СВЕТЛАНА КУЗЕРО
Семинар-практикум для педагогов «Игры с песком»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для педагогов
Составили: Кузеро С. В. – воспитатель, Копаш И. В. – воспитатель,
Высоцкая Т. И. – учитель-логопед
Цель: Повышение профессиональной компетентности, участников семинара, в организации развивающих игр с песком в условиях детского сада.
Задачи: 1. Создать положительный эмоциональный настрой на работу.
2. Познакомить с наиболее эффективными играми с песком.
3. Стимулировать интерес педагогов к организации игровой деятельности с песком.
Темочки:
- Игры с песком
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Семинар, практикум
- Темочки
Оборудование: лотки (контейнеры) с кинетическим песком, ёмкости с кварцевым песком, формочки, стека, палочки, небольшие игрушки, мольберт.
Программа семинара:
Вводная часть семинара
Теоретическая часть семинара
Практическая часть семинара
Ход семинара:
Вводная часть
Добрый день уважаемые коллеги! Сегодня мы, представим вашему вниманию опыт нашей работы по теме самообразования «Игры с песком».
Упражнение «Рисунок на спине»
Цель: развивать умение действовать вместе сообща, не вербальными средствами общения, развивая при этом тактильные ощущения, чувствительность.
Педагог: - А сейчас мы с вами порисуем на спине. Нам необходимо построиться колонной, каждый участник при этом смотрит в спину своего товарища. Я сейчас нарисую картинку и спрячу, затем такой же рисунок я изображу пальцем на спине у того, кто стоит последним в колонне. Ваша задача, постараться почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше, до самого первого. А первый затем воспроизведет этот рисунок на бумаге, в конце мы сравним этот рисунок с первоначальным вариантом. Итак, начали.
Теоретическая часть
Специалисты парапсихологи утверждают, что песок поглощает «негативную» психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. И правда, наблюдения показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное состояние детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка. При работе с песком активизируются чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях. А, как известно, тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с познанием мира, развиваются речь и моторика. Общение с песком даёт толчок полёту творческой фантазии детей. Игра в песочнице не требует специальных навыков и умений, здесь можно не бояться ошибиться и легко начинать всё заново.
Игры с песком конечно же показаны всем детям, но особенно они полезны для детей с нарушением речи. Поэтому мы решили взять тему самообразования «Игры с песком». По данной теме мы работаем второй год.
Чтобы организовать игры с песком в группе, мы обеспечили наличие соответствующего оборудования:
1. Первое это конечно песочницы. Мы используем вместо песочницы для кинетического песка, пластиковые контейнеры. А для сыпучего песка используем картонную коробку. Сыпучий песок просеяли, прокалили. Кварцуем после каждого использования. Наполняемость песка не менее одной третьей части объёма песочницы.
2. Подобрали игровой материал, это мелкие игрушки: животные, деревья, овощи и фрукты, фигурки людей и сказочных героев (добрых и злых, различные виды транспорта, природный материал, пластиковые буквы, цифры, счётные палочки, геометрические фигуры, различные постройки (дома, замки, мосты, ворота, загоны для животных, наборы посуды, лопатки, сито, воронки, формочки разной величины, широкие кисточки, штампики, трафареты для рисования, разнообразный бросовый материал и т. д. Весь игровой материал должен легко обрабатываться. Храним мы его в пластиковых контейнерах с крышками.
3. Подобрали разнообразные игры с песком и создали картотеку.
Важно знать! Единственным противопоказанием для ребёнка является наличие аллергической реакции на песок, а также царапины и порезы на руках.
Для взаимодействия детей с песком мы используем игрушку-помощницу Песочную фею. Она хозяйка песка и следит за порядком в песочнице во время игр детей. Так же Песочная фея знакомит детей с правилами:
- Нельзя выбрасывать песок из песочницы.
- Песочная фея любит, чтобы у детей было чистое лицо и руки.
- Песчинкам не нравится, когда их берут в рот и когда ими кидаются.
- В конце игры нужно убрать игрушки (у каждой игрушки есть свой дом).
- Песок необходимо разравнять, чтобы он стал чистым листом.
Практическая часть семинара
Педагог предлагает участникам семинара принять участие в играх с песком, которые можно использовать в работе с детьми.
- Перед началом игры необходимо провести ритуал знакомства.
– Дотроньтесь, поочереди, каждым пальцем до песка, сожмите его в кулаке, пересыпьте с одной ладошки на другую, высыпьте, перетрите песок между пальцами, ладонями, сделайте отпечатки рук, внутренней и внешней стороной, задержите руки на песке, и прислушайтесь к своим ощущениям, что вы чувствуете?
Упражнение «Песочный дождик»
Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.
Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.
Упражнение «Рисуем палочкой»
Данная игра особенно подходить для неспокойных, эмоциональных детей.
Цель: развитие усидчивости, внимания, фантазии.
Воспитатель предлагает порисовать на песке палочкой. Такое занятие способно заинтересовать ребенка, успокоить. А также он начнет проявлять усидчивость, фантазию и воображение.
Игра — Школа на песке «Подсказка» (кинетический песок)
Цель: в игровой форме обучать ребенка грамоте и счету.
Для обучения ребенка порядковому счету можно организовать следующую игру. Сделайте из песка 5 кучек. В одной из них спрячьте какой-либо предмет, а затем предложите ребенку найти его по вашей подсказке. Подсказка будет такой: «ищи во 2й кучке слева». В другой раз пусть ребенок сам спрячет предмет и подскажет вам, где эго искать.
Упражнение «Нож» (кинетический песок)
Простой способ научить ребёнка пользоваться ножом. Представьте, что песок —это сливочное масло торт или хлеб, и приступайте. К слову, режется этот волшебный песок просто замечательно! Лучше использовать пластиковый нож.
Учитель-логопед
Упражнение «Клад»
Логопед закапывает в песок зеленые, синие, красные камешки. Ребенок достает камешек, в зависимости от цвета камешка называет слово на данный звук (гласный, согласный твердый, согласный мягкий).
Пальчиковая игра «Пустыня»
Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук через слова, движения.
По пустыне мы шагаем, на носочки наступаем
(«шагают» пальчиками по песку).
По барханам мы идем, от друзей не отстаем
(«шагают», высоко поднимая пальцы).
Змеи по песку ползут, за собою нас ведут
(ставят ладони на ребро, выполняют скользящие движения)
Скрип, скрип, скрип песок
(«шагают» пальчиками по песку).
Отряхнем его мы с ног (отряхивают руки от песка)
Воспитатель
Рисование песком.
Цель: научить создавать песочные картины.
Оборудование: раскраски, чистые листы бумаги, клей ПВА, простые карандаши, кисточки, салфетки, песок цветной.
Ход работы:
- Сейчас, я предлагаю вам создать рисунок из песка. Для выполнения этой работы есть 2 варианта:
1-на чистом листе нарисовать свою картину,
2-использовать готовые картинки.
Затем педагог предлагает подойти к столу и выбрать для себя материал. После выбора все садятся за столы, педагог объясняет правила выполнения работы.
- Поэтапно нанести клей на рисунок. После этого посыпать цветным песком места, где есть клей. И в конце работы стряхните аккуратно остатки песка. Всё, Ваша картина готова! Их можно рисовать с детьми от 4-х до 7-ми лет. Такие занятия, не только развивают творческое воображение, мелкую моторику, но самое главное доставляют удовольствие и сближают взрослого и ребёнка в плане положительного эмоционального общения друг с другом.
Заключительная часть (рефлексия и обратная связь).
Участники семинара рассматривают работы коллег, делятся своими впечатлениями. Для этого отвечают на вопрос:
-Что вам дал семинар-практикум?
Педагог: благодарим всех за конструктивное и позитивное общение, предлагаем вам выразить своё отношение к семинару. Педагоги фиксируют этот момент рисунком в песочнице.
Список использованной литературы:
1. Грабенко Т. М., Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Практикум по песочной игротерапии.» – СПб. : Речь, 2010.
2. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб. : Речь, 2008.
3. Зейц М. «Пишем и рисуем на песке»