Людмила Богатырёва
Семинар-практикум для педагогов ДОУ по русскому народному творчеству
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства педагогов ДОУ по приобщения дошкольников к русской народной культуре.
Задачи: актуализировать знания воспитателей об устном народном творчестве; приобщать педагогов к русскому народному творчеству через игры; пробудить и развивать интерес к российской истории и народным традициям, расширяя знания о русском народном творчестве; воспитывать любовь и уважение к традициям русского народа; раскрыть внутренний творческий потенциал педагогов.
Публикация «Семинар-практикум для педагогов ДОУ по русскому народному творчеству» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2019
План семинара - практикума.
I. Теоретическая часть.
1. Выступление для педагогов : «Устное народное творчество - одно из средств духовно-нравственного воспитания».
II. Практическая часть.
1. Мозговой штурм.
2. Викторина «Заморочки из бочки».
3. Игра «Я начну, а ты закончи».
4. Игра «Собери пословицу».
5. Игра «Сказки».
III. Заключительная часть. Рефлексия.
Ход семинара – практикума :
1. Теоретическая часть. Устное народное творчество - одно из средств духовно-нравственного воспитания.
Воспитатель: Свое выступление мне хочется начать со слов академика Д. С. Лихачева: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Рациональные отличия сохранятся и в двадцать первом веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний». Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе человека и лежать в основе его личности. Одним из средств духовно-нравственного воспитания является устное народное творчество. Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, легкость осознания и простоту запоминания. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
За последние годы наша жизнь, жизнь нашего государства, нашего народа очень изменилась, произошла переоценка ценностей, в том числе и исторического прошлого. Но эта переоценка проявила и то, что мы довольно поверхностно знакомы с народной культурой : как жили люди на Руси, как отдыхали, как отмечали праздники, какие соблюдали традиции, обычаи, чем украшали свой быт и вообще, из чего этот быт состоял. А если мы знаем обо всем этом недостаточно то, что мы сможем передать младшему поколению, вообще, сможем ли мы возбудить желание узнавать об историческом прошлом. Чтобы донести все это до сознания детей, надо чтобы через наше сознание прошло то, что мы являемся носителями русской народной культуры, что детей необходимо воспитывать в национальных традициях.
В современном обществе общение приобретает новое качество: информационные технологии вытесняют «живую» речь, поэтому, так важно научить ребёнка общаться, успешность адаптации личности в любой среде, в первую очередь зависит от уровня сформированности коммуникативных умений. Устное народное творчество - одно из наиболее подходящих средств формирования коммуникативных умений дошкольников, так как в нём заложены классические языковые нормы, образцы русской речи.
II. Практическая часть:
1. «Мозговой штурм» (вопросы в виде теста).
Воспитатель: Как известно, все педагогические методы делятся на группы:
наглядные, словесные, практические.
Вопросы: - назовите словесные методы, способствующие приобщению детей к русской народной культуре.
- назовите наглядные методы, способствующие приобщению детей к русской народной культуре.
- назовите практические методы, способствующие приобщению детей к русской народной культуре.
2. Викторина «Заморочки из бочки». Беседа с воспитателями по вопросам.
- Какие атрибуты используются в русских народных играх?
- Главная роль в народной игре?
- Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение детей?
- Для чего нужна считалка в игре?
- В каких видах деятельности используются русские народные игры?
- Какие физические качества воспитываются в русских народных играх?
- Откуда берётся речевой материал для народных игр?
- Назовите несколько русских народных игр.
- Назовите игрушки наших предков.
- Для чего используется кукла - Масленица?
- Назовите жанры фольклора.
- Что такое загадка?
Воспитатель: Далее хочется остановиться на одном из жанров фольклора – пословицах. Что такое пословица? Пословицы выражают народный ум и опыт, накопленный многими веками. По пословицам можно судить о ценностях того или иного народа, также в них отображается самые разные стороны жизни людей. Пословицы никуда не записывались, а передавались из уст в уста, поэтому их главной особенностью является лаконичность и точность передаваемой информации. И сейчас мы с вами поиграем в игру.
1. Игра «Я начну, а ты закончи».
Воспитатель: Я буду начинать пословицу, а вы должные закончить.
- Волков бояться – (в лес не ходить).
- Всякое дело – (мастера боится).
- Делу время – (потехе час).
- За двумя зайцами погонишься – (ни одного не поймаешь).
- Не хвались началом – (хвались концом).
- У ленивого Федорки – (всегда отговорки).
- Человек без друзей – (что дерево без корней).
- Семь раз отмерь – (один раз отрежь).
- Лениться да гулять – (добра не видать).
- Без труда – (не вытащишь и рыбку из пруда).
2. Игра «Собери пословицу». Педагоги делятся на 3 группы. Педагогам необходимо составить пословицу по карточкам, которые разрезаны на слоги.
1) ПОД ЛЕ ЖА ЧИЙ КА МЕ НЬ ВО ДА НЕ ТЕ ЧЁТ
2) КОН ЧИЛ ДЕ ЛО ГУ ЛЯЙ СМЕ ЛО
3) ЖАР КОС ТЕЙ НЕ ЛО МИТ
4) НЕ ВСЁ КО ТУ МАС ЛЕ НИ ЦА
5) ШИ ЛО В МЕШ КЕ НЕ УТА ИШЬ
6) НЕТ МИ ЛЕЕ ДРУЖ КА ЧЕМ РОД НАЯ МА ТУ ШКА
5. Игра «Сказки» (из какой сказки герой).
Сказочная героиня, владелица первого в мире летального аппарата (Баба – Яга).
Животное, в которое была заколдована Кощеем Бессмертным прекрасная девушка (Лягушка).
Имя сестры Бабы – Яги, хозяйки болот (Кикимора).
От кого ушёл Колобок? (От дедушки, бабушки, зайца, волка, медведя).
Какая курочка снесла золотое яичко? (Курочка Ряба).
Кто из животных пострадал, ловя рыбу из проруби? (Волк).
В кого превратился Иванушка, испив водицы из лужи? (козлёночка).
Кто из героев русских народных сказок был хлебобулочным изделием? (Колобок.)
Какие русские народные сказки повествуют о проблеме отдельной жилплощади? («Теремок», «Лиса и Заяц».)
Какой вид энергии использовала Баба-Яга, летая в ступе? (Нечистую силу.)
Какая домашняя птица занималась изготовлением изделий из драгоценных металлов для своих хозяев? (Курочка Ряба.)
III. Заключительная часть. Рефлексия.
Методика «Неоконченное предложение».
Сегодняшний семинар помог мне убедиться…
Выполнять задания мне помогало…
В ходе семинара мне было…
Я оцениваю семинар …