Приложение МААМ

Семинар-практикум для педагогов «Значение здоровьесберегающих технологий в формировании нравственной личности дошкольника»

ЕЛЕНА ВЕРЕЩАГИНА
Семинар-практикум для педагогов «Значение здоровьесберегающих технологий в формировании нравственной личности дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад образовательного вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 195»

Семинар – практикум для педагогов :

Тема: «Значение здоровьесберегающих технологии в формировании духовно-нравственной личности дошкольника

Подготовила: Верещагина Е. В.

инструктор по физической культуре

г. Оренбург.

Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Значение здоровьесберегающих технологий в формировании нравственной личности дошкольника“» размещена в разделах

Значение здоровьесберегающих технологии в формировании духовно-нравственной личности дошкольника.

Проблема формирования духовно-нравственного самосознания у подрастающего поколения в настоящее время чрезвычайно актуальна, особенно сейчас, как в обществе, так и в сознании людей.

Развивать и укреплять физическое совершенство у воспитанников, так как духовное, нравственное и физическое в человеке составляет единство гармонично развитой личности и взаимно обогащают друг друга. Известно, что физическое совершенствование не только приносит человеку высокую работоспособность, крепкое здоровье, творческое долголетие, но и духовно обогащает его, влияет на его интересы, взгляды, образ мышления. Оно способствует формированию жизнерадостности, уверенности в своих силах и творческих возможностях, пробуждает интерес к новым духовным ценностям, становится важным условием культурного развития человека. Оно помогает полнее познавать мир, содействует формированию материалистического мировоззрения.

Развивать детское самоуправление, научить детей стремлению быть общественно полезными, уметь находить в этом радость, дать им возможность самим думать и принимать решения, не пытаться решить все их проблемы прежде, чем попытаются сами.

Кризисное состояние духовно-нравственной сферы общества и семьи, безусловно, отражается на нервно-психическом и духовно-нравственном здоровье современных детей. Распространенность психических нарушений среди подрастающего поколения, в том числе и детей дошкольного возраста, очень велика. Вся система образования грозит превратиться в коррекционную систему. Или просто для общего спокойствия принятые нормы развития ребенка могут быть названы устаревшими и за норму признают отклонения, как наиболее характерные проявления ребенка начала XXI века. Большая часть нарушений, с которыми сталкиваются сегодня педагоги и психологи, имеет социально-педагогическую и духовно-практическую природу.

Концепция дошкольного воспитания трактует период от рождения ребёнка до поступления в школу как возраст наиболее стремительного физического и психического развития ребёнка. Период первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком. Концепция обозначила ключевые позиции обновления дошкольного воспитания :

• Охрана и укрепления здоровья детей (как физического, так и психического)

• Гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми.

Таким образом, задача охраны и укрепления физического здоровья детей, их психологического благополучия является первостепенной в построении воспитательного и образовательного процесса.

Детство этот тот важный период в развитие ребёнка, когда укрепляется здоровье, формируются основные движения, вырабатывается правильная осанка. И оттого, как организована работа по физическому воспитанию, в значительной степени зависит, насколько крепкими, закалёнными, сильными и волевыми будут ребята в жизни.

Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка - это основа формирования личности.

В процессе развития личность проходит периоды особой открытости определенным общественным воздействиям и внутренней готовности к их принятию. Периодом такой открытости различным социально-нравственным, духовным и педагогическим воздействиям и готовности к их принятию является дошкольное детство. Этот этап является наиболее сензитивным для формирования данной готовности, а способность осуществлять духовно-нравственный выбор у детей этого возраста складывается на основе развивающейся нравственно-оценочной деятельности сознания и обусловлена их потребностью в одобрении и признании. В фундамент развития этой способности ложится развивающаяся самостоятельность ребенка-дошкольника и его желание добровольно следовать социально-одобряемым моральным эталонам поведения.

Несмотря на множественность подходов к исследованию проблемы нравственного воспитания детей, остаются недостаточно выясненными механизмы становления и развития начал их нравственного сознания, не в полной мере выявлены ресурсы для совершенствования содержания и технологии его формирования. Также недостаточно изучены и выявлены возможности и особенности реализации индивидуального подхода к детям в процессе соответствующей педагогической работы.

Здоровье ребенка закладывается в семье. Мы же в силу специфики своей работы должны прививать навыки здорового образа жизни детям, учитывая их индивидуальные и возрастные особенности, и в зависимости от этого выбирать оптимальные методы и формы работы. Особенности педагогической деятельности в работе с детьми состоит в том, чтобы у ребенка сформировать навыки необходимые для поддержания здоровья. Здоровье - состояние физического, психического и социального благополучия (ВОЗ). Комплексная целенаправленная работа по валеологическому воспитанию способствует коррекции психофизического развития ребенка.

Если мы научим детей с раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни (ЗОЖ, то можно надеяться, что дети приобретут знания и умения по вопросам оздоровления. Всем хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать.

Первые шаги по пути формирования культуры отношения у ребенка к своему здоровью должны быть сделаны в дошкольном возрасте. Ведь, по мнению специалистов-медиков, большинство болезней человека приобретается в детские годы.

Итак, валеологическое воспитание включает не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного развития. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку, надо чтобы уже с детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Надо учить детей жить в гармонии с собой и с миром.

Занятия с детьми могут быть разных видов: беседы, оздоровительные минутки и паузы, игровые самомассажи.

Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека. В одной беседе в работе с проблемными детьми может быть затронуто только одно направление для того, чтобы дети реально почувствовали данную тему. Это могут быть такие темы: «Забота о глазах», «Уход за ушами», «Уход за зубами», «Забота о коже», «Уход за руками и ногами», «Вредные привычки».

Оздоровительные паузы можно комбинировать, включая физические упражнения для осанки, упражнения для глаз, рук. Задача оздоровительной паузы дать знания, выработать умения и навыки, необходимые каждому ребенку для укрепления позвоночника, рук, снятия усталости, обретения спокойствия.

Когда дети освоятся, дайте им возможность самим проводить оздоровительные минутки.

Предоставьте возможность испытать силы каждому желающему.

Примеры оздоровительных минуток :

- потянуться 1 – 2 раза;

- сесть, ровно и спокойно подышать, а значит, отдохнуть;

- сказать добрые слова себе, друг другу и получить положительные эмоции;

- помассировать пальцы рук;

-сделать 2 – 3 упражнения для осанки и т. д.

Для того чтобы помочь в коррекции физического и психического здоровья детям, надо размять свое тело, передохнуть, прислушаться к себе и принести своему организму пользу.

Эффективное оздоровление, воспитание и развитие ослабленного ребенка возможно при условии внедрения здоровьесберегающих технологий.

Цель здоровьесберегающих технологии

- обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Задачи здоровьесберегающих технологиий :

- Формировать здоровьесберегающее и здоровьеукрепляющее поведение в специально созданных и жизненных ситуациях;

- Создавать психологически комфортную среду в группах;

- Обогащать эмоциональную сферу положительными эмоциями;

- Развивать дружеские взаимоотношения через игру и общение в повседневной жизни;

- Корректировать проявление эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка)

- Дать представления о значении сердца, легких, мышц, языка, глаз, зубов в жизнедеятельности человека, условиях их нормального функционирования;

- Развивать умения действовать в соответствии с усвоенными правилами;

- Развивать умения действовать в соответствии с усвоенными правилами;

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка,педагога и родителей.

Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья (ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнасика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, игровая оздоровительная гимнастика).

2. Технологии обучения здорового образа жизни (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, самомассаж, активный отдых (физкультурный досуг, физкультурный праздник, музыкальный досуг, «День здоровья», точечный массаж).

3. Технологии коррекционные (артикуляционная гимнастикам, психогимнастика, фонетическая ритмика, цветотерапия, арттерапия, сказкотерапия).

Внедрение отдельных технологий, нацеленных на решение конкретных задач здоровьесбережения, предупреждение переутомления, оптимизация физической нагрузки, предупреждение нарушения зрения, обучение детей укреплению здоровья.

Работа с детьми по валеологическому воспитанию должна быть систематичной, динамичной, эмоционально разнообразной. Дети должны знать, для чего они делают то или иное упражнение. Создать условия выполнять упражнения легко, весело без принуждения.

Итак в повседневной жизни мы можем исполбзовать следующие методики:

1. Гимнастика для глаз В. Ф. Базарного и Г. Шичко.

Физкультминутки проводятся с использованием офтальмотренажера. Это траектории по которым дети «бегают» глазами. При этом движения глаз должны сочетаться с движением головы, туловища. Каждая траектория отличается по цвету, это делает схему яркой, привлекает внимание детей.

Физкультминутка снимает зрительное утомление, тренирует шейные позвонки, развивает зрительно-двигательную координацию, повышает активность детей на занятиях.

В середине занятия по просьбе воспитателя дети встают и начинают пробегать глазами по заданным траекториям. При этом каждому упражнению желательно придать игровой характер. Можно на кончик указки прикрепить маленькую игрушку и отправиться вместе с ней путешествовать. Упражнения выполняются стоя.

«Ну-ка, зайка, поскачи,

Лапкой, лапкой постучи.

Влево, вправо, походи и т. д.»

Можно провести игровые упражнения:

1. «Филин». Закрыть глаза и держать закрытыми на счет 1- 5, широко раскрыть глаза, посмотреть в даль и держать открытыми на счет 1 – 5. Упражнение повторить 4 – 5 раз.

2. «Метелки». Выполнять частое моргание без напряжения глаз 1-10 раз, проговаривая «Вы метелки усталость сметите. Глазки нам хорошо освежите». Повторить 3 раза.

3. «Рисуем глазами». Сидя ребенок рисует пальцем в воздухе фигуры или цифры, следя за ним и глазами.

4. «Поймай зайчика». Воспитатель запускает фонариком или зеркалом «солнечного зайчика» на прогулку. Дети, поймав глазами «зайчика», сопровождают его взглядом, не поворачивая головы. Игра длится до 1 минуты.

5. Сидя, смотреть на точку между бровями (счет 1 – 5,потом на кончик носа (счет 1-5). Повторить 5 раз

Лучший отдых для глаз расслабление /пальминг/. Его можно выполнять в положении лежа, сидя, стоя. Надо растереть ладонь о ладонь до появления приятного тепла, легко положить ладони на глаза, скрещивая на лбу. При этом глаза надо закрыть на 20 – 30 секунд. Каждый ребенок скажет шепотом «Доброе утро, мои родные. Вы проснулись, я очень рад. Вот сейчас я вас пожалею, погрею. Потому что вы помогаете мне все вокруг видеть. Помогаете мне жить. Спасибо вам».

2 Дыхательная гимнастика по А. Стрельниковой повышает общий жизненный тонус ребенка, устойчивость организма к простудным заболеваниям. Для того чтобы правильно дышать, надо знать некоторые правила:

1. Дышать надо носом, где воздух согревается, увлажняется и очищается.

2. При вдохе нельзя поднимать плечи.

3. В дыхании должен активно участвовать живот.

Игры «Ныряние», «Подуем на снежинку», «Облачко».

Полезно для организма дышать попеременно то одной, то другой ноздрей, выполнять очищающее дыхание.

Чтобы ребенок дышал правильно, научите его представлять вдыхаемый воздух в виде голубого ручейка, заполняющий наш организм сверху вниз, произвольный выдох успокаивает.

Проводим дыхательные упражнения 2 раза в день, начиная утреннюю зарядку и вечерние занятие.

Для тренировки дыхательного аппарата дети осваивают песни из программы М. Лазарева «Здравствуй».

3. Полезны и интересны для детей игровые упражнения, направленные на развитие тонкой моторики.

«Игровой самомассаж» является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, с музыкальным сопровождением, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.

Воспитатели разучивают с дошкольниками игротренинги для тонкой моторики, дошкольники сами проводят самомассаж пальцев рук или с помощью массажной пружинки, шарика или пальцами рук.

Например:

Эй, ребята, все ко мне. Кто стоит там в стороне.

Легко, весело без напряжения

Начиная игру-массаж!

1. Разотру ладошки сильно (дети растирают ладошки до приятного тепла).

2. Каждый пальчик покручу.

3. Поздороваюсь со всеми, никого не обойду (кончики пальцев нажимают друг на друга).

4. С ноготками поиграю, друг о друга их потру.

5. Затем руки я помою, пальчик в пальчик их сложу.

6. На замочек их закрою, и тепло поберегу.

7. Вытяну я пальчики, превращу их в зайчики.

Раз – два, раз – два, вот и кончилась игра. Отдыхает детвора.

4. Самомассаж ушных раковин. На ушной раковине находится около 170 биологически активных точек. Самомассаж активизирует деятельность головного мозга, улучшает память, концентрирует внимание. По мнению медиков, массаж ушей по своему воздействию на организм приравнивается к массажу всего тела. Игровой вариант.

Подходи ко мне, дружок и садись скорей в кружок

1. Ушки ты свои найди и быстрее их потри. Ловко с ними мы играем, вот как хлопаем ушами /1 – 10 раз/

2. Сейчас все тянем вниз, ушко ты не оторвись. (надавливаем и отпускаем мочку уха 10 раз).

3. А потом, а потом, покрутим козелком.

4. Ушко, кажется замерзло, отогреть его так можно.

5. Превратились в чебурашек, (надавливаем на среднюю часть уха).

6. А теперь все выше, выше, и высокими мы стали.

Раз – два, раз – два вот и кончилась игра. А раз кончилась игра, наступила тишина.

5. Точечный массаж по А. Уманской. Массаж биологически активных точек является одним из наиболее перспективных и простых общедоступных методов. За 3 – 4 минуты проведенного точечного массажа снимается усталость, активизируется работа головного мозга, повышается устойчивость организма к вирусам.

Массаж состоит из 9 биологически активных зон сосредоточенных в области лица, шеи, рук.

Массаж дети проводят подушечками указательных пальцев легко, весело, без напряжения. Важно сосредоточить внимание детей на каждой точке. Делать 2 раза в день: в утренние часы и после дневного сна.

6. Солевое закаливание включает в себя попеременное топтание на резиновых ковриках с шипами, фланелевой дорожке, пропитанной 20% солевым раствором и сухой фланелевой дорожке. Время 3-4 минуты.

7. Полоскание горла настоем трав. Настой трав готовит медицинская сестра для всех групп. Используются травы: шалфей, эвкалипт, ромашка, календула. Применение трав идет с чередованием через 2 недели, весной и осенью.

8. Водные процедуры включают в себя умывание прохладной водой, мытье шеи и рук до локтя.

9. Использование ароматерапии. С помощью аромомасел уменьшается отрицательное влияние стрессов, предупреждается развитие неврозов. Для уменьшения усталости, снижения утомляемости используем ароматы мяты, лимона, сосны, герани, лаванды, розмарина, с помощью аромолампы. В целях предупреждения простудных заболеваний используем масла пихты, эвкалипта. Применение эфирных масел считаем целесообразным и с той позиции, что они обладают бактерицидным, противовоспалительным действием, что очень важно для оздоровления детей с ЗПР.

В начале занятия важно настроить детей на рабочий лад для этого можно провести психоэтюды. «Я расту», «Ласковушка», «Здесь и сейчас», «Деревья», «Сотвори в себе солнце» и т. д.

Детей подвижных и очень подвижных важно научить релаксации, то есть расслаблению, для снятия психоэмоционального напряжения.

Проводить сидя, лежа, на специальных ковриках с использованием спокойной музыки. Большое место в работе по оздоровлению детей занимают стихотворные тексты, проводимые в игровой форме; т. к. проведение механических тренировок - путь в ничто.

Чтобы коррекционно – оздоровительная работа положительно влияла на развитие детей, необходимо соблюдать следующие рекомендации.

1. Вырабатывать у детей положительную мотивацию к ЗОЖ, что приведет к улучшению их физического, психического и духовного благополучия.

2. Четкое чередование различных видов деятельности и отдыха – суть рационального режима.

3. Профилактический точечный массаж, дыхательная гимнастика, релаксационные упражнения снижают психоэмоциональное напряжение.

4. В полной мере использовать средства естественного закаливания – воздух, вода, солнце.

5. Воспитание у детей навыков личной гигиены, в первую очередь, поддержание чистоты тела и одежды.

6. Изменение мировоззрения воспитателя, его отношение к своему жизненному опыту с позиции проблем здоровьесбережения.

Значимость педагога в привитии ЗОЖ детям раскрыл В. А. Сухомлинский «Забота о здоровье детей - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Детство – не просто беспечная пора, когда ребенку хочется играть, прыгать, бегать. Но детство – это еще и процесс взросления. Общая атмосфера доброжелательности и защищенности, когда спокойная ночь перетекает в спокойный день, сказывается на состоянии детей. Ведь внимание и любовь необходимо всем детям, так же, как свет и тепло, требующие разумности, мудрости, уважения, доброты и требовательности, ласки и строгости.

Особенно огромное значение здоровье сберегающие технологии имеет в коррекционно-воспитательной работе с проблемными детьми для разрешения их внутреннего конфликта и эмоционального оздоровления. Выражение своего внутреннего состояния, отношения и восприятия окружающего в рисунке ребенка имеет терапевтическое значение.

Так как здоровьесберегающие технологии являются одним из элементов духовно-нравственного становления личности дошкольника.

Они предоставляют большие возможности для развития умственной, эмоциональной, эстетической и волевой сферы детей с

ОВЗ, для совершенствования психических функций: зрительного восприятия, воображения, памяти, мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования, где свободное творчество протекает в специально созданных педагогом ситуациях, чтобы ребенок в образовательном процессе находился перед необходимостью преодолевать разного рода трудности, делал свой выбор и принимал решение. При разрешении подобного рода проблем ребенок приобретает свой жизненный опыт, и педагогу нужно поддерживать стремление, «страсть» ребенка к природному движению, к развитию, взрослению и свободе.

Уважаемые коллеги!

Давайте будем стремиться превратить детский сад в сказочный детский дом

Дом образования и оздоровления детей дошкольного возраста,

Дом, в котором и детям, и взрослым уютно и комфортно,

Дом с добрыми традициями,

Дом, в котором ребенка ждут и любят,

Дом, где основной стиль взаимоотношений - сотрудничество и

сотворчество.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Роль природы в формировании личности дошкольника» В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными?.

Районный семинар-практикум «Роль фольклора в формировании личности ребенка»Районный семинар-практикум «Роль фольклора в формировании личности ребенка» 5 декабря 2017г. в МДОУ № 6 состоялся семинар-практикум для музыкальных руководителей на тему "Роль фольклора в формировании личности ребенка".

Семинар-практикум для педагогов «Внедрение здоровьесберегающих технологий в работу по физическому развитию детей»Семинар-практикум для педагогов «Внедрение здоровьесберегающих технологий в работу по физическому развитию детей» Семинар - практикум для педагогов Внедрение здоровьесберегающих технологий в работу по физическому развитию детей. Инструктор по физической.

Семинар-практикум «Использование современных здоровьесберегающих технологий в работе ДОУ и в семье» Семинар-практикум для родителей старшей группы «Использование современных здоровьесберегающих технологий в работе ДОУ и в семье». Цель.

Семинар-практикум «Использование здоровьесберегающих технологий с родителями и детьми старшего возраста» Семинар-практикум «Использование здоровьесберегающих технологий с родителями и детьми старшего возраста». (работа с семьей по пропаганде.

Словесное искусство в формировании нравственных качеств личности дошкольникаСловесное искусство в формировании нравственных качеств личности дошкольника «Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание - великое дело: им решается участь человека.» В. Г. Белинский. Основные положения.

Становление и значение гражданской позиции в формировании личности ребенка дошкольного возраста Становление и значение гражданской позиции в формировании личности ребенка дошкольного возраста Воспитатель МБДОУ ДС №2 «Колокольчик»,.

Статья «Роль семьи в формировании духовно-нравственной личности» Роль семьи в формировании духовно- нравственной личности Семья – это колыбель не только физического, но и духовного рождения человека.

Взаимодействие ДОУ и социума в формировании личности дошкольника [Позитивная социализация — это умение ребенка взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая.

Значение игры в формировании личности ребёнка Статья о том, как игры влияют на развитие личности дошкольников. Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов «Значение здоровьесберегающих технологий в формировании нравственной личности дошкольника»
Опубликовано: 2 апреля 2018 в 12:43
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для педагогов «Значение здоровьесберегающих технологий в формировании нравственной личности дошкольника»» (включая файлы) размещена пользователем ЕЛЕНА ВЕРЕЩАГИНА (УИ 1449644) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД