создаю картотеку загадок и разрабатываю мнемотаблицы к ним.

Из выше сказанного можно сделать вывод: что анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что является хорошим подспорьем в развитии речи дошкольников.

Слайд 16.

А это значит, что метод наглядного моделирования можно и нужно использовать в системе работы с детьми массовых групп детского сада

Публикации по теме:

Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста К сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми.

Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей с ОНР. Слайд 1. Картинка Слайд 2. На сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного возраста- явление очень редкое. Современный мир насыщен.

Опыт работы «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей»Опыт работы «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей» Прекрасна речь, когда она как ручеек, Бежит среди камней, чиста, нетороплива, И ты готов внимать ее поток, и восклицать: «О, как же ты красива!».[/i].

План самообразования «Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей 4–5 лет» Тема: «Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей 3-4 лет» Цель работы: Повышение своего теоретического уровня, профессионального.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Дидактические игры в развитии речи детей» Цель: систематизирование и углубление знаний педагогов по теме «Дидактические игры для детей дошкольного возраста». План проведения: 1.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Эстетическое воспитание дошкольников» Семинар для педагогов ДОУ «Эстетическое воспитание дошкольников». - Сегодня я хочу вас пригласить в мастерскую художника. Где мы с вами.

Семинар-практикум «Использование дидактических игр в развитии фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста»Семинар-практикум «Использование дидактических игр в развитии фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста» Цель семинара – практикума: Формирование мотивации у воспитателей по овладению практическими знаниями и умениями по развитию фонематического.

Семинар-практикум для педагогов «Использование сенсорных тренажёров в умственном развитии детей» Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Семинар-практикум для педагогов «Роль артикуляционной гимнастики в речевом развитии ребенка» Здравствуйте, уважаемые педагоги! Сегодня я бы хотела провести с вами семинар-практикум «Роль артикуляционной гимнастики в речевом развитии.

Семинар-практикум для воспитателей «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста» Семинар-практикум для воспитателей «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста». Цели: повышение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»
Опубликовано: 18 февраля 2017 в 09:07
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Юрьевна Ловыгина (УИ 253060) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД