Пинчукова Алеся
Семинар практикум для педагогов «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать
Семинар-практикум для воспитателей
По опыту работы:
«Развитие сенсорных способностей
у детей младшего дошкольного возраста»
«Когда я слушаю – узнаю, когда делаю - запоминаю».
Цель: повышать уровень компетентности педагогов ДОУ в вопросе реализации сенсорного воспитания.
Публикация «Семинар практикум для педагогов „Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
Задачи: ознакомить воспитателей с сенсорными эталонами, дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей, направленных на последовательное развитие у детей восприятия цвета, формы, величины предметов, положений в пространстве, активизировать педагогический опыт воспитателей по теме семинара;
Оборудование: крышки от пластиковых бутылок, камушки разной формы, фасоль, горох, крупы – гречневая, рисовая, сентипон, поролон, клубки ниток, шишки, клей, пластилин и разноцветная посуда, мульдимедийная презентация, выставка методической литературы, и др.
Ход мероприятия:
1 часть
Уважаемые,коллеги! Хочу поделиться с Вами своим опытом работы по теме «Развитие сенсорных способностей у дошкольников»
Слайд 1
Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок.
При этом нужно понимать, что развивать сенсорику следует в соответствии с возрастом ребенка.
Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире.
Сенсо рика (от лат. sensus, «восприятие») — категория, описывающая непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий. В физиологии сенсорика — функция нервной системы, заключающаяся в восприятии внешних раздражителей.
Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов.
Выдающие зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декорли, а также известные представители отечественной дошкольной психологии и педагогики (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и другие) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
В процессе сенсорного воспитания формируются представления :
О ЦВЕТЕ
О ФОРМЕ
О ВЕЛИЧИНЕ
О ПРИЗНАКАХ И СВОЙСТВАХ РАЗЛИЧНЫХ ПРЕДМЕТОВ
Сенсорное воспитание направлено на развитие
Зрительного
Слухового
Тактильного
кинетического
кинестетического и других видов ощущений и восприятий
Так, зрительное восприятие предполагает различение объектов окружающего мира по цвету, форме, размеру.
Кожное восприятиевключает в себя:
• тактильные ощущения (различение предметов по фактуре – гладкое/шершавое, твердое/мягкое,
• осязательные ощущения (определение формы предмета на ощупь – плоское/объемное,
• температурные ощущения,
• барические ощущения (вес, тяжесть).
Психологи доказали, что сенсорное, сенсомоторное развитие составляет фундамент умственного развития, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе.
Для самых маленьких деток основными способами знакомства с окружающими предметами становятся осязание и вкус. Именно поэтому груднички так и норовят все схватить и потянуть в рот. Препятствовать этому не стоит: помните, что таким образом происходит развитие. А вот оградить ребенка от опасных предметов – ваша первоочередная задача.
- Знаете ли вы, представления о каких цветах, формах, величинах должны накапливать дети третьего года жизни, обучаясь в детском саду по программе под редакцией М. А. Васильевой?
В возрасте трех лет малыша необходимо знакомить:
• С основными цветами спектра.
• С понятием величины (на уровне большой-маленький, длинный-короткий и т. д.).
• С понятием формы (круг и шар, квадрат и куб).
• С представлением количества (много-мало).
К четырем годам ребенок, как правило, уже свободно говорит о цвете и геометрической форме предметов, может сравнить их по величине. Сейчас – самое время научить его различать объекты по свойствам и группировать их – по форме, цвету, величине, называть предметы и понимать, когда о них говорят взрослые.
Начиная с четвертого года жизни, у детей формируют сенсорные эталоны
- Вы знаете, что такое «сенсорные эталоны»?
Слайд 7
Сенсорные эталоны - это устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. «Сенсорные эталоны» представляют собой общепринятые образцы внешних свойств предметов. Сенсорными эталонами мы, взрослые, владеем, совершенно о них не задумываясь. Ребенок оперирует ими с той же легкостью лишь к пяти годам.
Сенсорные эталоны :
- Эталоны цвета - семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности.
- Эталоны формы — геометрические фигуры; величины — метрическая система мер.
- Слуховые эталоны — это звуковысотные отношения, музыкальные ноты, фонемы родного языка.
- Вкусы мы делим на сладкий, соленый, горький и кислый.
- Запахи — на тяжелые и легкие, сладкие, горькие, свежие и т. д.
Оказание помощи детям в освоении сенсорных эталонов – это главная задача взрослых, и педагогов, и родителей. Ведь чтобы различие оказалось зафиксированным в сознании ребенка, его необходимо назвать, подчеркнуть и неоднократно напоминать о нем.
Именно поэтому я решила взять тему для самообразования по сенсорному воспитанию, так как именно дошкольный возраст
Цель: Создание оптимальных условий для сенсорного развития детей, через различные виды деятельности.
Задачи:
1. Формировать у детей представление о сенсорных эталонах.
2. Развивать чувственные ощущения детей в процессе продуктивной деятельности.
3. Воспитание положительных эмоций, связанных в восприятии явлений окружающего мира
Для этого необходимо:
Создание в группе развивающей среды для успешного сенсорного развития детей.
Реализация в различных видах деятельности
Дети с большим удовольствием играя знакомятся с цветом, величиной, формой предметов (для этого использую сенсорное дерево, центр песка и тд.)
«Игры на изучения цвета)
Хочу предложить Вам,ещё один способ знакомства детей с цветами используя ИКТ (слайды 16 -19)
Слайд 20-22 Интересные задания можно придумать для детей используя сухой бассеин, сенсорные игрушки, шнуровки, рамки-вкладыши.
Слайд 23-25 Предлагаю вам Перспективное планирование.
Слайд 26 Большое значение в сенсорном развитии детей имеет совместная работа педагога и родителей. Для ознакомления родителей с задачами по сенсорному развитию проводятся родительские собрания, беседы, консультации.
Использованная литература:
«Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста» (методическое пособие) ; «Раннее детство познавательное развитие» Павлова Л. Н. ; «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Янушко Е. А. ; «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет» Маханева М. Д. ; «Занятия по сенсорному развитию» Пилюгина Э. Г.
2 часть
А сейчас давайте, превратимся в наших детей и попробуем поиграть. Готовы?
Для этого нам нужно разделиться на 2 команды.
(участники делятся на 2 команды)
Ведущий: И так команды у нас есть.
Теперь каждая команда должна придумать своей команде названия и учётом сенсорного развития.
Игра 1. «Разноцветные флажки»
- веселая, подвижная игра-разминка для детей от двух лет, направленная на развитие внимания и реакции детей. Так же позволяет закрепить знание цвета.
Описание игры
Для игры нужно взять несколько разноцветных флажков
. Когда ведущий поднимает красный флажок –вы должны- подпрыгнуть;
зеленый – хлопнуть в ладоши;
синий – шагать на месте, желтый – взяться за руки и т. п.
Игра 2. «Золушка»
Мне потребуется по одному человеку от команды (завязываю глаза)
Перед вами лежат перемешанные семена гороха и фасоли, вы должны за минуту их рассортировать. Кто больше разложит, та команда и победила.
Игра 3 «Чудесный мешочек»
Для игры понадобится тканевой мешочек из плотной непрозрачной ткани, в который помещаются разные по форме и фактуре предметы. Предлагаю определить на ощупь каждый предмет, не заглядывая в мешочек. За каждый правильный ответ –команде 1 балл.
Игра 4.»Помоги птичкам»
Для игры 4 птицы разного цвета, надо разложить яйца каждое к своей наседке.