Инзиля Дусбоева
Аналитический отчет «Создание условий для формирования звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
С каждым годом растет объем информации, который нужно передавать подрастающему поколению. Речь помогает передать накопление предыдущими поколениями знания, которые составляют основу интеллектуального развития. Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей, самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.
Публикация «Аналитический отчет „Создание условий для формирования звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Согласно ст. 64 п. 1 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования выделяет образовательные области, одной их основных которых является «Речевое развитие».
Речевое развитие включает:
•владение речью как средством общения и культуры;
•обогащение активного словаря;
•развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
•развитие речевого творчества;
•развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
•знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
•формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Кроме того, задачи развития речи включены и в образовательную область «Социально – коммуникативное развитие» : развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
Целевые ориентиры ФГОС ДО предполагает, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки к грамотности.
Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения.
Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира.
Опираясь на исследователей детской речи О. С Ушакова, В. В. Гербова, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Л. А. Парамоновой и других я ещё раз убедилась в необходимости совершенствования методов и средств речевого развития детей дошкольного возраста.
Актуальность данной работы заключается в том, что в дошкольном возрасте родной язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Только через родной язык дитя входит в мир окружающих его людей. Хорошее знание языка ребенку необходимо для общения и взаимодействия с окружающими, изучения других предметов, овладения программой детского сада, а в последующем - школы.
Работая в сфере образования, воспитателем, выделила следующие проблемы по развитию речи у детей дошкольного возраста : почему наши дети плохо говорят и выпускаются из детского сада с дефектами в речи; может мы разучились с ними разговаривать; дети приходят в дошкольное образовательное учреждение по медицинским показателям с задержкой речевого развития.
Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Общение со взрослыми носит положительно эмоциональный, предметный и деловой характер, становясь основой и важнейшей предпосылкой для общения со сверстниками, которое возникает и, разворачивается позднее.
Цель исследования: проанализировать педагогическую деятельность на предмет качества создания условий для формирования звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста в режимные моменты, через создание сборника дидактических игр, через дополнение развивающей предметно-пространственной среды в группе.
Задачи:
- развивать речь детей младшего дошкольного возраста в разные режимные моменты.
- развивать словарь детей среднего дошкольного возраста, посредством создания сборника дидактических игр.
- поддерживать интерес дошкольников к театру, дополнить развивающую предметно-пространственную среду в группе, способствующую формирования звуковой культуры.
- формировать у детей активный словарь через театрализованные игры, чтение художественной литературы.
- выстроить систему взаимодействия с родителями и педагогами.
- представить опыт профессионально - педагогической деятельности.
- спроектировать педагогическую деятельность на следующий межаттестационный период.
Анализ результатов педагогической деятельности.
Для обеспечения четкой системы планирования образовательной деятельности, в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования мной составлена программа развития детей дошкольного возраста (пятый год жизни). К рабочей программе подобраны доступные для детей материалы и созданы методические пособия, разработан сборник «Дидактические игры как средство развития словаря детей дошкольного возраста».
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования № 1155 от 17.10.2013 г. Глава II, п. 2.6. «Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности», поэтому для более эффективного усвоения детьми речи мной спроектированы проект «Скажи словечко», проект «Жил - был язычок…», сборник «Дидактические игры как средство развития словаря детей дошкольного возраста», проект «Театр, как средство развития речи детей дошкольного возраста».
Анализ организации образовательного процесса формирования звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста.
В 2013 - 2014 учебном году для обеспечения четкой системы планирования образовательной деятельности, в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников мной составлен и апробирован педагогический проект «Скажи словечко». Реализация проекта осуществлялась в тесном сотрудничестве с педагогом-логопедом, педагогом – психологом, инструктором ФИЗО. Занятие строилось через игровую технологию, где дети себя вели раскованно и спокойно, любили оправляться в путешествия и слушать звуки, определять их, произносить, также развивали речевой аппарат, через артикуляционную гимнастику. Также с детьми участвовали в проекте «Театральная весна», в рамках года Культуры – 2014.
Реализация проекта осуществлялась в тесном сотрудничестве не только специалистов, но и родителей. Были созданы условия через непрерывную взаимосвязь: родитель-воспитатель, воспитатель-ребенок, родитель-ребенок. Работа строилась через:
• Изучение психологии развития ребенка, а также значение художественного творчества, и цвета, его влияние на психику дошкольника.
• Создание домашнего уюта в группе образовательного учреждения (оформление помещении, согласно цветовой гамме, тематике изучаемого материала, возрастным особенностям, которая способствует созданию психологического комфорта).
• Создание положительной эмоциональной обстановки через слово, внимание и окружение (изучение норм, правил этикета).
• Оформление папок-передвижек для родителей: «Художественное творчество и мой ребенок», «Как влияет цвет на психологическое состояние ребенка».
• Оформление уголка «Моя любимая семья» для детей с фотографиями родителей и всех членов семьи.
• Оформление следующих проектов : «Моя семья».
• Проведение занятия художественного творчества в режимных моментах.
• Создание брошюр для родителей: «Я - маленький гений», «Я- сам», «Хочу знать», «Как надо любить ребенка», «Что нужно и чего нельзя делать в процессе воспитания человека».
• Наполнение предметно - развивающей среды способствующей развитию речи и мелкой, крупной моторики.
В 2014 – 2015 году для обеспечения четкой системы планирования образовательной деятельности, во второй младшей группе, в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников мной составлен и апробирован педагогический проект «Жил - был язычок…».
Цель проекта: развитие речи детей младшего дошкольного возраста в разные режимные моменты.
Особое значение с педагогом – логопедом обращали внимание на развитие артикуляционного аппарата, каждое утро, перед завтраком, и на занятиях речевого развития, музыки проводим артикуляционную гимнастику. Целенаправленно обогащаем словарь детей через игры на распознавание предмета на ощупь, описание предмета, разгадывание загадок, заучивание потешек, также развиваем связную речь через рассказывание сказок, сочинение своих сказок по картинкам. Желание чаще слушать произведения художественной литературы воспитываем через чтение художественной литературы, посещение библиотеки нашего микрорайона, инсценируем фрагменты сказок, потешек, приглашаем сказочных героев во время непосредственной образовательной деятельности, также воспитываем любовь к создателям книг : «лечим» книги; играем в доктора Айболита.
Повышаем компетентность родителей в вопросах речевого развития их детей через родительское собрание: «Развитие речи младших дошкольников», где обсуждаем вопрос о значение речи как целом, как даем характеристику развития речи данного возраста и данного контингента детей, и волнующие основные проблемные вопросы; значение артикуляционной гимнастики, и учили, как её правильно выполнять с детьми.
Участвовали в реализации проекта «Великая Победа – Великие Герои», где получили прекрасные результаты. Родители с детьми создали проекты о своих близких и родных, которые защищали нашу страну от врагов. В группе прослушивали песни военных времен, просматривали презентации и фильмы о войне, учили и выразительно рассказывали стихи, изучали военные профессии и военную технику, дети попробовали сами смастерить военную технику из - конструктора.
Работая с детьми, четвертого года жизни, я обратила особое внимание, что дети заинтересованы лего – конструированием, а для успешного развития инициативы детей и их интересов не были созданы условия.
Учитывая интерес детей, их желание конструировать предметно-развивающая среда была заполнена наборами лего - конструкторов: «Техника», «Деревня», «Домашние животные».
Работая с конструктором, можно строить модели и при этом обучаться, играя и получая удовольствие. Когда придумываешь модели сам, ощущаешь себя профессиональным инженером, механиком, строителем или великим конструктором. Это дает полную свободу действий. Работа является оживленной и интересной и открывает совершенно новые перспективы, где нет пределов фантазии. И это здорово!
Конструирование способствует развитию мышления, ловкости, а также интеллекта, воображения и творческих задатков. Способствует формированию таких качеств, как умение концентрироваться, способность сотрудничать с партнером, и самое главное - чувство уверенности в себе.
Если с раннего детства стремиться к познанию - это перейдёт в умение учиться конструированию направленно и воспринимать новое с большим интересом. В данное время реализуем технологию лего - конструирования.
В 2015-2016 учебном году разработала и апробировала сборник: «Дидактические игры как средство развития словаря детей дошкольного возраста». Основной целью дидактических игр является: научить правильному пониманию ребенком значений слов, дальнейшему обогащению активного словаря.
Методические рекомендации по проведению дидактических игр. Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.
Кроме создания и апробирования сборника дидактических игр, совместно с родителя созданы проекты : «Моя семья», «День здоровья», «День знаний», «День приветствий», «Письмо Дедушке Морозу», «День Матери», «Лесные жители Урала».
С помощью дидактических игр и участия в мероприятиях, и через создание проектов дети приобрели и новые знания, общаясь со своими сверстниками в процессе наблюдения за их высказываниями, действиями, выразительного чтения, умения презентовать свои проекты, получили много новой для себя информации. И это очень важно для развивающейся личности нашей современности.
В 2016-2017 учебном году проектирован и реализуется проект «Театр, как средство развития речи детей дошкольного возраста».
Цель проекта: создание условий для формирования у детей активного словаря через разные виды деятельности: театрализованные игры. Вовлечение малоактивных, застенчивых детей в процесс театрализованных игр.
Формирование у детей активного словаря построено следующим видами деятельности:
• подготовка атрибутов для игровых занятий;
• чтение русских народных сказок «Курочка ряба», «Волк и Семеро Козлят», «Маша и Медведь», «Колобок», «Теремок», «Репка»;
• рассматривание иллюстраций сказкам. Беседа по содержанию сказок;
• голосовые упражнения «Кто как кричит», «Кто что услышит»;
• игровые упражнения «Покажи животное, какое я назову», «Угадай животное»;
• заучивание и рассказывание детьми потешек и стихотворений.
• игры детей с фигурами настольного театра, плоскостными на фланелеграфе.
Анализ системы взаимодействия субъектов образовательного процесса формирования звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста.
Согласно ст. 44 п. 1 Нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».
Развитие речевого развития детей может быть эффективней, если работу проводить совместно с родителями.
Роль мамы, папы, бабушки, дедушки, старших братьев и сестёр в воспитании трудно переоценить. С точки зрения ребёнка все, что делают родители, правильно и лучше не бывает.
В процессе работы с детьми, выявилась проблема: не все родители педагогически подготовлены решения данной проблемы – речевого развития, т. к. дети приходят в ДОУ с задержкой речевого развития. Многое родители задают вопросы, как заниматься ребенком, чтобы ребенок хорошо заговорил, какие звуки он должен произносить в данном возрасте.
По результатам проведенного опроса, также анкетирования вывили, детям мало читают, разговаривают, беседу с детьми, прочее для родителей включить мультфильмы.
В своей педагогической деятельности смогла создать тесный контакт с родителями.
Взаимодействие с родителями по данной теме осуществлялось через различные формы :
• индивидуальный диалог с отдельными родителями;
• приобщение к чтению популярной литературы о воспитании и развитии дошкольников;
• знакомство с публикациями из средств массовой информации, также с требованиями ФГОС;
• приглашение родителей на дискуссионные встречи, консультации;
• разработка памяток, буклетов для родителей и рекомендаций по развитию речи домашних условиях;
• участие в родительских собраниях, клубах, мастер – классах;
• подготовка различного материала для ПРС: изготовление волшебной коробки, нарядов для театра, различных видов театра; газет на определенную тему; проектов;
• формирование портфолио детей.
Различные формы сотрудничества с родителями способствовали повышению их педагогической компетентности в вопросах развития познавательного интереса,
Пред изучением нового материала я сообщала родителям тему предстоящего занятия, предлагала им провести необходимую работу с ребенком, раздавала стихотворения для предварительного заучивания. А дети в свою очередь делились с родителями впечатлениями от проделанной работы: защиты проектов, в чтении стихотворений, проигрывании сюжетов их сказок и фрагментов художественной литературы. Хочется отметить, что многие родители после консультаций, особенно после родительского собрания «Артикуляционная гимнастика, как его делать?» стали с желанием идти на контакт, откликались на просьбы: читали с детьми предложенные рассказы, беседовали, вместе с детьми искали нужную информацию, готовили проекты, рисунки, учили детей защищать проекты сочиненные вместе и т. п. Дедушка одного из ребят работает лесником. Он приготовил информацию на тему : «Лесные жители Урала».
Таким образом, в группе создаются условия для максимального развития речи детей дошкольного возраста, удовлетворения запросов родителей по их воспитанию и обучению. Родители получают информацию о целях и задачах учреждения, имеют возможность обсуждать различные вопросы, участвовать в жизнедеятельности детского сада.
Взаимодействие со станцией юных натуралистов, МБОУ СОШ №9, отделением почтовой связи на ул. Тресковой, библиотекой – филиалом № 2 осуществлялось через приглашение сотрудников данных организаций на различные мероприятия в детский сад и нашим выходом за пределы ДОУ:
посещение библиотеки; знакомство с потовым отделением, оправление письма Дедушке Морозу; выставки детского творчества.
Анкетирование родителей, проводимое в мае 2015 года, показало, что уровень удовлетворенности качества дополнительного образования, а именно реализация проекта составляет 97 %.
Таким образом, можно сделать вывод, что через взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса, использование различных форм и методов воспитания и обучения детей, совместную работу с общественностью, мы можем более полно охватить процесс развития речи у детей дошкольного возраста.
Эффективность педагогической деятельности подтверждается результатами диагностики по методике Ф. Г. Даскаловой за 2013 – 2016 учебные года прослеживается положительная динамика речевого развития воспитанников: 2013 – 2014 учебный год – увеличилось на 15 %, 2014 – 2015 учебный год – увеличилось на 17 %, а 2015 – 2016 – увеличилось на 23 %. При реализации проектов у воспитанников наблюдается более полное речевое развитие: расширился словарь, количественный и качественный состав словаря; понимание значения слова, степень его обобщенности; умение пользоваться выразительными средствами языка и употреблять их в связной речи.
Анализируя общие результаты мониторинга образовательной деятельности, мы видим следующие показания. Они свидетельствуют о положительной динамике развития по всем образовательным областям и не только области речевого развития.
Привлекаю воспитанников к участию в творческих конкурсах.
Экологический городской смотр-конкурс «В гармонии с природой и с собой», номинация «Поделки из отходных материалов» (3 место); конкурс рисунков «Война глазами детей» на соревнованиях «Здравствуй лето!» среди ДОУ ГО Красноуфимск (1 место); муниципальный фотоконкурс «Такие забавные животные», номинация «Хозяин и хозяйка» (3 место).
Также они активные участники мероприятий страны: всероссийские акции «Кросс наций», «Лыжня России», организованные спортивным комитетом г. Красноуфимска в 2015, 2016годах.
Являются участниками всероссийских и международных конкурсов и викторин: международный творческий конкурс осенних поделок «Осенний хоровод», номинация «Декоративно - прикладное творчество» (1 место); всероссийский творческий конкурс, посвященный дню воспитателя «Самый лучший воспитатель» номинация рисунок (3 место); всероссийский творческий марафон «Календарь природы», этап октябрь, номинация рисунок (лауреат); всероссийский творческий марафон «Календарь природы», номинация - стихотворение (2 место); всероссийский творческий марафон «Календарь природы», этап январь, номинация рисунок (3 место, 2 лауреата).
Имею свидетельства общественного признания профессиональных успехов. Опыт воспитательной работы, ее результативность представлялись и на мероприятиях ДОУ, города, области, Российской Федерации:
- Муниципальный этапа Фестиваля «Грани таланта» номинация «Живопись, масло» - диплом лауреата, 2014 год;
- Областной конкурс педагогического мастерства «Профи – 2014», номинация «Мой лучший урок» (участник).
- Выставка изобразительного и декоративно-прикладного искусства на приз главы городского округа Красноуфимск, 2015 год (участник).
- Всероссийский творческий конкурс педагогов «Встречаем новый год» - лауреат,2015 год.
- Всероссийский творческий марафон для педагогов «Уроки творчества», номинация «Чудеса из бумаги», 3 место, 2015 год.
- Ежемесячный конкурс «Лучший конспект занятия», «Лучшая методическая разработка» - MAAM.RU «Международный образовательный портал» 2015 год (участник).
- Муниципальный этап Фестиваля «Грани таланта», в номинации «ИЗО» - диплом III степени, 2016год.
- ГО Красноуфимск конкурс на лучшее фото и историю здания исторического значения «Торговые ряды» к 280-летию г. Красноуфимска – диплом I степени, 2016 год.
- Городская выставка «Красноуфимский пленер- 2016», 3 место.
Являюсь участником муниципального Фестиваля технического творчества «Мир на ладошке : все песни и стихи для мамочки любимой» 2015 год, «Фестиваля технотворчества» в МБОУ СШ № 9 ГО Красноуфимск с мастер - классом «Кто забьет шайбу?» - конструирование «Первые механизмы» 2016 год.
Систематически публикуюсь по проблемам развития, воспитания и образования детей : участник в территориальном семинаре практикуме «Современные тенденции развития преемственности в работе педагогов дошкольного и начального общего образования в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта» публикация на тему: «Поддержка детской инициативы как залог развития успешности ребенка дошкольного возраста - лего – конструирование – 2014». Зарегистрирована в международном образовательном портале MAAM.RU, где систематически публикую методические наработки, также публикации на сайте МБДОУ детский сад 4, в средствах массовой информации газете «Городок».
За высокою профессиональную деятельность, творческий подход к порученному делу и инициативность награждалась почётной грамотой муниципального образования ГО Красноуфимск,2012г.
Имею следующие поощрения: почетная грамота МБДОУ детский сад 4, 2014.; почетная грамота муниципального образования ГО Красноуфимск, 2012г. ; почетная грамота Профсоюза работников образования Свердловской области, 2015г. Являюсь членом профсоюзной организации.
Для повышения собственной профессиональной компетенции систематически занимаюсь самообразованием, изучаю новинки методической литературы, научные статьи по вопросам дошкольного образования. Принимаю активное участие в мероприятиях различного уровня.
В целях совершенствования методов, приемов обучения и воспитания принимаю активное участие в педагогических советах, семинарах, практикумах, консультациях, организованных в детском саду. Посещаю непосредственно образовательную деятельность других педагогов и анализирую передовой опыт специалистов.
В межаттестационный период мной пройдены курсы повышения квалификации: ГБОУ СПО СО «Красноуфимский педагогический колледж» по программе «Дошкольное образование», квалификация «Воспитатель детей дошкольного возраста» в объеме 520 часов (2015); ГБОУ СПО СО «Красноуфимский педагогический колледж» по программе ДПО «Организация работы педагога дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС дошкольного образования» в объеме 108 часов (2015).
В данное время получаю заочное высшее образование в Восточной Экономико-Юридической Гуманитарной Академии по направления «Психология», по профилю «Психологическое консультирование».
Проанализировав результаты своей педагогической деятельности по данной теме, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении эффективен. Работа в данном направлении строилась в тесном взаимодействии всех членов образовательного отношения: специалисты, воспитатели, родители, администрация дошкольного образовательного учреждения, что способствовало развитию речи детей дошкольного возраста.
В будущем планирую продолжить работу по теме «Создание условий для формирования звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста».
Формирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста средствами малых фольклорных жанров Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его.
Создание условий для организации трудовой деятельности детей среднего дошкольного возраста Для успешного решения задач, предусмотренных программой по трудовому воспитанию дошкольников, первостепенное значение имеет создание необходимых.
Аналитический отчет по теме «Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста» 1. Введение. В любом вопросе, касающегося детства, мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми, улыбающимися,.
Формирование звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста Уже с первого класса школа предъявляет к учащимся довольно высокие требования, и ребенок, впервые переступивший ее порог, должен отвечать.
Консультация для педагогов «Аспекты формирования звуковой культуры речи» Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонетическую и орфоэпическую.
Консультация для педагогов «Речевое развитие дошкольников путем формирования звуковой культуры речи» «Развитие звуковой культуры речи детей дошкольного возраста» Культура речи — это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого,.
Мастер-класс «Методы и приемы формирования звуковой культуры речи во всех режимных моментах» Мастер – класс «Методы и приемы формирования звуковой культуры речи во всех режимных моментах». Подготовила: воспитатель Тихонова Л. С МБДОУ.
Развитие у детей старшего дошкольного возраста звуковой культуры речи с использованием игровых технологий Методическая разработка. Игры по развитию у детей старшего дошкольного возраста звуковой культуры речи, с использованием игровых технологий.
Семинар-практикум для воспитателей «Аспекты формирования звуковой культуры речи» Семинар-практикум для воспитателей"Аспекты формирования звуковой культуры речи" Цель: систематизация знаний педагогов по развитию звуковой.
Универсальная дидактическая игра по формированию у детей старшего дошкольного возраста звуковой культуры речи Здравствуйте, дорогие коллеги! Хочу поделиться с вами моим маленьким изобретением. На глаза попался сломанный цифровой материал. Я придумала,.
Инзиля Дусбоева | Все публикации
Аналитический отчет «Создание условий для формирования звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 24 января 2017 в 09:24
|