Валентина Борисовна Бражникова
Семинар-практикум для воспитателей «Развитие звуковой культуры речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум "Развитие звуковой культуры речи дошкольников"
Цель: помочь воспитателям в организации коррекционной работы на занятиях и в индивидуальной работе с детьми.
Подготовка:
Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Развитие звуковой культуры речи дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
За 2 недели до проведения семинара в методическом уголке вывешиваются следующие материалы для ознакомления:
"Нормы речевого развития детей разного дошкольного возраста",
"Комплексы артикуляционной гимнастики"
Организационный момент:
Распределение педагогов на 3 группы.
Каждый педагог берет одну картинку, определяет место звука ш в ее названии (в начале, середине, конце, занимает место за столом с соответствующей схемой.
Вступление старшего воспитателя Бражниковой В. Б.
«Звуковая культура речи»
Культура речи — это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами).
Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель.
О. И. Соловьева, определяя основные направления работы по воспитанию звуковой культуры речи, отмечает, что «перед педагогом стоят задачи: воспитание у детей чистого ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание отчетливого произношения (хорошей дикции, воспитание выразительности детской речи»
Иногда работа воспитателя по формированию правильной речи у детей, по предупреждению недостатков речи отождествляется с работой логопеда по исправлению недостатков произношения звуков. Однако воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы по звуковой культуре речи. Воспитатель помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, четким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучает детей говорить не торопясь, интонационно выразительно.
В то же время в работе по формированию звуковой стороны речи воспитатели могут использовать некоторые логопедические приемы, так же как и логопед, кроме исправления речи, занимается пропедевтической работой, направленной на предупреждение недостатков речи.
Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи : словаря, связной, грамматически правильной речи. Для правильного звукопроизношения необходима артикуляционная гимнастика — упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти) А вот что такое артикуляционная гимнастика? Почему необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой вас сейчас познакомит учитель-логопед Осадчая В. В.
1 часть. Артикуляционная гимнастика
Цель: помочь воспитателю в организации коррекционной работы на занятиях и в индивидуальной работе с детьми
Выступление учителя-логопеда Осадчей В. В. :
Артикуляционная гимнастика
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык. Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
Практические задания для воспитателей :
1 группа. В средней группе разучиваются упражнения: "Лягушка", «Слоник», "Вкусное варенье", "Маляр", "Дятел", "Лошадка"
2 группа. В старшей группе, где более 50% детей неправильно произносят звук с, для разминки выбраны следующие упражнения: "Лопатка", "Чашечка", "Качели", "Маляр", "Лошадка", "Чистим зубки"
3 группа. В подготовительной группе, где дети правильно, но нечетко произносят все звуки, выбраны следующие упражнения: "Слоник", "Лягушка", "Лопатка","Вкусное варенье", "Киска".
Логопед проводит с воспитателями артикуляционную гимнастику с музыкой и биоэнергопластикой.
Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.
Старшим воспитателем подводится итог :
1. Что такое артикуляционная гимнастика? Биоэнергопластика?
2. Назовите упражнения, которые разучивают в средней группе?
"Лягушка", «Слоник», "Вкусное варенье", "Маляр", "Дятел", "Лошадка"
3. Назовите упражнения, которые разучивают в старшей группе?
"Лопатка", "Чашечка", "Качели", "Маляр", "Лошадка", "Чистим зубки"
4. Назовите упражнения, которые разучивают в подготовительной группе?
"Слоник", "Лягушка", "Лопатка", "Вкусное варенье", "Киска"
2 часть "Основные направления в работе по развитию фонематического слуха"
Цель: систематизировать знания педагогов на развитие фонематической функции речи
Введение в тему: выступление старшего воспитателя Бражниковой В. Б.
Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребенок быстро и успешно научился читать и писать, без проблем учился в школе? Но если у ребенка нарушен или недостаточно сформирован фонематический слух, это может помешать овладению процессами чтения и письма. То есть ребенок при чтении и письме может допускать следующие ошибки:
1. Замены звонких согласных парными глухими и наоборот («томик» вместо «Домик», «удюг» вместо «утюг»)
2. Замены мягких согласных соответствующими твердыми и наоборот («ден» вместо «день», «клюмба» вместо «клумба») .
3. Замены свистящих звуков (С, З, Ц шипящими Ш, Ж, Щ, Ч) («сапка» вместо «шапка», «сапля» вместо «цапля» и т. д.)
4. Разнообразные буквенные замены в группе сонорных гласных (Р, РЬ, Л, ЛЬ, и Й) («глачи» вместо «грачи», «гойка»вместо «горка» и т. д.)
Поэтому нашей общей с родителями задачей является развить у ребёнка фонематический слух. Что такое слух? Это способность человека с помощью ушей воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде. Слух бывает неречевой и речевой.
Неречевой слух – это восприятие природных, бытовых и музыкальных шумов.
Речевой (фонематический) слух – это слух на звуки речи, то есть различение звуков речи. Он является основой для понимания смысла сказанного.
При несформированности речевого (фонематического) слуха ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал,- что-то точно, а что-то очень приблизительно.
Например, «игла», превращается во мглу, «лес» в «лису», «Мишина каша» в «мыши на машине» и т. д.
Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе систематической работы по развитию фонематического восприятия, которое содержит в себе два компонента: фонематический слух- это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию, и элементарный звуковой анализ.
Фонематическое восприятие- первая ступень в овладении грамотой. Оно формируется в период от одного до 4-хлет.
Звуковой анализ – это операция мысленного разделения на составные элементы сочетаний звуков, слогов, слов. Он относится ко второй ступени и формируется после четырех лет.
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушениями чтения и письма)
Дети к 5 годам должны уметь (то есть формируются простейшие формы звукового анализа) :
• выделение гласных ударных звуков в словах (аист, утка и т. д.) , согласные в
• начале слов (танк, пушка, папа и т. д.) ;
• узнавание звука в слове (есть ли звук к
• в слове кошка, танк) ;
• подбирать слова с заданным звуком
• (назови слово со звуком м) ;
• различать на слух слова, отличающиеся одной
• фонемой (мышки - мишка, почка - бочка и т. д.) .
Преодоление недоразвития фонематического слуха достигается путем целенаправленной, кропотливой работы по коррекции звуковой стороны речи и развитию фонематического слуха. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы научить ребенка правильно воспринимать и различать звуки речи, а помогут в этом специальные задания и игры.
Задания для работы в группах – учитель-логопед Осадчая В. В.
1. Развитие фонематической функции во время физкультурной минутки
1. И. п. - встать, руки вдоль туловища, ноги на ширине плеч. Если в слове есть звук Б, хлопнуть в ладоши над головой, на остальные слова руки к плечам (барабан, ворона, палка, булка, кабан, полка, суп, дубы, зуб, корабль, вата, подарок, зубр)
2. И. П. - основная стойка. На слово со звуком З наклон вперед, со звуком С прыжок (зайка, санки, насос, зонт, коза, сосулька, барсук, солнце, позолота, маска, забор, пузырь, роса)
3. Сядет на место тот, кто назовет слова со звуком М
Произведена тренировка всех сторон фонематической функции: фонематический слух, дифференциация, фонематические представления.
2. Развитие фонематической функции на занятиях по математике.
Ст. воспитатель :- Я расскажу вам сказку. Но вы не просто слушайте ее, а запоминайте сколько слов со звуком Л в этой сказке.
У кролика Тепы именины. Он пригласил в гости ежика и белку. Кролик украсил норку колосками и цветами. Тепа поставил на стол грибы и яблоки. "Просим к столу", - говорит кролик. А потом все играли в разные игры.
Ст. воспит :- Сколько слов со звуком л вы услышали?
Педагоги-8
Ст. воспит :-какие?
Педагоги отвечают.
Ст. воспит :- какое слово было самое короткое?
Педагоги:-стол
Ст. воспит :-сколько в нем звуков?
Педагоги:-4
Ст. воспит :- в каком слове звуков на один больше, чем в слове стол? На один больше, чем в слове белка?
Составьте задачи с одни из этих слов.
3. А теперь мы закрепим, какие задания можно применять по развитию речи
1. Блиц-опрос: найди ошибку (учитель-логопед Осадчая В. В.)
-Педагог просит определить, сколько звуков в слове. При этом слова произносит следующим образом: ба-ра-ба-н, с-ка-з-ка, ма-к.
-Педагог просит определить место звука з в словах : зонт, зебра, арбуз, ваза.
2. Игротека
Игра с предметом "Звуковая эстафета"(старший воспитатель Бражникова В. Б.)
Команды получают задание: передавая мяч друг другу, называть слово, в котором звук н (твердый) стоит в начале, середине, конце слова, например: носки, нарцисс,окно, темно, луна, сны, ананас, щенок, поляна, кнут, кнопки, сноровка,баран,кабан,апельсин.
Игра "Часовые"
Цель: уметь различать в словах на слух мягкий и твёрдый звук.
Оборудование: карты с изображением предметов, в названии которых есть звук С (С, синие и зелёные сигнальные квадраты
Водящий называет слово или показывает картинку, игроки показывают с помощью сигнальных квадратов какой звук С в этом слове : мягкий или твё рдый:сок,сирень,сахар,сельдь,лиса, ласточка
3. Выбор скороговорок (учитель-логопед Осадчая В. В.)
1 группа. Для разучивания в средней группе.
1. Тортилла тортами не торгует.
2. Опятки не на пятке.
3. Болтун болтает, а нытик ноет.
4. Метатель метал молот, а Митя- молоток.
2 группа. Для разучивания в старшей группе, где многие дети заменяют с на ш, ш на с.
1. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
2. Слоны умны.
Слоны смирны.
Слоны спокойны и сильны.
3. Сорок сорок воровали горох,
Сорок ворон отогнали сорок.
Сорок орлов напугали ворон.
Сорок коров разогнали ворон.
3 группа. Для разучивания в подготовительной группе, где многие дети говорят невнятно, искажают слова.
1. Женя не вагоноуважаемый,
и не вагоноуважатый,
А уважаемый вагоновожатый.
2. Жанна обожает мороженое и пирожные, а Олежек обожает Жанну.
3. Я гляжу на бережок-
Не лежит ли пирожок?
Конкурс на лучшего чтеца скороговорки. (От каждой группы по 1 человеку) «На мели мы лениво налима ловили»
Подведение итогов. Мониторинг по группам. Оцените, насколько полезным был представленный материал. Как относитесь к групповой форме организации работы? какая помощь нужна?
«Творите сами! Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов!»
Список литературы:
1. Болотина Л. Р., Микляева Н. В., Родионова Ю. Н. Воспитание звуковой культуры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. – М. : Айрис пресс, 2006.
2. Логопедия. /Под ред. Волковой Л. С. – М. : Владос. 1998.
3. Лопухина И. В. Логопедия. 550 занимательных игр и упражнений для развития речи детей. - М. : Аквариум, 1995
4. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. /Под ред. Власовец Г. А. М. : Детство – Пресс, 2002.
5. Швецова И. Формирование фонематического восприятия и звукового анализа у дошкольников с общим недоразвитием речи. //Дошкольное воспитание 2007,№5