Получи документы

Семинар-практикум для педагогов дошкольного образовательного учреждения «Индивидуальные особенности детей с ОВЗ»

Шестакова Татьяна Владимировна
Семинар-практикум для педагогов дошкольного образовательного учреждения «Индивидуальные особенности детей с ОВЗ»

Приветствие

Добрый день, уважаемые коллеги! Рада Вас приветствовать на нашем семинаре! Тема нашей встречи «Индивидуальные особенности детей с ОВЗ»

Мир «особого» ребенка

Интересен и пуглив.

Мир «особого» ребенка

Безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен,

Добродушен и открыт

Мир «особого» ребенка.

Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен?

Почему он так закрыт?

Почему он так испуган?

Почему не говорит?

Мир «особого» ребенка –

Он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребенка

Допускает лишь своих!

Знакомство

Предлагаю перед активной работой поближе узнать друг друга.

Все участники сидят в кругу. «Назовите свое имя и прилагательное на первую букву своего имени, которое бы его характеризовало», а еще добавьте к этим двум словам то число – сколько лет работаете в ДОУ. (Ирина Изобретательная, 6 лет)

Лекционный материал

Особенности психофизического развития детей с ОВЗ

ОВЗ – ограниченные возможности здоровья.

Лица с ОВЗ – это люди, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, то есть глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжёлыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие.

Существуют причины появления детей с ограниченными возможностями здоровья:

1. Эндогенные (или внутренние) причины делятся на три группы:

- перенатальные (до рождения ребенка): это может быть болезнь матери, нервные срывы, травмы, наследственность;

- натальные (момент родов): это могут быть тяжелые роды, слишком быстрые роды, вмешательство медиков;

- постнатальные (после рождения): например, ребенок стукнулся, упал.

2. Экзогенные (или внешние) причины: причины социально биологического характера – это экология, злоупотребление психоактивными веществами.

Психологические особенности детей с ОВЗ

1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации.

2. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.

3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.

4. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.

5. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации.

6. Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.

7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.

8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.

9. Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы.

10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.

11. Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации. Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе).

Типичные затруднения (общие проблемы) у детей с ОВЗ

1. Отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представления об окружающем мире;

2. Темп выполнения заданий очень низкий;

3. Нуждается в постоянной помощи взрослого;

4. Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);

5. Низкий уровень развития речи, мышления;

6. Трудности в понимании инструкций;

7. Инфантилизм;

8. Нарушение координации движений;

9. Низкая самооценка;

10. Повышенная тревожность: болезненно реагируют на тон голоса, отмечается малейшее изменение в настроении;

11. Высокий уровень психомышечного напряжения;

12. Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;

13. Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство;

14. У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.

Практическая часть

Предлагаю провести упражнение «Белая ворона», чтобы понять, как чувствует себя ребенок с ОВЗ в социуме.

Просим педагогов встать в круг спиной к центру. Прикрепляем каждому прищепку определенного цвета, а одну – белого. Затем все поворачиваются друг к другу и начинают искать себе подобных по цвету прищепки (образуются группы, а с белой прищепкой – один).

Обсуждение:

Что почувствовали, когда поняли, что один, не такой, как все?

Попадали ли в подобную ситуацию? Испытывали такое чувство?

Ваши ощущения, когда вы нашли похожих на себя и сформировали группу?

Что вы чувствуете к одинокому человеку? Хотелось бы вам оказаться на его месте? Почему?

Теперь вы понимаете, что чувствуют отвергнутые или вынужденно изолированные от общества люди.

Лекционный материал

Особенности психофизического развития у детей с ТНР (тяжелое нарушение речи)

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Первые слова проявляются к 3-4, а иногда и к 5 годам. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи. Речь этих детей малопонятна. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко падает.

Присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.

Практическая часть

Предлагаю провести Упражнение «Вкусняшки», чтобы понять, как чувствует себя ребенок с ТНР в социуме.

Приглашаем двух педагогов и предлагаем набить рот вкусняшками (конфеты, маршмеллоу и т. д) и пробуют разговаривать друг с другом. Выгладит это крайне комично, но при этом педагог выходит из зоны комфорта ему неудобно, он хочет донести какую-то простую вещь, но не может и это сопротивление внутреннее оно крайне важно. Теперь Вы понимаете, что чувствует ребенок с нарушением речи.

Лекционный материал

Особенности психофизического развития у детей с задержкой психического развития

Первое, что необходимо отметить в качестве общих проявлений, — поведение этих детей соответствует более младшему возрасту: в старшем дошкольном возрасте они ведут себя как дети 4—5 лет, т. е. разница в 2—3 года.

Дети с ЗПР зависимы от взрослого, неактивны, безынициативны, у них слабо выражены познавательные интересы

Имеется трудности связанные с регуляцией и саморегуляцией поведения, в результате чего дети не могут сосредоточиться на каком-либо одном занятии, да и «главное занятие» этого возраста — игровая деятельность — у них тоже еще недостаточно сформирована.

Отмечается недоразвитие эмоционально-волевой сферы, которое проявляется в примитивности эмоций и их неустойчивости: дети легко переходят от смеха к слезам и наоборот.

Отставание детей в речевом развитии проявляется в ограниченности словаря, недостаточной сформированности грамматического строя, наличии у многих из них недостатков произношения и звукоразличения, а также в низкой речевой активности.

У детей с ЗПР отмечается неточность и несоразмерность движений, оставляющих впечатление двигательной неловкости детей, а также в трудностях воспроизведения, например, поз руки и пальцев, устанавливаемых взрослым.

Помимо этого, имеются особенности с концентрацией внимания, которые связаны с низкой работоспособностью, повышенной истощаемостью.

Также важно отменить трудности с запоминанием (особенности развития памяти).

Практическая часть

Предлагаю провести Упражнение «Рубашка», чтобы понять, как чувствует себя ребенок с ЗПР в социуме. Данное упражнение поможет продемонстрировать трудности в развитии двигательных ощущений.

Мы просим педагога надеть варежки и застегнуть пуговицы на своей рубашке. Сначала выполнить это задание будет казаться невозможным, но после нескольких попыток удастся застегнуть рубашку. Такое задание продемонстрирует что самообслуживание ребенку с особенностями развития крупной и мелкой моторики дается с большим трудом, и занимает достаточное продолжительное время.

Лекционный материал

Общие психолого-педагогические рекомендации, в работе с детьми, имеющие ограниченные возможности здоровья:

- Принимать ребенка таким, какой он есть.

- Как можно чаще общаться с ребенком.

- Избегать переутомления.

- Использовать упражнения на релаксацию.

- Не сравнивать ребенка с окружающими.

- Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.

- Способствовать повышению его самооценки, но хваля ребенка он должен знать за что.

- Обращаться к ребенку по имени.

- Не предъявлять ребенку повышенных требований.

- Стараться делать замечания как можно реже.

- Оставаться спокойным в любой ситуации.

Просмотр и обсуждение короткометражного мультфильма «Аист и облако» (главная мысль – каждый индивидуален и каждому нужен свой подход).

Подведение итогов

Подводя итог хочется сказать: «Мы все такие разные, этим и прекрасны мы!»

Список использованных источников:

Ладыгина Н. А. Деловая игра для педагогов ДОО «Мир особого ребенка…» /

методическая разработка по коррекционной педагогике URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2023/12/10/delovaya-igra-dlya-pedagogov-doo-mir-osobogo

Прохорова, А. Г. Инклюзия доходчиво. Практические упражнения для понимания инвалидности / А. Г. Прохорова, О. А. Жильцова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 10 (47). — С. 54-56. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/208/6690/ (дата обращения: 05.11.2024).

Публикации по теме:

Двигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учрежденияДвигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учреждения Главная цель педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении - охрана и укрепление здоровья, полноценное физическое и психическое.

Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе»Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе» Никому не секрет, что количество детей в сельских детских садах сильно отличается от городских садов. К большому сожалению, молодёжь уезжает.

Семинар-практикум для молодых педагогов «Мастерство педагогического общения» Здравствуйте,Уважаемые друзья и гости моей странички! Представляю Вашему вниманию семинар-практикум для молодых педагогов! "Мастерство.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов дошкольного образовательного учреждения «Индивидуальные особенности детей с ОВЗ»
Опубликовано: 5 ноября 2024 в 11:24
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для педагогов дошкольного образовательного учреждения «Индивидуальные особенности детей с ОВЗ»» (включая файлы) размещена пользователем Шестакова Татьяна Владимировна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

7 ноября. День осеннего здоровья. Передвижка «Ребенок часто болеет»

Что нужно делать для того, чтобы ребенок реже болел в детском саду?


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД