Айана Иртакова
Семинар-практикум для педагогов «Кризис 3 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Кризис трех лет - один из самых ярких по проявлениям кризисов детства, нередко застающий родителей врасплох. Кажется, еще вчера ребенок был милым и послушным, как вдруг перед вами новое испытание - ребенка как подменили. Он капризничает, упрямится, с ним трудно даже договориться в тех ситуациях, в которых раньше достаточно было просто попросить или даже указать на то, что нужно делать. В период кризиса трех лет ваш малыш утверждает свое "Я", свою самостоятельность и независимость. Что выражается в его высказываниях "Я САМ" "Я ХОЧУ". У него складывается чувство собственного достоинства. Данная тема наиболее актуальна для родителей в настоящее время, так как основная масса детей 1 младшей группы уже достигла данного возраста.
Темочки:
- Капризы и упрямство детей. Кризис трех и семи лет
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Цель: повышение педагогической компетентности родителей.
Задачи:
-расширить знания родителей о кризисе трех лет;
-обучить приемам конструктивного общения с детьми.
Этапы работы
1. Анкетирование и анализ анкетирования «Кризис 3 лет»
2. Консультация родителей по теме: «Возрастные особенности детей 2-3 лет»
3. Разработка брошюры: «Кризис 3 лет»
Ожидаемый результат: получат информацию о возрастных особенностях детей 2-3 лет, об основных признаках кризиса, и принципах поведения родителя с ребенком.
В период с 20.02. 2018г. по 02.03.2018г. в детском саду «Аленушка» было проведено анонимное анкетирование родителей (законных представителей) 1младшей группы.
С целью выявления, информированности родителей (законных представителей) о возрастных психологических особенностей детей 2-3 лет.
В анкетировании приняла участие 21 семьи, что составило 70% от общего числа. Родителям (законным представителям) было предложено ответить на четыре вопроса анкеты. При этом в 3 вопросах, нужно выбрать один из вариантов ответа по выбору. А в вопросе № 4 присутствовал открытый ответ.
Вопросы анкеты.
№
Вопрос
Ответы
да
нет
не знаю
Затрудняюсь ответить
1.
Знакомо ли Вам понятие «кризис трех лет». Что это такое?
21 человек
100%
-
-
-
2.
Знаете ли Вы, как следует общаться с малышом в данный период?
9 человек
43%
7 человек
33%
-
5 человек
24%
3.
Нужна ли вам помощь детского сада по данной проблеме?
6 человек
29%
15 человек
71%
-
-
На вопросе №4 Какого рода трудности Вы испытываете в общении с ребенком данного возраста? родителям предлагалось записать свои варианты ответов.
Вопрос
Ответы
4.
Какого рода трудности Вы испытываете в общении с ребенком данного возраста?
Не испытываю трудности
11 человек 52 %
Слезы
5 человек
24 %
Я-сам
5 человек
24%
Из результатов опроса родителей можно сделать вывод, что родители серьезно занимаются воспитанием и развитием своих детей, но есть не которые вопросы по возрастным особенностям детей 2-3 лет. И принципах поведения родителя с ребенком, в период кризиса.
Итоги реализации практикума: «Кризис 3 лет» сформирована активная позиция родителей в воспитании их ребёнка с учётом его возрастных особенностей.
Приложение №1
Уважаемые родители!
Пожалуйста, ответьте на вопросы мини-анкеты:
• Знакомо ли Вам понятие "кризис трех лет". Что это такое?
Да___
Нет___
Не знаю___
• Знаете ли Вы, как следует общаться с малышом в данный период?
Да ___
Нет ___
Затрудняюсь ответить___
• Нужна ли Вам помощь детского сада по данной проблеме?
Да___
Нет___
• Какого рода трудности Вы испытываете в общении с ребенком данного возраста?
___
Приложение №2
Возрастные особенности детей 2—3 лет
В этом возрасте малыш еще не может управлять собой по собственному желанию, его поведение носит большей частью непроизвольный характер. Он очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь, переключить с одного эмоционального состояния на другое. Активно развивается речь ребенка.
В этом возрасте вашему ребенку важно:
Много двигаться, потому что через движение он развивает и познает свое тело, а также осваивает окружающее пространство.
Освоить мелкие движения пальчиков через игры с мелкими предметами, потому что развитие мелкой моторики у детей напрямую связано с развитием мозга и речи.
Как можно шире осваивать речь, поскольку она помогает и в развитии контакта ребенка с миром, и в развитии его мышления. У ребенка в этом возрасте быстро растет словарный запас, причем количество произносимых слов всегда меньше, чем количество понимаемых.
Играть, поскольку именно в игре начинают активно развиваться важные психические функции: восприятие, воображение, мышление, память. Через игру малыш осваивает окружающий мир, познает законы взаимодействия.
Продолжать выстраивать отношения со взрослыми. Ребенок в этом возрасте очень зависим от родителей, эмоционально на них настроен, нуждается в поддержке, участии, заботе и безопасности. Он ждет от взрослого непосредственного участия во всех его делах и совместного решения почти любой стоящей перед ним задачи. Сверстник пока еще не представляет для ребенка особого интереса, дети играют «рядом, но не вместе».
Получать помощь взрослого в тот момент, когда у него что-то не получается, поскольку ребенок в 2—3 года может реагировать на неудачи весьма аффективно: злиться, плакать, ругаться, бросать вещи.
Иметь достаточно времени для того, чтобы что-то выбрать. Все его желания обладают одинаковой силой: в этом возрасте отсутствует соподчинение мотивов и ребенку трудно принять решение, что выбрать в данный момент. Ему хочется всего и сразу.
То, что происходит прямо сейчас. Ребенок эмоционально реагирует лишь на то, что непосредственно воспринимает. Он не способен огорчаться из-за того, что в будущем его ожидают неприятности или радоваться заранее тому, что ему еще не скоро подарят.
Вам как его родителям важно:
Понимать, что энергичный и активный ребенок — это естественно, хотя временами утомительно. Поэтому вам нужно быть готовыми к этому и по возможности организовывать безопасное пространство, в котором малыш мог бы беспрепятственно использовать свою энергию для подвижных игр. Будет прекрасно, если именно вы хотя бы иногда будете его партнером по игре.
Предоставить ребенку возможность играть с мелким материалом: пуговицами, крупой, деталями конструктора, камушками, шишками, и другими различными по ощущениям предметами. Обязательно под присмотром взрослого!
Чаще разговаривать с малышом, читать ему сказки, книжки, обсуждать то, что он видел или в чем принимал участие. Полезны периодические контакты с малознакомыми детьми или взрослыми, поскольку ребенок вынужден старательнее произносить то, что мама обычно понимала с полуслова.
Предоставлять возможности для самых разных игр, в основном с предметами. Некоторые дети могут сами увлеченно вкладывать предметы один в другой, разбирать на части, перекладывать их, осваивая начальные этапы анализа и синтеза. Но в 2-3 года в процессе игры малыш чаще всего нуждается в компании матери или любящих его взрослых, поскольку ему нужны совместность и доброжелательное сотрудничество.
Относиться к ребенку спокойно и дружелюбно. По возможности понимать его эмоциональное состояние и насущные потребности, поскольку в этом возрасте ребенок не всегда способен их четко сформулировать и заявить.
Помнить, что соблюдение разумной безопасности не должно лишать малыша возможности открытия нового и интересного. Ваша родительская тревога не должна замещать возможности развития для вашего ребенка, которое происходит в этом возрасте через восприятие, а значит, через постоянное исследование нового.
Понимать, что у маленького ребенка совершенно другое восприятие времени. Для него существует только настоящее. И ваши попытки апеллировать даже к ближайшему будущему им совершенно не воспринимаются.
Относиться спокойно и с пониманием к эмоциональным вспышкам ребенка в случае возникновения трудностей. Злость или слезы, когда у ребенка не получается какая-то сложная для него задача, вполне естественны. Если аффект не очень силен, его можно проигнорировать, в случае сильного расстройства ребенка следует утешить или переключить его внимание.