Марина Буглеева
Сюжетно-ролевая игра в жизни дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
СЮЖЕТНО - РОЛЕВАЯ ИГРА В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА
«Игра – это творческая переработка
пережитых впечатлений, комбинирование
их и построение из них новой действительности,
отвечающей запросам и влечениям
самого ребенка»
Л. С. Выготский
Среди психологов и педагогов игре с дошкольником отводится огромная роль и значение, потому что именно игра является ведущей деятельностью в жизни ребенка и формирует у него первые навыки коммуникации.
Публикация «Сюжетно-ролевая игра в жизни дошкольника» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
В детском саду ребенок игровую деятельность осваивает двумя способами: под руководством взрослого, т. е. педагога, воспитателя и самостоятельно, свободно взаимодействуя с детьми из группы.
Воспитатель для проведения игровых занятий руководствуется определёнными педагогическими знаниями, опытом, навыками, ставя перед проводимым мероприятием цели и задачи, которые необходимо выполнить в процессе занятия.
Важное, можно даже сказать, ведущее место в деятельности дошкольника занимает сюжетно - ролевая игра, благодаря которой ребёнок приобщается к самым разнообразным сферам жизни взрослых. В основном с дошкольниками проводятся сюжетно-ролевые игры, имеющие свои правила, закономерности, специфичность. Ведь каждому возрасту дошкольника присуща своя индивидуальность, свой дифференцированный подход в игре.
Сюжетно - ролевая игра дает толчек для умственного развития ребенка.
Выполняя разные роли той или иной сюжетной игры, ребенок смотрит на предмет с разных сторон и учится находить выходы из различных ситуаций.
Также сюжетно - ролевая игра имеет большое значение для развития воображения дошкольника. Дети берут на себя роль воображаемых персонажей.
В процессе сюжетной игры дети учатся общаться между собой, отстаивают свою точку зрения, учатся договариваться, строют совместные планы для дальнейшей игры.
Ведь именно в игре ребёнок раскрывает свои навыки коммуникации, разговорный диапазон, раскрывает свои личностные качества, умение взаимодействовать и выстраивать сюжет с другими детьми.
И чем разнообразнее его линия, тем интереснее процесс, а интеллектуальное развитие ребенка и его интеллект прямо пропорционально сложности игрового процесса.
В игре, где ребенок свободно играет, без участия взрослого, присутствует особый детский интерес, потому что здесь он может реализовать свои навыки и умения вольно, где только он сам придумывает правила игры и ход событий.
И эта свобода даёт ребенку ещё большую возможность полета фантазии и придумок. Для ребенка сюжетно – ролевая игра это так называемая практика реальной жизни в обществе сверстников.
Здесь нет условностей, преград, и потому очень активно включается воображение, что нужно для лучшего интеллектуального развития дошкольника.
А для того чтобы у дошкольника включилось это воображение необходимо наличие знаний об окружающих предметах, о событиях и явлениях реального мира.
Эмоциональная составляющая от свободной сюжетной игры имеет также немаловажное значение, ребёнок чувствует себя комфортно в придуманных им самим правилах, сюжетах, которые он переносит из реальной жизни, наблюдая за взрослым миром или вставляя в сюжеты эпизоды из услышанных им сказок, рассказов. Это раздвигает условные границы игры.
Примеряя на себя разные роли, поступки и характер других людей, ребенок начинает чувствовать себя личностью и происходит его личностный рост, потому что он учится сопереживать и ориентироваться в различных ситуациях.
Но основное правило игры – она должна носить нарастающий развивающий характер, всё более усложняясь не только в тематике, но и в логическом плане: разные события, происходящие в ней, связаны между собой не только в ролевом аспекте, но и в интеллектуальном развитии. Ребёнок должен всё больше узнавать нового, ранее не освоенного им, пополнять свой интеллект новыми понятиями.
Потому главными критериями в игре должны выступать:
1. Его игровые умения: собственные придумки, диалоги, новые события и пр.
2. Разнообразные способы ведения игры, разнообразность и разноплановость сюжетов.
3. Творческая составляющая в играх, «полёт» фантазии.
4. Умение легко включаться в сюжет, придуманный другими и коммуницировать в нём.
Таким образом, можно сделать выводы, что для того, чтобы игра состоялась и была интересна и полезна ребё нку необходимо соблюсти некоторые правила или принципы:
1. Игровые умения дошкольника необходимо сформировать, для этого воспитатель должен научить детей играть. То есть стать на время их товарищем по игре, не старшим, не воспитателем, а именно ребенком. Когда в игру включается взрослый на равных с детьми, это дает интерес и побуждение.
2. Игра должна постоянно усложняться, чтобы дети чувствовали развитие, усваивая всё новые навыки и умения. Воспитатель, играя, должен объяснять и растолковывать правила и сюжетную линию, взаимодействуя с детьми («Я пойду в магазин и куплю там продукты на обед. Это у меня деньги»). Тем самым он стимулирует дошкольника к игре.
3. Педагог должен не только играть с ребенком, но и направлять его в сюжетной линии, для этого сам воспитатель должен уметь выстраивать игру и придумывать последовательный сюжет.
Эмоциональное развитие сюжетно-ролевых игр также имеет большое значение в развитии дошкольника, потому что многие эмоции ребенок впервые испытывает именно в игре, переживая и пропуская через себя радость, сопричастность и многое другое.
Развитие интеллекта – одно из главных условий построение сюжетной линии. Чем выше интеллект у ребенка, тем интереснее и динамичнее будет выстроена игра, потому что ребенок привнесет в нее свои знания и умения.
Сюжетно-ролевые игры должны осуществляться под непосредственным руководством воспитателя, который будет направлять, и осуществлять вместе с детьми придуманный ими сюжет, привнося в него логику и развитие. Для этого надо сначала придумать сюжет, а затем с помощью детей воплотить его в жизнь, не забывая поощрять и хвалить детей за их творческие находки и актерские.
У дошкольников должно быть достаточно материалов и условий для игровой деятельности. Организация предметной среды для сюжетной игры формируется вместе с детьми перед игрой или в процессе игры.
Таким образом, сюжетно - ролевая игра не только помогает ребёнку понять своё отношение к миру, к своему поведению, но и в игре ребёнок учится проявлять инициативу и творческую активность, учится контролировать свои поступки, оценивать себя и своих сверстников.
Итак, сюжетно-ролевая игра позволяет развить у дошкольника его интеллектуальные возможности, математические навыки, общие научные понятия (пробовать, сравнивать, анализировать, задавать вопросы и др., пополнять словарный запас, улучшать понятийный аппарат – это приводит к подготовке к чтению.