Светлана Калугина
Семинар-практикум с элементами тренинга для молодых педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум с элементами тренинга для молодых педагогов
Психологическое сопровождение молодого специалиста – это формирование будущего профессионала педагогической деятельности. Очень важно помочь молодому специалисту адаптироваться к новым условиям труда и образу жизни, чтобы у него не возникало чувство неудовлетворенности собой, чтобы его старт был уверенным, стремительным, удачным и результативным.
Тема семинара-практикума: «Психологическая и профессиональная компетентность воспитателя - шаг навстречу ребенку»
Публикация «Семинар-практикум с элементами тренинга для молодых педагогов» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Цель: Сформировать психологическую культуру педагогов. Актуализировать представления педагогов о педагогической рефлексии как средства профессионального саморазвития, самосознания, повышения профессиональной компетентности.
I. Вступительная часть.
1. Ожидание. Упражнение. «Этюд».
Участники выбирают один из листов (розовый или зеленый).
Те, кто принял розовый, продолжают фразу «В последнее время меня на работе радовало.», а те, кто вытащил зеленый, продолжают предложение «В последнее время меня на работе огорчало.». Листы прикрепляют на плакат.
2 Упражнение. Принятие правил работы в группе.
Цель: регламентировать работу в группе. Участники методом мозгового штурма предлагают и принимают правила работы группы. Правила принимаются на первом занятии и действуют на протяжении всего цикла семинаров-практикумов:
На занятия нельзя опаздывать;
Быть положительным;
Быть активным участником;
Не отказываться от права сказать «нет»;
Хранить информацию;
Правила правой руки;
Использовать я - высказывание;
Называть друг друга так, как он представлялся;
Говорить только от себя,
Принцип «здесь и теперь»;
Воздерживаться от критики и советов.
Психолог. Рефлексия – это способность сосредоточиться на себе самом и овладеть самим собой как объектом, который имеет свое специфическое значение – способность рассуждения, осмысления, самоанализа своей деятельности.
Рефлексия – это необходимое условие повышения профессиональной компетентности педагогов. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление, самопознания. Это форма теоретической деятельности человека, направленная на осознание своих собственных действий и их законов.
Цель рефлексии – вспомнить и осознать цели деятельности и процесс ее проведения (способы, проблемы, пути решения, сравнить и соотнести полученные результаты с запланированными и откорректировать цели и направления дальнейшей деятельности. Если у человека рефлексия отсутствует, то это означает, что она сама становится полностью зависимой от внешних факторов, воздействий, обстоятельств. Такое лицо превращается в функционера, который выполняет чужую волю, пожелания, а это значит, что он теряет возможность и способность к нравственному развитию. Механизмы развития рефлексии не только психологические, но и педагогические, что создает реальную возможность влиять на развитие самосознания. Процесс развития самосознания личности предполагает самопознание, отношение к себе, саморегуляцию.
II. Основная часть.
3. Мозговой штурм «рефлексия».
На доске – анаграмма «рефлексия», которую заполняют участники.
Например:
Р - результат, рассуждения;
Е - эффективность;
Ф - специальность; профессиональный уровень, философия;
Л - лаконичность;
Е - эксперимент;
К - компетентность;
С - самоанализ;
И - инициативность, интерпретация;
Я - «Я» - концепция, качество.
4 Упражнение. Рефлексия и развитие личности педагога.
Работа в четырех группах (по временам года).
Ход упражнения. Участники разрабатывают информационные карты «Уровни педагогической рефлексии» и письменно рефлексируют о собственной роли в деятельности методических объединений и различных уровнях педагогической рефлексии по следующей схеме:
Мотивация участия: «Почему я здесь?»
Ожидаемые результаты: «Что я от этого буду иметь?»
Применение полученного опыта: «Что мне с этим делать?»
Информационное сообщение. Психологическая культура педагогов – это не только основательная теоретико-психологическая осведомленность, а прежде всего сформированная система профессиональных ценностей и навыков профессионального общения, центром которых должна стать ценность ребенка как личности. Бытует мнение, что педагог – это нервная профессия, но парадокс заключается в том, что такой ее делают не дети, а сам педагог.
Одним важным направлением в деятельности педагога является изучение индивидуальных психологических особенностей детей, прежде всего темперамента, характера, способностей, уровня развития познавательной сферы, эмоционально-волевой сферы. Без учета этих знаний работа педагога не будет результативной (т. е. несоответствие возрастным, познавательным и другим возможностям конкретных детей, это вызывает состояние напряженности, недовольства, разочарования, как у самого педагога, так и у детей.
Требования к уровню компетентности педагога все время растет, что обусловлено новыми социальными запросами образования.
Профессиональная компетентность предполагает адекватное использование знаний, эффективное решение конкретной педагогической задачи или психологической проблемы. В современном цивилизованном мире педагог является фигурой, которая требует особого внимания. Там, где это место занимают недостаточно компетентные люди, в первую очередь страдают дети. Главным и постоянным требованием для педагога является любовь к детям, к педагогической деятельности, широкая эрудиция, высокий интеллект, высокий уровень общей культуры и духовности, профессиональное овладение различными методами обучения и воспитания детей.
5. Упражнение. «Заборы и овраги».
Цель: Повышение уровня ориентации в мире профессии.
Ход упражнения: Один из участников, который сформулировал свою профессиональную цель, садится напротив других. Все определяют сложности на пути достижения цели и их преодоление. Каждый называет проблему, а первый участник отвечает, предлагая свои варианты ответа.
6. Психологическая игра.
Цель: Выявление эмоциональных особенностей человека.
Игра «Синяя птица». Однажды синяя птица неожиданно влетает в окно вашей комнаты и попадает в ловушку. Что-то в ней привлекает в вас, и вы решаете оставить ее у себя. Но, к вашему удивлению, на следующий день птица меняет цвет с синего на желтый! Эта необычная птица меняет цвет каждую ночь: наутро третьего дня она ярко-красная, а на четвертый день становится черной. Какого цвета птица, когда вы просыпаетесь на пятый день?
Птица не меняет цвета, она остается черной.
Птица возвращается и снова становится синей.
Птица становится белой.
Птица становится золотой.
Комментарий к тексту.
Птица, влетевшая в комнату, кажется вам символом удачи, заставляет беспокоиться о том, что счастье будет непрочным. Ваша реакция демонстрирует то, как вы реагируете на трудности и неопределенность в реальной жизни.
Тот, кто выбрал черную птицу, воспринимает жизнь пессимистично и склонен считать: если ситуация ухудшилась, она уже опять не нормализуется, если все так плохо, то хуже уже не будет.
Для кого птица вновь становится синей – оптимисты, которые верят, что жизнь – это смесь хорошего и плохого. Не следует бороться с этой реальностью. Вы воспринимаете неприятности спокойно. Такой взгляд помогает легко преодолевать препятствия.
Те, у кого птица стала белой, под давлением ведут себя спокойно и решительно. Вы не теряете времени на волнение и нерешительность, даже когда ситуация развивается не в вашу пользу.
Тех, у кого птица стала золотой, можно описать словом «бесстрашный». Однако, нужно помнить, что граница между бесстрашием и безрассудством очень тонкая.
7. Ролевая игра «Портрет профессионала».
Задание 1.
Из предложенного списка из деловых и личностных качеств человека выберите 10 важнейших необходимых педагогу. Затем отметьте те, которыми в полной мере обладаете сами.
Профессионально важные черты педагога.
Черты моей личности.
Объективность, точность восприятия.
Стремление к успеху.
Отказ от угроз и авторитарности.
Независимость и чувство нового.
Эмоциональная устойчивость, самостоятельность.
Высокий уровень интеллекта и общей культуры, деловитость, самокритичность, принципиальность.
Эмпатия (способность к сопереживанию и пониманию, энтузиазм жизнерадостность высокий самоконтроль.
Экспрессивность (владение речью, жестами, мимикой, авторитетность.
Уважение прав и свобод личности
Задание 2.
Ваша группа должна придумать и изобразить образ-метафору, что воплощала бы групповые представления о профессиональном кредо педагога. Образ-метафора – предмет (живой или неживой) или явление, которое отражает в переносной форме суть профессиональной деятельности, ее приоритеты и главные ценности, особенности взаимодействия с окружающей средой.
Ваш образ: Составьте небольшой монолог от имени этого образа в котором бы рассказывалось о том, к чему стремится этот образ; чего хочет достичь; что может; как обычно взаимодействует с коллегами, детьми, начальством. Стиль рассказа может быть любой.
Задание 3.
Выберите и подчеркните из предложенных афоризмов один, наиболее полно отражающий ваше профессиональное кредо:
«синий цвет»:
«Капля долбит камень не силой, а частотой»,
«Дайте детству созреть в детстве»,
«Понимание - начало согласия»,
«желтый цвет»:
«Чем больше у меня работы, тем больше я учусь»,
«Лучше изучить лишнее, чем ничего».
«Делай свое дело и познай самого себя»,
«зеленый цвет»:
«Один алмаз полирует другой»,
«Время работы научит большему, чем день объяснений»,
«фиолетовый цвет»:
«Не мысли нужно учить, а мышлению»,
«Даруй свет, темнота исчезнет сама»,
«Наша личность - это сад, а наша воля - его садовник».
Соотнесите свой выбор с профессионально важными чертами и определите характеристики, которые должны составлять коммуникативное ядро педагога.
Для усиления игрового эффекта желательно предложить участникам бланки, на которых группы афоризмов были обозначены указанным цветом.
8. Упражнение. «Составляем рассказ».
Цель: Откорректировать эмоциональное состояние путем воздействия на точки заклинивания и избавиться от негативных эмоций.
Психолог. Нарисуйте на листе бумаги каракули. Составьте рассказ о том, что вы видите. Каракули рисуйте в расслабленном состоянии с закрытыми глазами. Ученые доказали: если человек болен, то глазами он не может воспроизвести точную линию каракуль. Обратите внимание на линии каракуль. Если большинство из них дугообразные, то это свидетельствует о том, что вы не агрессивный человек. Возможно, сейчас вы чувствуете себя нормально. Если в ваших каракулях много углов – это свидетельствует о наличии эмоционального и физического напряжения. Если учитывать цвет, то он может дополнить информацию о вашем эмоциональном состоянии. С помощью каракуль человек может избавиться от напряжения. С помощью рассказа о том, что вы видите, можно определить, что вас беспокоит, ведь каждый видит только то, что присуще ему.
9. Притча «Легенда о бабочке».
Как-то в коконе появилась небольшая щель. Мужчина, который проходил мимо куколки, остановился и стал смотреть, как сквозь эту щель пытается вылезти бабочка. Прошло немало времени, бабочка уже словно оставила все свои попытки, а щелка все еще была такой малой! Казалось, бабочка сделала все, и сил уже не осталось. Тогда человек решил помочь бабочке: ножом разрезал кокон. Бабочка выползла. Но её тельце было слишком слабым и немощным, крылышки - недоразвитыми и едва двигающимися.
Мужчина наблюдал, думал, что крылья вот-вот расправятся, окрепнут, и бабочка улетит. Но нет! Остаток жизни бабочка тащила по земле свое слабое тельце, и не расправленные крылья. Она так и не смогла взлететь.
А все потому, что человек, стремясь помочь, не понимал того, что усилие необходимое бабочке, было в том, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и тогда она смогла бы улететь. Жизнь заставляла бабочку так трудно покидать свою старую оболочку, чтобы она могла дальше расти и развиваться.
Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы мы могли жить, не сталкиваясь с трудностями, то были бы «калеками». Мы не стали бы такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.
10. Психорисунок «Что я даю людям и чего от них ожидаю».
Цель: Развивать навыки психоанализа.
Ход упражнения. Психолог предлагает каждому взять лист бумаги, разделить его на две части, на одной нарисовать то, что вы даете людям, а на другой – то, что получаете от них. Результаты обсудить.
11. Упражнение-релаксация «Дыхание звезд».
С помощью этой техники можно предотвратить боли любого происхождения, тревогу, страх, плохое настроение и наконец успокоиться. Определите, какой именно цвет вам сейчас нужен.
Ход упражнения:
Сядьте удобнее. Представьте синее небо, усыпанное звездами. Выберите одну звездочку, она теперь принадлежит вам. Выберите цвет, необходимый для исцеления. Включите звездочку, пусть она засветится этим светом. Цветной луч широкий, он все вокруг наполняет своим сиянием, вдохните на счет «один - два - три», представляя, что вы вдыхаете цветной воздух. Воздух проникает через нос, наполняет все ваше тело. Старайтесь увидеть и почувствовать это. Вдыхать желательно именно носом. Задержите дыхание, посчитав до трех. Выдохните на счет «один - два - три». Еще дважды повторите этот дыхательный цикл.
III. Заключительная часть.
Подведение итогов.
Каждый по кругу заканчивает предложение «Я верю, что.».
Психолог. Вот и время прощаться. Я благодарю всех участников за активность, за умение работать в разных ситуациях.
Успешного вам восхождения к вершинам успеха.