Лучший педагог года

Семинар-практикум для воспитателей «Обучение грамоте: игра или скучное занятие?»

Людмила Овчинникова
Семинар-практикум для воспитателей «Обучение грамоте: игра или скучное занятие?»
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар-практикум для воспитателей

«Обучение грамоте : игра или скучное занятие»

Разработала и провела: учитель-логопед

Л. В. Овчинникова

МДОУ «Д/С № 10», г. Заречный Пензенской области

Цель: повысить компетентность педагогов в вопросах подготовки детей к обучению грамоте.

Задачи:

• определить задачи ДОУ в области подготовки детей к обучению грамоте;

Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Обучение грамоте: игра или скучное занятие?“» размещена в разделах

• систематизировать знания педагогов об основных понятиях в области обучения грамоте;

• познакомить педагогов с практическими приемами по обучению детей грамоте.

Оборудование: текст ФГОС ДО, экран для презентации, белые и красные цветы со слогами, морские камушки, паровозик, вагончики со словами.

Предварительная работа: самостоятельное изучение воспитателями печатных рекомендаций.

Введение в тему:

На слайде: цитата из ФГОС ДО п. 2.6 образовательная область «Речевое развитие»; задание педагогам: сформулировать задачи, которые решаются в НОД с детьми по обучению грамоте.

Какими знаниями, умениями и навыками должны владеть педагоги, для того, чтобы обучение в школе не вызывало затруднений у детей. Давайте поговорим о том, как учить дошкольника грамоте, не вступая в противоречия с задачами и методами школьного обучения.

Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью. От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

Обучение детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.

При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.

Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, то есть последовательность составляющих его звуков. Например, взрослый просит ребенка назвать звуки в слове СОК, а ребенок отвечает: «апельсиновый, яблочный…».

Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает :

• определение количества звуков в слове,

• фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твердые и мягкие,

• определение места звука в слове.

Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте :

• Сформированность звуковой стороны речи, т. е. ребенок должен владеть правильным, четким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);

• Сформированность фонематических процессов, т. е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;

• Готовность к звуковому анализу и синтезу состава речи,т. е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков» слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове;

Знакомство с терминами: «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие.

• Умение работать со схемой слова, предложения.

Игры на формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте

Игра «Волшебные цветочки»

Цель: совершенствовать навык составления и чтения слогов, слогового анализа слов.

Ход игры: Взять по одному красному и по одному белому цветку. Положить перед собой слева цветок, а справа, за ним, - белый. Перевернуть цветки, прочитать слоги (ат, от, ут, ит). Поменять цветки местами, прочитать, что получилось (та, то, ту, ти). Усложнить: взять еще красный и белый цветы и доложить к лежащим, перевернуть и прочитать что получилось (тата, тото, туту, тити). Разделить слова на слоги, отхлопать и определить сколько слогов.

Игра с морскими камушками

Цель: совершенствовать навык составления и чтения слогов, развивая трнкую моторику, профилактика нарушения письменной речи.

Ход игры: Выложить из камушков букву А. Превратить ее в букву П, затем в букву Т. После буквы Т выложить букву У. Прочитать слог ТУ. Выложить и прочитать еще 3-4 слога.

Игра «Веселый поезд»

Цель: совершенствовать навык составления и чтения предложений.

(На магнитной доске – паровозик и вагончики, в которых закреплены слова: КОТ, ПО, ХОДИТ, МОСТУ)

Ход игры: Прочитать слова, которые привез веселый поезд. Поменять слова местами так, чтобы получилось предложение. Прочитать предложение хором.

Игра «Разноцветные корзинки»

Цель: развивать фонематическое восприятие (дифференцировать звуки [т],[ п],[ н] в словах).

(Педагог ставит на ковер перед детьми желтую, синюю и красную корзинки, рассыпает картинки, в названии которых есть звуки [т],[ п],[ н]. Для каждого ребенка в комплекте должно быть по одной картинке с каждым из перечисленных звуков в названиях: СТОЛ, СТУЛ, ТАБУРЕТ, КАТУШКА, ПЛАТОК, ПОМИДОР, ПОПУГАЙ, ПАЛКА, КОНФЕТА, КЛОУН, ЛИМОН, БАНАН)

Ход игры: Положить в красную корзинку картинки со звуком[ т] в названиях, в желтую – со звуком[ п], в синюю – со звуком[ н]. (На каждой корзинке прикреплена соответствующая буква). Прокомментировать свои действия, составляя предложения.

Игра «Ралли – Дакар»

Цель: формировать навык составления и чтения слов из данных букв.

(На магнитной доске закреплены в беспорядке магнитные буквы М, И, Н, У, Т, А и магнитный автомобиль. В левом нижнем углу флажок с надписью «Париж», в правом – «Дакар»)

Ход игры: Отправиться на автомобиле из Парижа в Дакар, учасву авторалли, и провести машину из левого нижнего угла в правый верхний угол так, чтобы получилось длинное слово из шести букв. Работать дружно, чтобы стать победителями ралли.

Публикации по теме:

Отчет. Семинар — практикум для воспитателей ДОУОтчет. Семинар — практикум для воспитателей ДОУ Семинар - практикум "Артикуляционная гимнастика в детском саду" 3 октября 2017 года для педагогов ДОУ, учителем – логопедом Филатовой Т. С. ,.

Семинар-практикум для педагогов «Конфликт воспитателей и родителей» Семинар – практикум для педагогов на тему: «Конфликт воспитателей и родителей»( 1 слайд) Семинар «Конфликт воспитателей и родителей» (2.

Семинар-практикум для воспитателей «Сенсорное воспитание в ДОУ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 103» Здание №3 Семинар – практикум для педагогов «Сенсорное.

Семинар-практикум для воспитателей «Бодрящая гимнастика» Роль дневного сна в физическом и интеллектуальном развитии дошкольника велика. Отдых в середине дня ему просто необходим. В условиях дефицита.

Семинар-практикум для воспитателей ДОУ «Инновационные формы работы с родителями» Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников Задачи:.

Семинар-практикум для воспитателей и специалистов ДОУ: «Логопедическое ассорти»Семинар-практикум для воспитателей и специалистов ДОУ: «Логопедическое ассорти» Здравствуйте уважаемые коллеги! Вступление: Осознавая важность работы с детьми, имеющими нарушения речи, воспитательно - образовательный.

Семинар-практикум для воспитателей «Использование театрализации в коррекционно-развивающей работе» ВидеоСеминар-практикум для воспитателей «Использование театрализации в коррекционно-развивающей работе» Видео Краткая аннотация. Семинар- практикум для воспитателей – в котором раскрывается, использование элементов театрализованной деятельности в.

Семинар-практикум для воспитателей «Педагог и ребенок: общение без барьеров» Одна из первостепенных задач в работе современного педагога — формирование навыков эффективной коммуникации у ребенка, не допускающей грубости,.

Семинар-практикум для воспитателей «Речь и движение» Учитель-логопед Климова Елена Александровна Инструктор по физической культуре Запорожец Лариса Григорьевна ГБОУ СОШ №1393 «Школа РОСТ».

Семинар-практикум для воспитателей «Театрализованная деятельность в ДОУ» Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ» Описание: Рекомендуется воспитателям, музыкальным работникам для.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для воспитателей «Обучение грамоте: игра или скучное занятие?»
Опубликовано: 10 декабря 2017 в 22:09
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для воспитателей «Обучение грамоте: игра или скучное занятие?»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Овчинникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД