Светлана Ивановна
Семинар-практикум «Общение и семейное воспитание»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель Муниципального дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 83» города Нижнего Новгорода
Прончатова Светлана Ивановна
Цель: Познакомить родителей с особенностями общения с детьми в игровой деятельности.
Задачи:
1. Привлечь внимание родителей к детской игре как деятельности, которая в условиях семьи наиболее полно удовлетворяет потребности ребенка в деловом, познавательном и эмоциональном общении со взрослым и сверстниками.
2. Развитие самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния.
План:
Публикация «Семинар-практикум „Общение и семейное воспитание“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
1. Приветствие воспитателя.
2. Мини – лекция «Что такое общение»
3. Упражнение «Портрет ребёнка с нарушениями в общении»
4. Мини – лекция «Как общаться с детьми в игре»
5. Игровое упражнение «Инструкция»
6. Игра «Комплементы»
7. Обратная связь
Здравствуйте, уважаемые родители! Очень рада видеть Вас! И нашу встречу хочу начать со слов
В. Сухомлинского
Годы детства – это прежде всего воспитание сердца. Воспитание не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка.
В. Сухомлинский
Мини-лекция «Что такое общение».
Воспитатель дает определение термина: «Общение – это взаимодействие двух или более людей, состоящих в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера», (Словарь, М., 1996 г.)
Воспитатель рассказывает основные причины появления трудностей в общении у детей, связь между структуры личности и процессом общения. Особое внимание уделяет обсуждению стилей воспитания в семье и их влиянию на возникновение нарушений формировании навыков общения.
Упражнение «Портрет ребёнка с нарушениями в общении».
Воспитатель предлагает для обсуждения несколько высказываний, касающихся наиболее типичных нарушений в сфере общения. Например: ребенок не решается подойти к детям, пугается взрослых; ребенок дерется, обижает детей, спорит; ребёнок чрезмерно подвижен, мало и беспокойно спит; ребёнок имеет отрешённый взгляд, безразличен к окружающим.
Итогом этого обсуждения становится составление обобщённого портрета ребёнка, испытывающего трудности в коммуникативной сфере.
( Диагностические методики: диагностика форм общения по М. И. Лисиной)
Исследование внутрисемейных отношений «Рисунок семьи».
Источники: Шипицина Л. М. азбука общения СПб., 2000;
Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996.)
Мини – лекция «Как общаться с детьми в игре»
Воспитатель рассказывает, что общение с детьми – это особого рода искусство, имеющее свои законы, и этому искусству надо учиться, затем освещаются основные принципы общения с детьми :
• Общение должно быть основано на уважении друг к другу и умении общаться; наставлениям должно предшествовать понимание.
• Когда ребенок спрашивает или рассказывает о каком-нибудь событии, иногда правильнее сделать акцент не на само событие, а на связанное с ним чувство.
• Когда ребенок дает себе, своим способностям некую оценку, не стоит просто соглашаться или не соглашаться с его словами; надо дополнить высказывание замечаниями, которые покажут, что мы все понимаем.
• Ребенка необходимо научить узнавать с вой чувства. Взрослые должны стать «зеркалом» его эмоций.
Пусть в этом зеркале (в наших словах) ребенок увидит отражение своих чувств во всей полноте и без искажений ( например: «Кажется, ты здорово сердишься.».
• Критикуем и хвалим по-новому: похвала должна быть направлена надела и поступки ребенка, а не на его личность. Нужно построить. Свой комментарий таким образом, чтобы ребенок сам сделал положительные выводы о себе и своих способностях; критика должна быть созидательной, т. е. указывать, как сделать то, что нужно сделать, полностью опуская отрицательные оценки личности ребенка.
• Нельзя угрожать ребенку: угрозы ведут к непослушанию. Дети часто воспринимают угрозу как приглашение повторить запретное действие.
Игровое упражнение «Инструкция».
-Детям с нарушениями общения часто кажется, что окружающие люди не понимают их. Данное упражнение поможет взрослым осознать это.
Из группы выбирается один ведущий. Ему дается лист бумага с заранее нарисованными фигурами. Задача водящего в течение одной минуты дать четкие вербальные указания группе для воспроизведения каждым участником группы данного изображения. Затем ведущий просит всех участников упражнения поднять листы с выполненным заданием; проходя по кругу, он сверяет изображения с эталоном. После выполнения упражнения участники обсуждают: точно ли ими выполнена инструкция водящего? Достаточно ли ясной была инструкция? Далее группа выявляет причины неточного выполнения задания (если такое было) и совместно формулирует точную и лаконичную инструкцию.
Игра «Комплименты».
-Детям с проблемами в общении зачастую недостает добрых, ласковых, подбадривающих слов, обращенных к ним. От умения взрослых находить нужные слова зависит эмоциональное самочувствие ребенка.
Участники игры располагаются по кругу. Необходимо внимательно посмотреть на соседа справа и мысленно определить положительные качества его личности. Игра начинается со слов «Мне нравится в тебе.». Каждый говорит комплимент своему соседу справа. После окончания игры участники обсуждают, что они чувствовали, что неожиданного о себе узнали, понравилось ли им говорить и принимать комплименты.
Обратная связь.
Для подведения итогов и формирования запросов на следующую встречу, каждый участник письменно отвечает на вопросы:
• Чем была полезна, именно для вас данная встреча?
• Какие конкретные приёмы, Вы будите использовать в работе с детьми?
• Ваши пожелания на следующие занятия?