Татьяна Скрягина
Семинар-практикум для педагогов «Художественно-эстетическое развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие фантазии, воображения, творческого мышления педагогов при работе с детьми по направлению «художественно-эстетическое развитие».
Задачи:
1. Систематизировать знания педагогов по данному направлению.
2. Развить практические умения по художественной деятельности.
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Художественно-эстетическое развитие“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
3. Создавать условия для взаимодействия педагогов стажистов с молодыми специалистами и педагогами ПДО.
План проведения:
1. Проведение воспитателями мастер-класса по ознакомлению педагогов с методикой преподавания оригами.
2. Сообщение воспитателя на тему: «Знакомство детей с народно-прикладным искусством».
3. Деловая игра «Художественная тропа знаний».
4. Рефлексия.
Методическое обеспечение: выставка методической литературы по художественной деятельности; выставка рисунков, поделок детей; представление разнообразных предметов народно-прикладного искусства.
Содержание семинара-практикума :
1. Воспитатели подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ОНР (Уманжинова Л. И., Уфимцева Г. В.) подготовили мастер-класс по теме: «Веселый мир оригами», где осветили значимость данных занятий. Оригами позволяет привлечь детей с разными способностями и интересами, побуждает к поиску ответов на возникающие в процессе работы вопросы, дает возможность ощутить себя творцами-первооткрывателями, формирует у детей интерес к конструированию из бумаги, углубляет знания детей, способствует общему развитию, расширяет кругозор, а также прививает интерес к практической деятельности, развивает мелкую моторику рук, глазомер, художественный вкус, мышление, память, внимание, что играет определяющую роль в общем развитии ребенка. Также они предложили несколько технических приемов, провели практическую часть с педагогами по составлению лебедя из бумажных уголков.
3. Воспитатель подготовительной группы (Шардакова Н. К.) подготовила сообщение на тему: «Знакомство детей с народно-прикладным искусством», как одним из средств эстетического воспитания, помогающего формировать художественный вкус, учащее видеть и понимать прекрасное в жизни и в искусстве, активно воздействующее на духовное развитие человека. Представила некоторые работы детей по народным промыслам: декоративная посуда и роспись Гжель; Филимоновская, Каргопольская, Дымковская игрушка; роспись по дереву – Городецкая, Хохломская, Мезенская. Словесно описала основные элементы росписи.
4. Старший воспитатель подвела итоги семинара деловой игрой «Художественная тропа знаний».
Ведущий предлагает считать семинар-практикум своеобразным «пробегом» по тропе знаний в области развития творческих способностей к художественной деятельности, формированию культуры.
Педагоги делятся на две команды. Членам команды дается 1 мин. для придумывания названия команды, которое должно быть созвучно теме семинара-практикума.
Первая остановка «Раздумье» (решение педагогических ситуаций).
Первая команда
Занятие рисования.
- Кто нарисует весенний ветер? – спрашивает воспитатель.
К доске выходят двое. На одном рисунке дома и дым уносит ветром вместе с трубой, на другом – ветки деревьев хлещут по облакам…
- Чудесные рисунки, - поощряет воспитатель смельчаков. – Но что еще можно добавить? Какую деталь? Посмотрите в окно.
Затем воспитатель рисует на доске завиток. Его надо продолжить так, чтобы из него получился предмет. У одного получилась машина, у другого – крокодил, у третьего – человечек, у четвертого собака и т. д.
В группе хохот, но каждому хочется добавить сове.
- Вот видите, как много выражает одна только линия. И как по-разному видит мир каждый из вас.
Вопросы и задания:
1. Каков стиль деятельности и поведения воспитателя?
2. Оцените, обосновав, каждый прием взаимодействия педагога с детьми.
Вторая команда
Воспитательница организовала прогулку в пар. Она выбрала самое живописное место и предупредила, чтобы каждый взял с собой рамку для картины.
Когда все поднялись на горку, воспитательница сказала:
- Мы сегодня с вами будем выбирать картины с изображением зимнего пейзажа. Кто из вас выберет самую красивую и сможет всем доказать красоту этой картины, получит приз – книгу о русской живописи.
- А где эти картины? – спросил кто-то из воспитанников.
- Они вокруг нас. Возьмите свою рамку, наводите ее на различные части живого пейзажа и смотрите, что за картина оказалась у вас в рамке. Когда подберете самую красивую, пригласите всех посмотреть.
Всеми была признана лучшей картина Гены. Ему удалось выбрать вид, напоминающий дорогу в ущелье.
Радостные и возбужденные возникшим интересом к живописи, ребята выразили желание написать красками увиденные пейзажи.
Вопросы и задания:
1. Каков стиль деятельности и поведения воспитателя?
2. Оцените, обосновав, каждый прием взаимодействия педагога с детьми
3. В чем ценность выхода педагога за пределы традиционной формы организации обучения?
Вторая остановка «Угадай-ка»
Решение кроссворда по теме «Народно-прикладное искусство в работе с детьми».
Заполнив горизонтальные строки кроссворда, в выделенных клетках вы сможете прочитать название русского праздника – торга (ярмарки) – (свистунья, на котором все его посетители (от мала до велика, считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку или берестяную дудку.
1. Гжель нравится всем своим цветом. Какой он? (синий)
2. Основной материал, из которого изготавливают изделия в селе Полховский Майдан. (дерево)
3. Материал, из которого изготавливают дымковскую игрушку. (глина)
4. Название промысла, для которого характерно изготовление подносов. (жостово)
5. Благодаря этому цвету хохлому часто называют так. (золотой)
6. Обобщающее слово, которым можно назвать изделия мастеров Дымково, Филимоново, Каргополья. (игрушка)
7. Назвать профессию мастеров, чьими руками изготовлялись глиняные расписные игрушки в одном из главных культурных центров русского Севера – в Каргополье. (гончар)
8. Поскольку изделия малой декоративной пластики (изделия дымковских, каргопольских, филимоновских мастеров) являются объемными, то к какому виду пространственных искусств их можно отнести? (скульптура)
9. Предмет домашней утвари, которым особенно прославились городецкие мастера. (прялка)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Четвертая остановка «Умелец»
На лист бумаги приклеена половина открытки или картинки. Вам дается 5 мин., чтобы завершить шедевр. С помощью полученных картинок, создайте общий коллаж.
Рефлексия
Список литературы:
1. Аралова М. А. Формирование коллектива ДОУ: Психологическое сопровождение. – М. : ТЦ Сфера, 2006
2. Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М. : Мозаика-Синтез, 2008
3. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010
4. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. – СПб. : Питер, 2006
5. Шешукова О. Е. Образовательная программа дополнительного образования детей в дошкольных образовательных учреждениях «Город мастеров», 2007
6. https://dou-elochka.ru