Людмила Овчинникова
Семинар-практикум для воспитателей «Обучение грамоте: игра или скучное занятие?»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для воспитателей
«Обучение грамоте : игра или скучное занятие»
Разработала и провела: учитель-логопед
Л. В. Овчинникова
МДОУ «Д/С № 10», г. Заречный Пензенской области
Цель: повысить компетентность педагогов в вопросах подготовки детей к обучению грамоте.
Задачи:
• определить задачи ДОУ в области подготовки детей к обучению грамоте;
Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Обучение грамоте: игра или скучное занятие?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
• систематизировать знания педагогов об основных понятиях в области обучения грамоте;
• познакомить педагогов с практическими приемами по обучению детей грамоте.
Оборудование: текст ФГОС ДО, экран для презентации, белые и красные цветы со слогами, морские камушки, паровозик, вагончики со словами.
Предварительная работа: самостоятельное изучение воспитателями печатных рекомендаций.
Введение в тему:
На слайде: цитата из ФГОС ДО п. 2.6 образовательная область «Речевое развитие»; задание педагогам: сформулировать задачи, которые решаются в НОД с детьми по обучению грамоте.
Какими знаниями, умениями и навыками должны владеть педагоги, для того, чтобы обучение в школе не вызывало затруднений у детей. Давайте поговорим о том, как учить дошкольника грамоте, не вступая в противоречия с задачами и методами школьного обучения.
Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью. От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
Обучение детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.
При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.
Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, то есть последовательность составляющих его звуков. Например, взрослый просит ребенка назвать звуки в слове СОК, а ребенок отвечает: «апельсиновый, яблочный…».
Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.
Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает :
• определение количества звуков в слове,
• фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твердые и мягкие,
• определение места звука в слове.
Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте :
• Сформированность звуковой стороны речи, т. е. ребенок должен владеть правильным, четким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);
• Сформированность фонематических процессов, т. е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
• Готовность к звуковому анализу и синтезу состава речи,т. е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков» слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове;
• Знакомство с терминами: «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие.
• Умение работать со схемой слова, предложения.
Игры на формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте
Игра «Волшебные цветочки»
Цель: совершенствовать навык составления и чтения слогов, слогового анализа слов.
Ход игры: Взять по одному красному и по одному белому цветку. Положить перед собой слева цветок, а справа, за ним, - белый. Перевернуть цветки, прочитать слоги (ат, от, ут, ит). Поменять цветки местами, прочитать, что получилось (та, то, ту, ти). Усложнить: взять еще красный и белый цветы и доложить к лежащим, перевернуть и прочитать что получилось (тата, тото, туту, тити). Разделить слова на слоги, отхлопать и определить сколько слогов.
Игра с морскими камушками
Цель: совершенствовать навык составления и чтения слогов, развивая трнкую моторику, профилактика нарушения письменной речи.
Ход игры: Выложить из камушков букву А. Превратить ее в букву П, затем в букву Т. После буквы Т выложить букву У. Прочитать слог ТУ. Выложить и прочитать еще 3-4 слога.
Игра «Веселый поезд»
Цель: совершенствовать навык составления и чтения предложений.
(На магнитной доске – паровозик и вагончики, в которых закреплены слова: КОТ, ПО, ХОДИТ, МОСТУ)
Ход игры: Прочитать слова, которые привез веселый поезд. Поменять слова местами так, чтобы получилось предложение. Прочитать предложение хором.
Игра «Разноцветные корзинки»
Цель: развивать фонематическое восприятие (дифференцировать звуки [т],[ п],[ н] в словах).
(Педагог ставит на ковер перед детьми желтую, синюю и красную корзинки, рассыпает картинки, в названии которых есть звуки [т],[ п],[ н]. Для каждого ребенка в комплекте должно быть по одной картинке с каждым из перечисленных звуков в названиях: СТОЛ, СТУЛ, ТАБУРЕТ, КАТУШКА, ПЛАТОК, ПОМИДОР, ПОПУГАЙ, ПАЛКА, КОНФЕТА, КЛОУН, ЛИМОН, БАНАН)
Ход игры: Положить в красную корзинку картинки со звуком[ т] в названиях, в желтую – со звуком[ п], в синюю – со звуком[ н]. (На каждой корзинке прикреплена соответствующая буква). Прокомментировать свои действия, составляя предложения.
Игра «Ралли – Дакар»
Цель: формировать навык составления и чтения слов из данных букв.
(На магнитной доске закреплены в беспорядке магнитные буквы М, И, Н, У, Т, А и магнитный автомобиль. В левом нижнем углу флажок с надписью «Париж», в правом – «Дакар»)
Ход игры: Отправиться на автомобиле из Парижа в Дакар, учасву авторалли, и провести машину из левого нижнего угла в правый верхний угол так, чтобы получилось длинное слово из шести букв. Работать дружно, чтобы стать победителями ралли.