Шестакова Татьяна Владимировна
Семинар-практикум для педагогов дошкольного образовательного учреждения «Индивидуальные особенности детей с ОВЗ»
Приветствие
Добрый день, уважаемые коллеги! Рада Вас приветствовать на нашем семинаре! Тема нашей встречи «Индивидуальные особенности детей с ОВЗ»
Мир «особого» ребенка
Интересен и пуглив.
Мир «особого» ребенка
Безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен,
Добродушен и открыт
Мир «особого» ребенка.
Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен?
Почему он так закрыт?
Почему он так испуган?
Почему не говорит?
Мир «особого» ребенка –
Он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребенка
Допускает лишь своих!
Знакомство
Предлагаю перед активной работой поближе узнать друг друга.
Все участники сидят в кругу. «Назовите свое имя и прилагательное на первую букву своего имени, которое бы его характеризовало», а еще добавьте к этим двум словам то число – сколько лет работаете в ДОУ. (Ирина Изобретательная, 6 лет)
Лекционный материал
Особенности психофизического развития детей с ОВЗ
ОВЗ – ограниченные возможности здоровья.
Лица с ОВЗ – это люди, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, то есть глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжёлыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие.
Существуют причины появления детей с ограниченными возможностями здоровья:
1. Эндогенные (или внутренние) причины делятся на три группы:
- перенатальные (до рождения ребенка): это может быть болезнь матери, нервные срывы, травмы, наследственность;
- натальные (момент родов): это могут быть тяжелые роды, слишком быстрые роды, вмешательство медиков;
- постнатальные (после рождения): например, ребенок стукнулся, упал.
2. Экзогенные (или внешние) причины: причины социально биологического характера – это экология, злоупотребление психоактивными веществами.
Психологические особенности детей с ОВЗ
1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации.
2. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.
3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.
4. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.
5. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации.
6. Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.
7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.
9. Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы.
10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.
11. Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации. Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе).
Типичные затруднения (общие проблемы) у детей с ОВЗ
1. Отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представления об окружающем мире;
2. Темп выполнения заданий очень низкий;
3. Нуждается в постоянной помощи взрослого;
4. Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);
5. Низкий уровень развития речи, мышления;
6. Трудности в понимании инструкций;
7. Инфантилизм;
8. Нарушение координации движений;
9. Низкая самооценка;
10. Повышенная тревожность: болезненно реагируют на тон голоса, отмечается малейшее изменение в настроении;
11. Высокий уровень психомышечного напряжения;
12. Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;
13. Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство;
14. У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.
Практическая часть
Предлагаю провести упражнение «Белая ворона», чтобы понять, как чувствует себя ребенок с ОВЗ в социуме.
Просим педагогов встать в круг спиной к центру. Прикрепляем каждому прищепку определенного цвета, а одну – белого. Затем все поворачиваются друг к другу и начинают искать себе подобных по цвету прищепки (образуются группы, а с белой прищепкой – один).
Обсуждение:
Что почувствовали, когда поняли, что один, не такой, как все?
Попадали ли в подобную ситуацию? Испытывали такое чувство?
Ваши ощущения, когда вы нашли похожих на себя и сформировали группу?
Что вы чувствуете к одинокому человеку? Хотелось бы вам оказаться на его месте? Почему?
Теперь вы понимаете, что чувствуют отвергнутые или вынужденно изолированные от общества люди.
Лекционный материал
Особенности психофизического развития у детей с ТНР (тяжелое нарушение речи)
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Первые слова проявляются к 3-4, а иногда и к 5 годам. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи. Речь этих детей малопонятна. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко падает.
Присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.
Практическая часть
Предлагаю провести Упражнение «Вкусняшки», чтобы понять, как чувствует себя ребенок с ТНР в социуме.
Приглашаем двух педагогов и предлагаем набить рот вкусняшками (конфеты, маршмеллоу и т. д) и пробуют разговаривать друг с другом. Выгладит это крайне комично, но при этом педагог выходит из зоны комфорта ему неудобно, он хочет донести какую-то простую вещь, но не может и это сопротивление внутреннее оно крайне важно. Теперь Вы понимаете, что чувствует ребенок с нарушением речи.
Лекционный материал
Особенности психофизического развития у детей с задержкой психического развития
Первое, что необходимо отметить в качестве общих проявлений, — поведение этих детей соответствует более младшему возрасту: в старшем дошкольном возрасте они ведут себя как дети 4—5 лет, т. е. разница в 2—3 года.
Дети с ЗПР зависимы от взрослого, неактивны, безынициативны, у них слабо выражены познавательные интересы
Имеется трудности связанные с регуляцией и саморегуляцией поведения, в результате чего дети не могут сосредоточиться на каком-либо одном занятии, да и «главное занятие» этого возраста — игровая деятельность — у них тоже еще недостаточно сформирована.
Отмечается недоразвитие эмоционально-волевой сферы, которое проявляется в примитивности эмоций и их неустойчивости: дети легко переходят от смеха к слезам и наоборот.
Отставание детей в речевом развитии проявляется в ограниченности словаря, недостаточной сформированности грамматического строя, наличии у многих из них недостатков произношения и звукоразличения, а также в низкой речевой активности.
У детей с ЗПР отмечается неточность и несоразмерность движений, оставляющих впечатление двигательной неловкости детей, а также в трудностях воспроизведения, например, поз руки и пальцев, устанавливаемых взрослым.
Помимо этого, имеются особенности с концентрацией внимания, которые связаны с низкой работоспособностью, повышенной истощаемостью.
Также важно отменить трудности с запоминанием (особенности развития памяти).
Практическая часть
Предлагаю провести Упражнение «Рубашка», чтобы понять, как чувствует себя ребенок с ЗПР в социуме. Данное упражнение поможет продемонстрировать трудности в развитии двигательных ощущений.
Мы просим педагога надеть варежки и застегнуть пуговицы на своей рубашке. Сначала выполнить это задание будет казаться невозможным, но после нескольких попыток удастся застегнуть рубашку. Такое задание продемонстрирует что самообслуживание ребенку с особенностями развития крупной и мелкой моторики дается с большим трудом, и занимает достаточное продолжительное время.
Лекционный материал
Общие психолого-педагогические рекомендации, в работе с детьми, имеющие ограниченные возможности здоровья:
- Принимать ребенка таким, какой он есть.
- Как можно чаще общаться с ребенком.
- Избегать переутомления.
- Использовать упражнения на релаксацию.
- Не сравнивать ребенка с окружающими.
- Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
- Способствовать повышению его самооценки, но хваля ребенка он должен знать за что.
- Обращаться к ребенку по имени.
- Не предъявлять ребенку повышенных требований.
- Стараться делать замечания как можно реже.
- Оставаться спокойным в любой ситуации.
Просмотр и обсуждение короткометражного мультфильма «Аист и облако» (главная мысль – каждый индивидуален и каждому нужен свой подход).
Подведение итогов
Подводя итог хочется сказать: «Мы все такие разные, этим и прекрасны мы!»
Список использованных источников:
Ладыгина Н. А. Деловая игра для педагогов ДОО «Мир особого ребенка…» /
методическая разработка по коррекционной педагогике URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2023/12/10/delovaya-igra-dlya-pedagogov-doo-mir-osobogo
Прохорова, А. Г. Инклюзия доходчиво. Практические упражнения для понимания инвалидности / А. Г. Прохорова, О. А. Жильцова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 10 (47). — С. 54-56. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/208/6690/ (дата обращения: 05.11.2024).