Папки-передвижки

Семинар практикум для педагогов «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста»

Пинчукова Алеся
Семинар практикум для педагогов «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар-практикум для воспитателей

По опыту работы:

«Развитие сенсорных способностей

у детей младшего дошкольного возраста»

«Когда я слушаю – узнаю, когда делаю - запоминаю».

Цель: повышать уровень компетентности педагогов ДОУ в вопросе реализации сенсорного воспитания.

Публикация «Семинар практикум для педагогов „Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Задачи: ознакомить воспитателей с сенсорными эталонами, дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей, направленных на последовательное развитие у детей восприятия цвета, формы, величины предметов, положений в пространстве, активизировать педагогический опыт воспитателей по теме семинара;

Оборудование: крышки от пластиковых бутылок, камушки разной формы, фасоль, горох, крупы – гречневая, рисовая, сентипон, поролон, клубки ниток, шишки, клей, пластилин и разноцветная посуда, мульдимедийная презентация, выставка методической литературы, и др.

Ход мероприятия:

1 часть

Уважаемые,коллеги! Хочу поделиться с Вами своим опытом работы по теме «Развитие сенсорных способностей у дошкольников»

Слайд 1

Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок.

При этом нужно понимать, что развивать сенсорику следует в соответствии с возрастом ребенка.

Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире.

Сенсо рика (от лат. sensus, «восприятие») — категория, описывающая непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий. В физиологии сенсорика — функция нервной системы, заключающаяся в восприятии внешних раздражителей.

Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов.

Выдающие зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декорли, а также известные представители отечественной дошкольной психологии и педагогики (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и другие) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

В процессе сенсорного воспитания формируются представления :

О ЦВЕТЕ

О ФОРМЕ

О ВЕЛИЧИНЕ

О ПРИЗНАКАХ И СВОЙСТВАХ РАЗЛИЧНЫХ ПРЕДМЕТОВ

Сенсорное воспитание направлено на развитие

Зрительного

Слухового

Тактильного

кинетического

кинестетического и других видов ощущений и восприятий

Так, зрительное восприятие предполагает различение объектов окружающего мира по цвету, форме, размеру.

Кожное восприятиевключает в себя:

• тактильные ощущения (различение предметов по фактуре – гладкое/шершавое, твердое/мягкое,

• осязательные ощущения (определение формы предмета на ощупь – плоское/объемное,

• температурные ощущения,

• барические ощущения (вес, тяжесть).

Психологи доказали, что сенсорное, сенсомоторное развитие составляет фундамент умственного развития, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе.

Для самых маленьких деток основными способами знакомства с окружающими предметами становятся осязание и вкус. Именно поэтому груднички так и норовят все схватить и потянуть в рот. Препятствовать этому не стоит: помните, что таким образом происходит развитие. А вот оградить ребенка от опасных предметов – ваша первоочередная задача.

- Знаете ли вы, представления о каких цветах, формах, величинах должны накапливать дети третьего года жизни, обучаясь в детском саду по программе под редакцией М. А. Васильевой?

В возрасте трех лет малыша необходимо знакомить:

• С основными цветами спектра.

• С понятием величины (на уровне большой-маленький, длинный-короткий и т. д.).

• С понятием формы (круг и шар, квадрат и куб).

• С представлением количества (много-мало).

К четырем годам ребенок, как правило, уже свободно говорит о цвете и геометрической форме предметов, может сравнить их по величине. Сейчас – самое время научить его различать объекты по свойствам и группировать их – по форме, цвету, величине, называть предметы и понимать, когда о них говорят взрослые.

Начиная с четвертого года жизни, у детей формируют сенсорные эталоны

- Вы знаете, что такое «сенсорные эталоны»?

Слайд 7

Сенсорные эталоны - это устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. «Сенсорные эталоны» представляют собой общепринятые образцы внешних свойств предметов. Сенсорными эталонами мы, взрослые, владеем, совершенно о них не задумываясь. Ребенок оперирует ими с той же легкостью лишь к пяти годам.

Сенсорные эталоны :

- Эталоны цвета - семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности.

- Эталоны формы — геометрические фигуры; величины — метрическая система мер.

- Слуховые эталоны — это звуковысотные отношения, музыкальные ноты, фонемы родного языка.

- Вкусы мы делим на сладкий, соленый, горький и кислый.

- Запахи — на тяжелые и легкие, сладкие, горькие, свежие и т. д.

Оказание помощи детям в освоении сенсорных эталонов – это главная задача взрослых, и педагогов, и родителей. Ведь чтобы различие оказалось зафиксированным в сознании ребенка, его необходимо назвать, подчеркнуть и неоднократно напоминать о нем.

Именно поэтому я решила взять тему для самообразования по сенсорному воспитанию, так как именно дошкольный возраст

Цель: Создание оптимальных условий для сенсорного развития детей, через различные виды деятельности.

Задачи:

1. Формировать у детей представление о сенсорных эталонах.

2. Развивать чувственные ощущения детей в процессе продуктивной деятельности.

3. Воспитание положительных эмоций, связанных в восприятии явлений окружающего мира

Для этого необходимо:

Создание в группе развивающей среды для успешного сенсорного развития детей.

Реализация в различных видах деятельности

Дети с большим удовольствием играя знакомятся с цветом, величиной, формой предметов (для этого использую сенсорное дерево, центр песка и тд.)

«Игры на изучения цвета)

Хочу предложить Вам,ещё один способ знакомства детей с цветами используя ИКТ (слайды 16 -19)

Слайд 20-22 Интересные задания можно придумать для детей используя сухой бассеин, сенсорные игрушки, шнуровки, рамки-вкладыши.

Слайд 23-25 Предлагаю вам Перспективное планирование.

Слайд 26 Большое значение в сенсорном развитии детей имеет совместная работа педагога и родителей. Для ознакомления родителей с задачами по сенсорному развитию проводятся родительские собрания, беседы, консультации.

Использованная литература:

«Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста» (методическое пособие) ; «Раннее детство познавательное развитие» Павлова Л. Н. ; «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Янушко Е. А. ; «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет» Маханева М. Д. ; «Занятия по сенсорному развитию» Пилюгина Э. Г.

2 часть

А сейчас давайте, превратимся в наших детей и попробуем поиграть. Готовы?

Для этого нам нужно разделиться на 2 команды.

(участники делятся на 2 команды)

Ведущий: И так команды у нас есть.

Теперь каждая команда должна придумать своей команде названия и учётом сенсорного развития.

Игра 1. «Разноцветные флажки»

- веселая, подвижная игра-разминка для детей от двух лет, направленная на развитие внимания и реакции детей. Так же позволяет закрепить знание цвета.

Описание игры

Для игры нужно взять несколько разноцветных флажков

. Когда ведущий поднимает красный флажок –вы должны- подпрыгнуть;

зеленый – хлопнуть в ладоши;

синий – шагать на месте, желтый – взяться за руки и т. п.

Игра 2. «Золушка»

Мне потребуется по одному человеку от команды (завязываю глаза)

Перед вами лежат перемешанные семена гороха и фасоли, вы должны за минуту их рассортировать. Кто больше разложит, та команда и победила.

Игра 3 «Чудесный мешочек»

Для игры понадобится тканевой мешочек из плотной непрозрачной ткани, в который помещаются разные по форме и фактуре предметы. Предлагаю определить на ощупь каждый предмет, не заглядывая в мешочек. За каждый правильный ответ –команде 1 балл.

Игра 4.»Помоги птичкам»

Для игры 4 птицы разного цвета, надо разложить яйца каждое к своей наседке.

Публикации по теме:

Дидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими рукамиДидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими руками Дидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими руками. Лариса Гацко. Блог. Уважаемые.

Дидактические игры на развитие сенсорных эталонов (цвет, величина) для детей младшего дошкольного возраста.Дидактические игры на развитие сенсорных эталонов (цвет, величина) для детей младшего дошкольного возраста. Дидактическая игра. «Подбери чашку к блюдцу».Цель. Учить детей называть и различать красный, желтый, зеленый, синий цвета. Закреплять умение.

Формирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игрыФормирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры Данная тема выбрана была не случайно. Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его.

Консультация для педагогов «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста» Консультация для педагогов РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАНЕГО ВОЗРАСТА. НАША ТЕМА : РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАНЕГО.

Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста» С восприятия предметов и явлений окружающего мира появляется познание. Для того чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, крайне.

Отчёт по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»Отчёт по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Отчёт по самообразованию Тема «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Воспитатель Письменная.

План работы по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»План работы по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» План работы по самообразованию воспитателя Письменной Елены Геннадьевны Тема: «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного.

Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр.Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр. Сенсорное развитие (от латинского –ощущение) - это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.

Семинар-практикум «Развитие творческих способностей дошкольников»Семинар-практикум «Развитие творческих способностей дошкольников» «Развитие творческих способностей дошкольников» Цель: совершенствование работы в ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию, стимулировать.

К проблеме развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО Проблема исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар практикум для педагогов «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 9 сентября 2022 в 09:06
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар практикум для педагогов «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Пинчукова Алеся в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД