Папки-передвижки

Семинар-практикум «Дидактическая игра в жизни дошкольника»

татьяна лукичева
Семинар-практикум «Дидактическая игра в жизни дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар - практикум

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Среди всего многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм. Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в, то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Публикация «Семинар-практикум „Дидактическая игра в жизни дошкольника“» размещена в разделах

Дидактическая игра — это средство обучения и воспитания, воздействующее на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулирующее их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки кооперации, а также формируются социально значимые черты личности. Следовательно, дидактическая игра имеет огромное значение в активизации познавательной деятельности дошкольников, в частности, в развитии их познавательной самостоятельности.

Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребёнка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу. Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой и образовательными областями. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают её выполнение.

Дидактические игры способствуют :

- развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения.

- развитию речи детей: пополнению и активизации словаря.

- социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника : в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т. д.

Виды дидактических игр :

1. Игры с предметами

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач.

2. Настольно - печатные игры

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре – нахождение среди разных картинок совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые по цвету, фасону и др. Затем задание усложняется: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу. Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля.

3. Словесные игры

В словесных играх используются приобретенные раннее знания о новых связях и новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи. Играя в дидактические игры, вовлекаешь детей в разные виды деятельности: закрепляются полученные знания, развивается речь детей, обогащается словарь, совершенствуется грамматический строй речи, воспитываются дружеские взаимоотношения детей.

В дидактических играх поведение ребенка, его действия, взаимоотношения с другими детьми регулируются правилами. Для того чтобы игра действительно служила воспитательным целям, дети должны хорошо знать правила и точно им следовать. Научить их этому должен воспитатель. Особенно это важно делать с самого раннего возраста. Тогда постепенно дети приучаются действовать в соответствии с правилами и у них формируются умения и навыки поведения в дидактических играх.

Таким образом, дидактические игры — незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста.

Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения (особенно в младшем дошкольном возрасте). Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.

Детям младшего дошкольного возраста очень трудно соблюдать очередность. Каждому хочется первым вынуть игрушку из «чудесного мешочка», получить карточку, назвать предмет и т. д. Но желание играть и играть в коллективе детей постепенно подводит их к умению тормозить это чувство, т, е. подчиняться правилам игры.

Я вам предлогаю поиграть в дидактическую игру для детей 2-3лет

«Цветные кубики»

Цель: учить сравнивать цвета по принципу «такой – не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов.

Материалы: пары разноцветных кубиков (красные, желтые, зеленые, синие)

Ход игры: разложите на ковре кубики. Затем возьмите один кубик и покажите его детям: «Вот какой кубик я выбрала. Давайте найдем такой же кубик». Возьмите кубик любого цвета и приложите его к выбранному кубику. И так пока кубики не совпадут. Комментируйте свои действия: «Такой? Нет, не такой. И этот тоже не такой. Вот этот такой. Одинаковые кубики». В следующий раз увеличьте число кубиков каждого цвета и попросите детей найти все кубики заданного цвета. Со временем можно ввести дополнительные цвета.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Сюжетно-ролевая игра в жизни младшего дошкольника МБДОУ «Осинский детский сад №3» Доклад: «Сюжетно – ролевая игра в жизни младшего дошкольника» Воспитатель: Тапханаева.

Памятка для родителей «Игра в жизни дошкольника» Памятка для родителей «Игрушки для ребёнка» Какие игрушки приобретать детям? • Сюжетно-образные, изображающие людей, животных, предметы.

Семинар-практикум «Игра как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников» Игра как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Гармоничное развитие ребенка - основа формирования будущей личности.

Семинар-практикум для педагогов «Значение здоровьесберегающих технологий в формировании нравственной личности дошкольника» Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад образовательного вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Семинар практикум для педагогов «Защита прав ребенка-дошкольника» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад Общеразвивающего вида № 33 «Гном» Семинар-практикум для педагогов.

Семинар-практикум для родителей «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры» Цель: повышение педагогической компетентности родителей в вопросах здоровьесбережения детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Познакомить.

Семинар-практикум для воспитателей «Обучение грамоте: игра или скучное занятие?» Семинар-практикум для воспитателей «Обучение грамоте: игра или скучное занятие» Разработала и провела: учитель-логопед Л. В. Овчинникова.

Семинар-практикум «Отец в жизни ребёнка: его роль и влияние» Цель: повысить психологическую культуру участников семинара Задачи: - Изучить теоретические аспекты проблемы «отцы и дети» - Познакомить.

Семинар-практикум по нравственно-патриотическому воспитанию старшего дошкольника «Мой Ижевск»Семинар-практикум по нравственно-патриотическому воспитанию старшего дошкольника «Мой Ижевск» Цель: продолжать расширять знания детей и родителей о городе Ижевске, его достопримечательностях, развивать чувство любви, патриотизма к.

Сюжетно-ролевая игра в жизни дошкольника СЮЖЕТНО - РОЛЕВАЯ ИГРА В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА «Игра – это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Дидактическая игра в жизни дошкольника»
Опубликовано: 12 мая 2018 в 21:07
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум «Дидактическая игра в жизни дошкольника»» (включая файлы) размещена пользователем татьяна лукичева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД