Елена Лебедева
Семинар-практикум для педагогов «Путешествие в страну Толерантность»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для педагогов на тему :
«Путешествие в страну Толерантность»
. Подготовительный этап
1. Подготовить листы для складывания поделок лисички и готовый образец воспитателя.
2. Оформление высказываний известных людей об уважении:
• «Не делай людям того, что не желаешь себе» (И. Гете).
• «Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе» (И. Гете).
• «Право на уважение имеет лишь тот, кто уважает других людей» (В. А. Сухомлинский).
3. Провести репетицию с ребёнком, который будет «волшебником».
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Путешествие в страну Толерантность“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
4. Оформить цитату:
o «Всматривайтесь в привычное и увидите неожиданное, всматривайтесь в некрасивое и увидите красивое» (японская мудрость).
5. Оформить дерево толерантности, подготовить зелёные листочки-записки для родителей.
. Организационный этап
1. Собрание проходит в помещении группы.
2. Столы и стулья приготовлены для работы по 2.
3. Каждому на стол приготовлен конверт с заготовкой для складывания оригами, список советов по воспитанию детей и круглая форма для рисования символа толерантности.
4. На мольберте расположен плакат с названием родительского собрания «Путешествие в страну Толерантность»; оформлена тематическая выставка (методическая литература, схемы, пособия, детские поделки).
Ход мероприятия
Основополагающий вопрос: Как формировать толерантное сознание и поведение у дошкольников?
Ведущий. Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы вам предлагаем отправиться в волшебную страну сказок. Мы надеемся, что всё, что вы узнаете и чему научитесь, вам пригодится в воспитании ваших детей.
Игра «Паутина»
Цель: Эта игра помогает взрослым познакомиться друг с другом и в ходе веселого и приятного общения занять свое место в группе. Наряду с этим «Паутина» - прекрасный опыт для сплоченности группы.
Материал: Клубок ниток.
Инструкция: Встаньте, пожалуйста, в один общий круг. У каждого из вас сейчас есть возможность сообщить нам свое имя и рассказать о своей любимой сказке. У вас есть минута, чтобы подумать, что вы хотите рассказать о себе… (Воспитатель первый начинает игру).
Меня зовут Елена Николаевна, и я очень люблю складывать из бумаги фигурки оригами и читать сказки. Моя любимая сказка «Царевна-лягушка». Потому что мне нравятся герои, которые преодолевают препятствия и находят своё счастье.
(Зажмите свободный конец нити крепко в руке и киньте клубок, сидящему напротив).
Таким образом, клубок передается дальше и дальше, пока все участники не окажутся частью одной постепенно разрастающейся паутины.
Затем воспитатель спрашивает родителей: «Как вы думаете, почему мы составили такую «Паутину»?» После этого разговора нужно будет снова распустить «Паутину». Для этого каждый взрослый должен возвращать клубок предыдущему, называя его по имени. Так продолжается до тех пор, пока клубок не вернется к вам обратно.
Анализ упражнения воспитатель проводит с микрофоном в руке как интервью:
• Все ли высказались в ходе игры?
• Как вы чувствуете себя сейчас?
• Чувствуете ли вы себя теперь иначе, не так, как в начале игры?
• Трудно ли вам было запоминать имена?
Теоретическая часть
Формирование установок толерантного сознания,
определяющих устойчивость поведения в обществе на примерах сказочных героев
Наша жизнь неразрывно связана с книгой. К сожалению, в наш компьютерный век становится всё меньше людей, которые увлекаются чтением. А ведь сказка может многому научить. Чему же? Что же ценного можно узнать? Сегодня мы говорим о человеческих ценностях и я постараюсь вам доказать, что и в сказках очень хорошо показано влияние человеческих ценностей на нашу жизнь:
- В «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина мы видим пример стремления человека к власти. Старуха посылала старика к рыбке пять раз. Просьбы были такие: новое корыто, изба, желание стать столбовою дворянкой, затем вольною царицей и, наконец, владычицей морскою. Старуха получая все больше и больше стремится стать владычицей морской, но жадность и властность не приносят ей ничего хорошего. Получая многое она теряет всё и остаётся у разбитого корыта. Мы убедились, что стремление к власти может погубить человека.
- А в сказке Г. Х. Андерсена «Снежная королева» мы видим другой пример. Хрупкая девочка Герда ради любви к ближнему готова принести себя в жертву. Она преодолевает все трудности на своем пути, чтобы найти своего брата. Главные ценности для неё – любовь, дружба, чувство товарищества и взаимопомощи. Наверное, этих ценностей нам так не хватает в жизни.
- В сказке П. П. Бажова «Каменный цветок» Данила-мастер бросает все ради любимой работы, не спасла его даже любовь Кати. Мы считаем, что любимая работа, дело очень важное для каждого человека, но если она занимает в его жизни первое место – это неверно и может принести боль, страдания тем кто его любит.
- Сказка «Репка». И это сказка вовсе не про репку, а про дружную совместную работу.
Сказки очень близки и понятны детям по духу и смыслу, поэтому на занятиях и вне занятий с детьми я интенсивно использую сказки.
Подводим итоги анализа сказок:
События сказки вызывают у старших дошкольников эмоции, герои и их отношения между собой проецируются на обыденную жизнь;
Сказки предупреждают о последствиях разрушительных поступков, но не навязывают жизненных программ.
Сказка напоминает о том, что такое хорошо и что такое плохо;
Сказка учит не бояться трудностей. Главный Герой всегда берётся за выполнение любой работы, какой бы невыполнимой она не казалась. И в том, что он побеждает, немалую роль играют вера в себя, смелость и помощь друзей;
Она даёт возможность отреагировать значимые эмоции, выявить внутренние конфликты и затруднении;я
Сказка учит не судить о людях по внешнему виду. Иван-дурак на проверку всегда оказывается Иваном-царевичем, а Царевна-лягушка – Царевной Прекрасной. Да и страшная Баба-Яга не во всех сказках – отрицательный персонаж;
Сказка учит: хорошее дело не с первой попытки получается. Сказочному Герою по три раза приходится идти на Змея Горыныча или на другое чудище, но смелость и упорство обязательно вознаграждаются победой;
Сказка учит любви к родителям. Герой, выполняющий поручение отца или матери всегда почитаем больше своих нерадивых братьев и сестёр. И именно он получает в наследство “полцарства в придачу”;
Сказка учит патриотизму. Главный Герой всегда с готовностью выходит защищать родную землю от чудищ-захватчиков;
Сказка содержит скрытую, ненавязчивую мораль, нравоучение: нельзя обманывать, нельзя быть жадным, нельзя предавать друзей;
В каждой сказке есть доброта и привычка выручать друга из беды;
Сказка помогает побеждать зло и жестокость;
В сказочных сюжетах встречаются ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни человек. Победа добра в сказках обеспечивает старшему дошкольнику психологическую защищё нность: чтобы ни происходило в сказке – всё заканчивается хорошо. Испытания, выпавшие на долю героев, помогают им стать умнее, добрее, сильнее, мудрее. Таким образом, старший дошкольник усваивает, что всё, что происходит в жизни человека, способствует его внутреннему росту;
Главный герой – это собирательный образ, и ребёнку легче идентифицировать себя с героем сказки и стать участником сказочных событий.
Проделав эту работу, мы пришли к следующим выводам. Сказки могут нас многому научить. К высшим ценностям многие писатели относят такие как: любовь, дружба, доброта, милосердие, верность. Мы поняли, что ценности могут переоцениваться и от каждого из нас зависит какие ценности выбрать главными в своей жизни. Ведь от нашего выбора зависит не только наша жизнь, но и жизнь окружающих людей. А теперь разрешите взять у вас интервью: «Что такое, по-вашему, толерантность (родители отвечают на вопрос?
Воспитатель подводит итог:
Толерантность – это качество личности. Это качество проявляется, когда взаимодействуют 2 или больше человека, и эти люди чем-либо отличаются друг от друга - взглядами и вкусами, поведением. Толерантным будет считаться тот человек, который принимает другого таким, какой он есть. Слово “толерантность” имеет почти одинаковый смысл в различных языках: в английском – готовность быть терпимым; во французском – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам; в китайском – быть по отношению к другим великолепным; в арабском – милосердие, терпение, сострадание; в русском – умение принять другого таким, какой он есть.
Черты толерантной личности
1. Расположенность к другим
2. Снисходительность
3. Терпение
4. Чувство юмора
5. Чуткость
6. Доверие
7. Терпимость к различиям
8 Умение владеть собой
9. Доброжелательность
10. Умение не осуждать других
11. Умение слушать
12. Любознательность
13. Способность к сопереживанию
Возникает вопрос, с какого возраста следует начинать формирование толерантности? Я считаю, что формирование толерантности – длительный и сложный процесс, начинающийся с появления детей на свет, длящийся в период дошкольного и школьного детства и в какой-то мере протекающий в течение всей жизни. Одной из задач по работе со сказками, где мы складываем из бумаги сказочных героев и играем в сказочные игры,- это формирование у детей навыков толерантных отношений. Воспитание этого качества происходит ежедневно – это и осознание ребёнком неповторимости своей личности и формирование чувства сплочённости коллектива и формирование умения конструктивно вести себя во время конфликта, завершать его справедливо и без насилия.
Практическая часть
Воспитатель. Предлагаю вам на несколько минут окунуться в мир сказки и немножко все вместе поиграть.
Игра «Хорошо-плохо»
Воспитатель предлагает родителям сказочных персонажей: БабаЯга, «Кощей-бессмертный», «Емеля», «Машенька». Нужно придумать – почему этот объект оценивается противоположно. Например, Баба Яга – плохая. Баба Яга плохо поступает, когда она детей маленьких крадёт. Но она может быть хорошей: она подсказывает добрым молодцам дорогу, даёт им клубок, сказала, где смерть Кощея лежит, и т. д.
С помощью сказок можно не только ставить спектакли, но и играть в очень полезные игры, которые помогают детям извлечь не один урок, а родителям понять своего ребёнка. Сейчас я предлагаю сделать для детей сюрприз из бумаги.
Воспитатель объясняет и показывает как сложить из бумаги сказочного героя.
Воспитатель. Молодцы! Вижу, у вас получилась замечательная игрушка для настольного театра.
Для развития логического мышления и умения находить выход из различных трудных ситуаций мы поиграем в сказочную игру «Необычная ситуация».
Игра: «Необычная ситуация»
Воспитатель. Сейчас я предлагаю придумать варианты развития различных сказочных ситуаций: например:
• Что будет делать Буратино в гостях у Вини-Пуха? А в замке людоеда?
• Как поведёт себя Колобок, встретившись с Котом в сапогах?
• К тебе прилетел Карлосон, что ты будешь делать?
• О чём ты спросишь Бабу-ягу, когда встретишь?
И т. д.
Воспитатель. А сейчас мы поиграем в игру на развитие воображения.
Игра: «Чудесные вещи»
Воспитатель. А теперь я предлагаю поразмышлять о причинах поступков сказочных героев (воспитатель может использовать мяч).
Игра: «Почему?»
Почему:
• Емеля любит лежать на печи?
• Лягушке захотелось попутешествовать?
• Все звери захотели жить в одном теремке, а не подыскали себе другое жильё?
• Кощее Бессмертный превратил Василису в лягушку, а не в кошку?
• У Синей бороды была синяя борода, а не красная?
• Кот в сапогах ходил в них сам, а не отдал хозяину?
• Баба Яга живёт в избушке на курьих ножках, а не в каких-нибудь других?
Заключительный этап собрания
1. Воспитатель предлагает родителям вырастить традиционное дерево Толерантности в группе. Для этого мы выполним творческую работу (пусть наше дерево распустит листочки и зазеленеет. Крону дерева составим из листочков с вашими высказываниями на тему: "Путешествие в страну «Толерантность». Возьмите каждый по листочку и напишите на них или нарисуйте, что, по- вашему, означает слово толерантность.
2. Посвящение родителей в мастера сказок (вручение медалей).
3. Родителям раздаются памятки «Советы родителям».
4. Чтение воспитателем стихотворения «Берегите детство».
«Берегите детство».
Берегите своих детей,
Их за шалости не ругайте.
Зло своих неудачных дней,
Никогда на них не срывайте.
Обнимите покрепче их,
Детской ласкою дорожите.
Это счастья короткий миг,
Быть счастливыми поспешите!
Литературные источники
1. Гревцева И. В. Классный час “Что такое толерантность?” // Классный руководитель. – 2006. - № 4. – С. 81-88.
2. Иванова Е. М. Формирование новой культуры отношений: воспитание толерантности у учащихся начальных классов. / Иванова Е. М. // Начальная школа. – 2006. - № 3. - С. 11-15.
3. Капская А. Ю. Развивающая Сказкотерапия для детей. –М. : Сфера 2009, с. 138-174.
4. Семина Л. И. Учимся диалогу. Толерантность : объединения и усилия// Семья и школа. 2001.№№11,12, с. 36-40.
5. Степанов П. Как воспитать толерантность? Народное образование. 2001 №9, 2002 №1.