Получи документы

Семинар-практикум для педагогов «Общение с детьми» (3 фото)

Татьяна Овчарова
Семинар-практикум для педагогов «Общение с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар – практикум с педагогами на тему «Общение с детьми»

Цель: Способствовать овладению педагогами методами эффективного взаимодействия с детьми в различных видах совместной деятельности.

Задачи:

• определить стратегии взаимодействия воспитателей и воспитанников;

• помочь педагогам в овладении понятием «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с воспитанниками»;

Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Общение с детьми“» размещена в разделах

• повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах общения и взаимодействия с воспитанниками.

Предполагаемый результат: Формирование у педагогов внутренней готовности к построению личностно - ориентированного взаимодействия с детьми. Создание позитивной установки на общение с детьми.

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Мы приглашаем вас сегодня к разговору на тему «Общение с детьми». Эту тему я считаю очень важной, т. к. общение с детьми является сутью нашей профессии. И от того, насколько эффективно нам удается это общение организовать, зависит не только самочувствие наших воспитанников, но и наша удовлетворенность собой как профессионалом, наша самооценка и наше самочувствие.

Умение эффективно общаться, грамотно контактировать с людьми не дается от рождения. Эти навыки приобретаются в процессе жизни.

Психологический настрой: «Все в твоих руках»

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: мертвая она или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу: Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках»».

В наших руках возможность создать в детском саду такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома». Для успешного эмоционального развития детей необходимо наличие определенных условий: удовлетворение их потребностей в положительных эмоциональных контактах с окружающими, в любви и поддержки. Активном познании и информационном обмене. Самостоятельной деятельности по интересам, в общении и сотрудничестве с взрослыми и сверстниками. Самоутверждении. Самореализации и признании их достижений окружающими.

1. Приветствие

Цель: переключить педагогов на работу в группе, помочь активизироваться, снизить эмоциональное напряжение, показать значимость индивидуальности в восприятии собеседника.

Участники встают в круг. Каждый говорит комплимент (личный или профессиональное качество) своему соседу слева. Сосед отвечает: «Да, я… (повторяет сказанное ему, но я еще и (добавляет что-то свое).

Упражнение «Представление»

Нашу работу мы начнем с того, что я попрошу вас ответить на вопрос: «Что, на ваш взгляд, является самым важным в общении с детьми?».

(ответы записываются на ватмане, прикрепленному к мольберту)

Давайте рассмотрим просто общение и педагогическое общение

Общение – взаимодействие людей друг с другом в обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.

А педагогическое общение – система взаимодействия педагога с воспитуемыми с целью познания их, оказания воспитательных воздействий, организации педагогически целесообразных взаимоотношений, формирование благоприятного для психического развития ребенка микроклимата в группе дошкольного учреждения.

Существует множество характеристик педагогического общения, но мы остановимся на традиционных стилях:

Результаты анкетирования «Стиль педагогического общения»

Демократический -80% педагогов

Либеральный – 5 % педагогов

Авторитарный- 15% педагогов

Авторитарный стиль педагогического общения

Педагог занимает доминирующую позицию, не позволяет детям проявлять самостоятельность и инициативу. Воспитанники в данном случае выступают объектом воспитательных воздействий.

Дети при таких способах взаимодействия будут, скорее всего, прекрасно вооружены знаниями, умениями и навыками и даже демонстрировать их на практике, однако такая демонстрация обусловлена не реальными потребностями и ценностями ребенка, а необходимостью реализовывать желательное поведение в присутствии воспитателя. Данная модель не способствует развитию самостоятельности и творческой инициативы у детей, а также полноценным межличностным контактам.

Демократический стиль педагогического общения

Основная особенность этого стиля – взаимоприятие и сотрудничество. Педагог ориентирован на привлечение воспитанников к обсуждению и совместному решению общих дел, проблем. Создает условия для самореализации и проявления творческой инициативы детей.

Способствует развитию у ребенка умения общаться, учитывать интересы других людей, проявлять инициативу и самостоятельность. Ребенок чувствует себя эмоционально защищенным, проявляет уверенность и активность.

Либеральный стиль педагогического общения

Характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, формализмом. Попустительский стиль общения реализует тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность. Уходит от ответственности за результаты своей деятельности.

К результатам такого подхода к воспитанию относится разрыв эмоциональных связей взрослых с ребенком. Возможно, что ребенок проявит раннюю самостоятельность и независимость, но не будет способным к участию и сопереживанию другим людям.

В реальной педагогической практике чаще всего имеют место смешанные стили общения. Педагог не может абсолютно исключить из своего арсенала некоторые частные приемы авторитарного стиля общения, которые порой оказываются достаточно эффективными. Но и в этом случае педагог должен быть в целом ориентирован на демократический стиль общения, диалог и сотрудничество с детьми, так как этот стиль общении я позволяет максимально реализовать личностно-развивающую стратегию педагогического взаимодействия.

Разговор педагога с детьми имеет большое воспитательное значение для установления хороших взаимоотношений между ними, влияния на поведение ребёнка, на его умственное и речевое развитие.

Я приглашаю Ольгу Викторовну напомнить вам, на что обратить внимание работая с детьми

Сейчас мы с вами поработаем над определением и особенностями общения с детьми определенного возраста. Для этого для команд на столе приготовлены карточки возраст детей. Задача участником написать именно для своего возраста методы общения с детьми

Общение по средствам выражения бывает вербальное и невербальное.

Напомню, вербальное общение- это общение с помощью речи, а невербальное -это общение с помощью жестов, мимики, прикосновение к собеседнику во время разговора.

Иногда с помощью этих средств можно сказать значительно больше, чем словами. Ребенок воспринимает во время беседы не столько слова, сколько то, с какой интонацией они были произнесены. Дети подсознательно улавливают и взгляд воспитателя и то, как быстро или медленно он проговаривает слова, как смотрит на ребенка: доброжелательно или не очень. Все виды общения, в том числе невербальное, служат тому, чтобы сформировать чувство доверительной близости и понимания между людьми.

возраст вербальное общение невербальное общение

2-3года

3-4 года

4-5 лет

5- 6лет

Каждая группа презентует свое задание

В период 2-3 лет ведущей деятельностью является деятельность с миром вещей, возникает новая форма деятельности - игровая, становящаяся ведущей в конце данного возрастного периода. Среди особенностей общения ребенка этого возраста можно выделить то, что ребенок начинает входить в мир социальных отношений. Это происходит благодаря изменению форм общения со взрослыми. В предметной деятельности через общение со взрослыми создается основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений.

В период от 3-х до 5-ти лет. Взрослея, возможности детей расширяются. Они уже стремятся к своеобразному "теоретическому" сотрудничеству со взрослым. Характерной особенностью этого периода есть то, что ребенок начинает интересоваться не то только предметами, но и их характеристиками. Безусловным помощником в общении и познании мира становиться речь самого ребенка. Ведь теперь он может не только слушать разъяснения взрослых, но и задавать вопросы. Однако самым важным моментом в общении является реакция взрослых на поступки и действия детей. Ведь похвала и одобрение служат двигателем к познанию новых вещей, а порицание и замечания могут стать той «стеной», которая прекратит сотрудничество взрослого и ребенка на долгий промежуток времени.

В период 4-5 лет обостряется познавательная потребность ребенка и расширение его познавательных интересов. Это ведет к тому, что он начинает задавать взрослому многочисленные вопросы

Детей этого возраста иногда называют «почемучками».

Вопросы, которые задают дети чрезвычайно разнообразны и охватывают все области знаний о мире, природе и обществе :

«Почему рыбы в воде не тонут?»

«Почему деревья не ходят?»

«Правда, что апельсин — папа мандарина?»

«А на чем пирожные растут?» и пр.

К концу дошкольного возраста складывается новая и высшая для дошкольного возраста — форма общения. В отличие от предыдущей, ее содержанием является мир людей, вне вещей. Если в 4—5 лет в разговорах ребенка со взрослым преобладают темы о животных, машинах, явлениях природы, то старшие дошкольники предпочитают говорить о себе, своих родителях, правилах поведения и пр. Для старших дошкольников характерно не просто стремление к доброжелательному вниманию и уважению взрослого, но и к его взаимопониманию и сопереживанию. Для них становится особенно важным достичь общности взглядов и оценок со взрослым. Совпадение своей точки зрения с мнением старших служит доказательством ее правильности. Общение ребенка со взрослым имеет важное значение для развития личности ребенка. Во-первых, в процессе такого общения он сознательно усваивает нормы и правила поведения, что способствует формированию морального сознания. Во-вторых, через личностное общение дети учатся видеть себя как бы со стороны, что является важным условием развития самосознания и самоконтроля. В-третьих, в личностном общении дети начинают различать разные роли взрослых — воспитателя, врача, продавца, учителя и пр. и в соответствии с этим по-разному строить свои отношения с ними. Упражнение «Закончи предложение»

Цель: актуализация сильных сторон личности.

Каждый участник (по кругу) произносит утверждение, начиная со слов: «Я хороший педагог, потому что…» Психолог спрашивает у группы, действительно ли этот педагог такой. Вся группа должна согласиться, что человек действительно хороший педагог.

- Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «комфорт»? Давайте придумаем слова к каждой букве данного слова:

К – красота

О – органичность

М – мама

Ф – фантазия

О – отдых

Р – радость

Т – тепло

- Что такое комфорт? Это – условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающая удобство, спокойствие и уют. (Толковый словарь С. И. Ожегов)

- Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

4. Игра «Ручеек»

Цели:

• провокация переживаний, связанных с оцениванием;

• анализ эмоционального восприятия положительной и отрицательной оценок;

• найти и сформировать способы, удерживающие педагога и ребенка в контакте и помогающие преодолению барьера.

Материалы:

• карточки с фразами и словами (карточки педагоги заполнили самостоятельно за день до занятия).

Участники выстраиваются в две шеренги, становятся друг напротив друга, образуя коридор. Одной шеренге раздаются карточки с фразами и словами, которые обычно говорят ребенку, когда им довольны, другой — карточки со словами, когда ребенком недовольны.

Инструкция: «Сейчас я поведу по коридору человека с закрытыми глазами. По ходу движения вы должны будете шептать ему на ухо слова, которые написаны у вас на карточке. Говорить нужно одновременно в правое и левое ухо».

Каждый участник проводится по коридору. При этом человек, который стоял в «хорошем» ряду, после прохождения встает в «плохой» и наоборот. Это даст возможность большинству участников побывать в роли хвалящего и ругающего.

Проводится обсуждение. Что вы чувствовали во время упражнения? Какие слова и фразы вызвали переживания? Как вы воспринимали «плохие» и «хорошие» слова? Как ваши мысли и переживания могут повлиять на общение с вашими воспитанниками?

Игра «Солнышко».

Я думаю, что каждый из вас способен стать для ребенка маленьким солнышком, которое всегда осветит путь и обогреет. Мы дарим вам сегодня такое солнышко, напишите на каждом лучике продолжение фразы: «Дети любят общаться со мной, потому что…»

Заключение. Подведение итогов работы.

Не бывает воспитания без трудностей и проблем. Педагог - прежде всего человек. Со своими чувствами и потребностями.

А воспитание - это живой процесс человеческих отношений. Хорошее воспитание не может состояться без постоянной работы над этими отношениями и без постоянной работы над самим собой. Мы любим цветы, но, не зная особенностей ухода за ними, не создавая нужных условий для их роста, вряд ли дождемся их цветения.

Я желаю вам успехов в нелегком деле воспитания. Наш семинар - практикум подошел к концу, в

Семинар-практикум для педагогов «Общение с детьми»

ем спасибо!

Фото «Общение с детьми»
Семинар-практикум для педагогов - фото
Публикации по теме:

Семинар-практикум для педагогов «Художественно-эстетическое развитие» Цель: развитие фантазии, воображения, творческого мышления педагогов при работе с детьми по направлению «художественно-эстетическое развитие».

Семинар-практикум для педагогов «Игры с песком»Семинар-практикум для педагогов «Игры с песком» Составили: Кузеро С. В. – воспитатель, Копаш И. В. – воспитатель, Высоцкая Т. И. – учитель-логопед Цель: Повышение профессиональной компетентности,.

Семинар-практикум для педагогов «Изготовление и применение тренажеров для проведения дыхательной гимнастики с детьми»Семинар-практикум для педагогов «Изготовление и применение тренажеров для проведения дыхательной гимнастики с детьми» Цель семинара: обучение изготовлению и применению тренажеров для дыхательной гимнастики. Задачи: -рассказать о необходимости регулярного.

Семинар-практикум для педагогов «Организация конструктивной деятельности с детьми дошкольного возраста» Конструирование –это практическая деятельность детей, направленная на получение определённого, заранее задуманного продукта. Конструирование.

Презентация «Семинар-практикум для воспитателей «Общение воспитателя с родителями воспитанников» Семинар-практикум для педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» Цель: способствовать преодолению трудностей решению проблемных.

Семинар-практикум для педагогов «Кризис 3 лет» Актуальность. Кризис трех лет - один из самых ярких по проявлениям кризисов детства, нередко застающий родителей врасплох. Кажется, еще.

Семинар-практикум «Общение и семейное воспитание» Воспитатель Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 83» города Нижнего Новгорода Прончатова Светлана Ивановна.

Семинар-практикум для педагогов «Путешествие в экологию» Семинар – практикум для педагогов Тема: «Путешествие в экологию» Подготовила: старший воспитатель МБДОУ д/с № 9 города Ставрополя Левичева.

Семинар-практикум с элементами тренинга для молодых педагогов Психологическое сопровождение молодого специалиста – это формирование будущего профессионала педагогической деятельности. Очень важно помочь.

Семинар-практикум «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников» Семинар-практикум «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников» Цель — формирование коммуникативной компетентности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов «Общение с детьми»
Опубликовано: 5 февраля 2019 в 19:27
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для педагогов «Общение с детьми»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Овчарова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД