Ольга Зотеева
Семинар-практикум «Дети с ОВЗ в ДОУ. Особенности организации коррекционной работы»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум
«Дети с ОВЗ в ДОУ. Особенности организации работы»
Цель — повышение психолого-педагогической компетентности педагогов по организации работы с детьми с ОВЗ в условия ДОУ.
Задачи:
• формирование представлений о психологических особенностях ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
Публикация «Семинар-практикум „Дети с ОВЗ в ДОУ, Особенности организации коррекционной работы“» размещена в разделах
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
• познакомить педагогов с особенностями организации работы с детьми в ДОУ»
• развивать эмпатию по отношению к детям с ОВЗ, формирование у педагогов психологической готовности к взаимодействию с ребенком с ОВЗ;
• снятие психологических барьеров, развитие навыков работы в команде, оказание психотерапевтической помощи участникам.
Ход семинара
1 часть. Практикум по формированию представлений о психологических особенностях детей с О
ВЗ. [/b]
Педагоги, при входе в зал, берут разноцветные жетоны. Рассаживаются группами согласно цвету жетона.
Просмотр социального ролика “Люди так не делятся”.
Логопед: С 1946-го появился термин дефективные дети – это дети, у которых наблюдались нарушения психического, физического развития. Со временем поняли, что это звучит не красиво, обидно для родителей таких детей. И с 96-го года появился термин дети с ограниченными возможностями здоровья.
Психолог: Часто возникает вопрос «Кто считается ребенком с ограниченными возможностями здоровья?».
«Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».
Логопед: Таким образом, детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.
• Глухие, позднооглохшие и слабослышащие направлялись в ДОО первого-второго вида.
• Слепые и слабовидящие определялись в ДОО третьего-четвертого вида.
• Для детей с тяжелыми нарушениями речи предназначались ДОО пятого вида.
• Некоторые дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата получали дошкольное обучение и воспитание в ДОО шестого вида.
• Дети, у которых была диагностирована задержка психического развития, направлялись в ДОО седьмого вида.
• Дети с умственной отсталостью попадали в ДОО восьмого вида.
• Для детей со сложной структурой дефекта и для детей с ранним детским аутизмом не было организовано дошкольного образования и не было для них ДОО. Большинство из них ранее не имели возможности получить дошкольное образование в виду отсутствия не только коррекционных методик, но и самих ДОО.
Логопед: Такая система распределения детей по специальным ДОО не учитывала их индивидуальных потенциалов. И такой подход к организации их дошкольного обучения в последние годы стал рассматриваться как дискриминация и ущемление их прав на полноценное образование.
Пребывание, обучение в специальных ДОО не способствовало их социализации и накоплению опыта коммуникации со здоровыми сверстниками. Согласно новому ФГОС ДО рекомендовано придерживаться ключевого принципа дошкольного образования – поддержки разнообразия и индивидуальных особенностей любого ребенка.
Психолог: С 2016 года дети с ОВЗ имеют возможность обучаться в стенах образовательного учреждения, в коллективе сверстников, в прямом взаимодействии с педагогом. Именно поэтому, мы посчитали важной данную тему для семинара и совместно попытаемся понять те трудности детей данной категории, с которыми они могут столкнуться в стенах нашего детского сада и которые мы должны учитывать при работе с ними.
Для этого мы предлагаем вам поделиться на группы, согласно тем жетонам, которые вы получили при входе:
1 группа (красные жетоны).
Дети с нарушением зрения.
[/b]
Педагог-психолог проводит Упражнение «Поводырь»
Участники разбиваются на пары, и внутри каждой пары решается, кто будет ведущим, а кто ведомым. Ведомый закрывает глаза и при помощи ведущего ходит по комнате, слушая его команды, дотрагивается до различных предметов. По окончании участники меняются ролями.
Обсуждение: Скажите, уважаемые коллеги, когда вы с закрытыми глазами двигались по залу, какие ощущения вы испытывали? Комфортно ли было ходить с закрытыми глазами? Дети с ОВЗ испытывают подобные ощущения, попадая в новые изменённые условия ДОУ, и поэтому нуждаются в особом внимании и поддержке с вашей стороны, уважаемые педагоги.
Просмотр видеоролика “Что видит слепой”
Логопед: Дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие). Первичное нарушение носит сенсорный характер, страдает зрительное восприятие, вследствие органического поражения зрительного анализатора. Для психофизического развития ребенка существенное значение имеет время наступления зрительной патологии. Чем раньше наступила слепота, тем более заметны вторичные отклонения, своеобразие психофизического развития. Отсутствие визуальной ориентировки сказывается на двигательной сфере, на содержании социального багажа, особенно у слепорожденных. Иногда для незрячих основным фактором ориентировки может быть звук.
Потеря зрения формирует своеобразие эмоционально-волевой сферы, характера, чувственного опыта. У незрячих возникают трудности в учебе, в игре, в овладении профессиональной деятельностью. В старшем возрасте возникают бытовые проблемы, которые влекут сложные переживания и негативные реакции.
Своеобразие характера и поведения слепых влечет за собой в одних случаях неуверенность, пассивность, склонность к самоизоляции; в других – повышенную возбудимость, раздражительность, переходящую в агрессивность. Развитие познавательных процессов (внимание, логическое мышление, память, речь) у слепорожденных проходит нормально. Нарушение взаимодействия чувственных и интеллектуальных функций проявляются в некотором своеобразии мыслительной деятельности с преобладанием развития абстрактного мышления.
[
b]2 группа (оранжевые жетоны).
Работа с детьми с нарушениями слуха. [/b]
Педагог-психолог проводит упражнение «Учитель рисования»
Выбирается ведущий, один из членов 2 группы, ему дается изображение рисунка из геометрических фигур (Приложение). Остальные становятся художниками. Задача ведущего - объяснить художникам, что нужно нарисовать, не называя образ рисунка (дом, дерево, а называя лишь фигуры, из которых этот рисунок состоит.
Вопросы для обсуждения:
• Что вы чувствовали?
• Какие затруднения испытывали?
Просмотр видеоролика «Глухие слышат в первый раз».
В эту группу входят дети глухие и слабослышащие (тугоухие).
Логопед: Глухие дети могут реагировать на голос повышенной громкости около уха, но при этом без специального обучения они не понимают обращенную речь. Вследствие этого появляются системные нарушения речи.
Для глухих детей обязательно использование слухового аппарата или кохлеарного импланта (после операции по кохлеарной имплантации). Однако восприятие и понимание речи остаются нарушенными. Устная речь у детей самостоятельно не развивается, что обусловливает необходимость систематической коррекционно-развивающей работы по развитию речи. Уровень психического и речевого развития у детей с нарушениями слухового восприятия зависит от степени снижения слуха и времени возникновения этого нарушения.
Слабослышащие дети по сравнению с глухими могут самостоятельно, хотя бы в минимальной степени, накапливать словарный запас и овладевать устной речью. Однако для полноценного развития речи этих детей также требуются специальные коррекционные и развивающие занятия.
[b
]3 группа (желтый жетон).
Дети с задержкой психического развития.
[/b]
Логопед: Задержка психического развития – крайний вариант нормы, один из видов дизонтогенеза. Дети с таким диагнозом развиваются медленнее, чем их сверстники. ЗПР проявляется рано. При задержке психического развития наблюдаются нарушения как эмоционально-потребностной, так и интеллектуальной сфер. В первых случаях преобладает эмоциональное недоразвитие, в других – нарушения познавательной деятельности.
Недостаточная выраженность познавательных интересов у детей с ЗПР сочетается с незрелостью высших психических функций, с нарушениями внимания, памяти, с функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, с плохой координацией движения. Лепка, рисование, конструирование, письмо даются детям с ЗПР с трудностями из-за малой дифференциации движений кистей рук. В речевом плане отмечается нарушение звукопроизношения, бедность словаря, аграмматизмы. Характерным признаком для детей с ЗПР является недостаточная готовность к школе.
Психолог: Иногда нам тяжело принять детей с нарушениями, чтобы мы потренировали чувство сопереживания другим, эмпатию, и скорректировать агрессивные тенденции в поведении мы с вами поиграем.
Педагог-психолог проводит упражнение «Кенгуру»
Участникам на пояс завязывается шарф или косынка, образуя «сумку кенгуру». В нее сажают детеныша — мягкую игрушку-зверушку. По команде ведущего «кенгуру» начинают прыгать к условленному месту, стараясь не выронить малыша. Руками придерживать нельзя. Побеждают самые быстрые и заботливые кенгуру.
4 группа (зеленый жетон).
Интеллектуальные нарушения.
[/b]
Логопед: К лицам с нарушением умственного развития (умственно отсталым) относят лиц со стойким, необратимым нарушением преимущественно познавательной сферы, возникшим вследствие органического поражения коры головного мозга, имеющего диффузный (разлитой) характер. Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение высших психических функций.
Выражается оно в нарушении познавательных процессов (ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, внимания, страдает эмоционально-волевая сфера, моторика, личность в целом. У многих умственно отсталых детей наблюдаются нарушения в физическом развитии: дисплазии, деформации формы черепа и размеров конечностей, нарушение общей мелкой и артикуляционной моторики, трудности формирования двигательных автоматизмов.
Понятие «умственная отсталость» включает в себя такие формы нарушений интеллекта, как «олигофрения» и «деменция».
Умственно отсталые дети различаются по степени выраженности дефекта. Дети с легкой степенью умственной отсталости (дебилы) составляют 75-80%. После окончания специальной (коррекционной) школы многие из них трудоустраиваются и социально адаптируются.
Дети со средне выраженной отсталостью (имбецилы) – их 15-20% - обучаются по специальным программам в специализированных классах, осваивают элементарные навыки письма, чтения, счета, простейшие трудовые операции (склеивание коробок, конвертов, бытовые навыки. Эта категория детей имеет статус инвалида.
Дети с глубоко выраженной умственной отсталостью–5% - живут и воспитываются в интернатных учреждениях Министерства труда и социального развития, где остаются пожизненно. Данная категория детей также имеет статус инвалида.
Педагог-психолог проводит упражнение
«Мои ресурсы при взаимодействии с детьми с ОВЗ»
Ход упражнения:
1. Педагог-психолог просит вытащить карту из колоды «…» с вопросом: «какие чувства я испытываю при общении, взаимодействии с ребенком с ограниченными возможностями здоровья?»
2. П-п: «Определите пожалуйста какие из этих чувств являются позитивными, а какие отрицательными, чувствами, которые помогают и которые «мешают» в общении с ребенком с ОВЗ»
3. П-п: «А теперь достаньте карту из колоды «Источник» с запросом «Какие у меня есть внутренние ресурсы для того чтобы облегчить работу с детьми с ОВЗ»
Итог: Таким образом, мы можем найти решение задачи и трансформировать препятствия в виде негативных чувств в ресурс, который придаст нам сил чтобы продолжить взаимодействие с детьми с ОВЗ.
5 группа.
Дети с тяжелыми речевыми нарушениями.
[/b]
Педагог-психолог проводит упражнение «Расскажи стихотворение так, как его бы рассказал человек с проблемами в речи»
Ведущий дает одному из членов группы №1 известное четверостишье. Он должен рассказать его группе, при этом прижав язык к нёбу. А члены группы должны понять, о чем говорится в стишке.
Примеры четверостиший:
Тыква-чудо — в два обхвата,
Витаминами богата.
Как разрежешь, посмотри:
Есть и семечки внутри.
Укроп на огороде —
Как зонтик под дождем.
И при любой погоде
Ему комфортно в нем.
Вопросы для обсуждения:
1. Что вы чувствовали?
2. А как вы думаете, что чувствовал в это время говоривший человек?
3. Каким способом мы можем помочь человеку с такими затруднениями чувствовать себя лучше?
Просмотр видеоролика “Нарушения речи – не проблема”
Логопед: К тяжелым нарушениям речи относится ОНР – это стойкие специфические отклонения формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока, отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте. Основным критерием отнесения речевого нарушения к группе тяжелых является невозможность ребенка осваивать программу массового образовательного учреждения (дошкольного и школьного) без специальной логопедической помощи.
Для всех детей с ОНР характерно позднее появление первых слов – к 3-4, иногда – к 5 годам. Речевая активность детей снижена; речь имеет неправильное звуковое и грамматическое оформление, малопонятна. Вследствие неполноценной речевой деятельности страдает память, внимание, познавательная деятельность, мыслительные операции. Детям с ОНР присуще недостаточное развитие координации движений; общей, тонкой и речевой моторики. Уровень общего недоразвития речи может быть различен: от полного отсутствия речевых средств обучения, до развернутой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.
4 группа.
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата
[/b]
Логопед: В эту группу входят дети с нарушениями двигательных функций. Двигательные расстройства характеризуются нарушениями координации, темпа движений, ограничением их объема и силы, что приводит к нарушению осуществления движений.
Большинство из них страдают детским церебральным параличом (ДЦП). У детей с ДЦП нарушена пространственная ориентация, нарушена общая моторика, тонкая моторика рук. Могут быть сенсорные нарушения. Иногда при ДЦП у ребенка выявляются нарушения зрения и слуха. У большинства из них нарушена речь, страдает внимание и память.
При ДЦП у многих детей отмечается нарушение эмоционально-волевой сферы. У одних детей могут проявляться в виде повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других заторможенность и вялость.
Психические процессы у некоторых детей с ДЦП замедленны, переключаемость затруднена. При организации инклюзивного образования и включении ребенка с ДЦП в общеобразовательную группу необходимо проведение постоянного психолого-медико-педагогического сопровождения, что определено в его индивидуальном плане реабилитации
Видеоролик ДЦП
7 группа (фиолетовый жетон).
Дети с расстройствами поведения и общения
.[/b]
Педагог-психолог проводит упражнение «Покажи»
Участнику надеваются наушники (громкий шум города). Просят показать простые эмоциональные состояния (“мне страшно”, “хочу пить”, “хочу погулять”, “удивление”).
Вопросы для обсуждения:
• Что вы чувствовали?
• Что было труднее, слушать инструкцию или выполнять задание?
Просмотр видеоролика “Мир глазами аутиста” (Приложение 1).
Логопед: До недавнего времени расстройства аутистического спектра относили к раннему детскому аутизму (РДА). Расстройства аутистического спектра в настоящее время рассматриваются как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с РАС нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Вариантов проявления РАС много.
Особенности эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности с возрастом не исчезают, а усугубляются и без специального психолого-педагогического сопровождения не устраняются. Проявления РАС различные, но общими для всех из них являются проблемы эмоционально-волевой сферы и трудности в общении даже с близкими. Для организации инклюзивного образования этой категории детей необходимы специальные условия.
8 группа (белый жетон).
Комплексное нарушение развития
[/b].b]
Логопед:[/b] К этой категории относят детей с комплексными и сложными нарушениями развития, у которых сочетаются несколько первичных нарушений.
Например, слабослышащие дети и еще у них отмечаются нарушения опорно-двигательного аппарата. Или, например, детский церебральный паралич (ДЦП) и нарушения слуха. Могут быть и любые другие сочетания, например, дети с нарушением зрения и еще нарушения психического и речевого развития. У детей с комплексными и сложными нарушениями могут быть разные степени выраженности нарушений.
У детей с комплексными нарушениями выделяют три уровня психического развития. В зависимости от уровня психического развития определяются и условия их обучения и воспитания.
Условия обучения и воспитания детей с комплексными и сложными нарушениями развития подробно отражены в разделе «Коррекционная и инклюзивная практика» программы «От рождения до школы».
Психолог: Да действительно ребенок с овз это целый букет с нарушениями в развитии. Как же педагогу принять такого ребенка…
Педагог-психолог проводит упражнение «Котенок».
Участники встают в круг. Ведущий просит передать по кругу газету. Потом предлагает представить, что на этой газете уснул маленький котенок, и теперь газету нужно передавать друг другу очень бережно, чтобы не разбудить и не испугать его. В конце упражнения ведущий говорит, что точно такое же бережное отношение важно сохранять для общения с особыми детьми.
Часть 2.
Заполнение таблиц.
[/b]
Каждой группе выдается ватман, с таблицей:
Вид нарушения___
Характерные особенности детей с данным видом нарушений Проблемы, которые могут возникнуть у педагога? Что он может предпринять сам, по решению этих проблем? К кому и за какой помощью он может обратиться?
Задание для групп: Подумайте и запишите те проблемы, которые могут возникнуть у педагога при работе с детьми данной категории, что вы можете предпринять самостоятельно для решения этих затруднений и к кому, и за какой помощью вы может обратиться. Время для работы 10 минут.
По истечению отведенного времени команды презентуют ответы на поставленные им вопросы.
Психолог: Молодцы! хорошо! Давайте похвалим себя за проделанную работу.
Упражнение «Погладь себя по макушке»
Цель: Эмоциональный подъем.
Ведущий. Погладьте себя по макушке. В течение дня мы получаем немало отрицательных эмоций, просто устаем. Для того чтобы снять стресс, погладьте себя по макушке (здесь много биологически активных точек, похвалите себя мысленно или вслух за успехи прошедшего дня. Спасибо вам за работу.
На экране и в раздатках памятка:
Психолого-педагогические рекомендации
- Принимать ребенка таким, какой он есть.
- Как можно чаще общаться с ребенком.
- Избегать переутомления.
- Использовать упражнения на релаксацию.
- Не сравнивать ребенка с окружающими.
- Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
- Способствовать повышению его самооценки, но хваля ребенка, он должен знать за что.
- Обращаться к ребенку по имени.
- Не предъявлять ребенку повышенных требований.
- Стараться делать замечания как можно реже.
- Оставаться спокойным в любой ситуации.
Часть 3. Организация сопровождения детей сОВЗ.
[/b]
В течение учебного года в образовательной организации педагоги, в том числе педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели, т. е. специалисты психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) организации выявляют детей с ОВЗ.
В связи с этим перед всеми участниками образовательного процесса ДОУ встаёт вопрос о психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ, которое рассматривается как оказание помощи детям в познании окружающего мира, самих себя и других людей, исходя из их потенциальных возможностей. В центре сопровождения находится личность ребенка, а «сопровождающими» выступают ближайшее окружение ребенка: родители, педагоги.
Логопед: Итак, ребенка с нарушением в развитии вы выявили. Что же делать дальше?
Работа состоит из трех направлений: диагностического, коррекционно-развивающего, консультативно - просветительского и профилактического
Диагностическое направление.
1. Проводится заседание консилиума и принимается решение о необходимости прохождения территориальной психолого- медико-педагогической комиссии (ПМПК) в целях проведения комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.
2. По результатам обследования на ПМПК даются рекомендации по созданию для ребенка специальных образовательных условий
(«Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя
• использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания,
• специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,
• специальных технических средств обучения коллективного и индиви-дуального пользования,
• предоставление услуг ассистента (помощника, оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь,
• проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий,
• обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образова-тельную деятельность,
• и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья».)
3. На основании рекомендаций ПМПК специалисты ПМПк образова-тельной организации разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут и/или адаптированную образовательную программу.
В целях разработки индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ решаются следующие задачи:
• определение формы получения дошкольного образования и режима пребывания в образовательной организации, соответствующих возможностям и специальным потребностям ребенка;
• определение объема, содержания — основных направлений, форм организации психолого-педагогического сопровождения ребенка и его семьи;
4 Часть. Рефлексия
Упражнение "Ключик"
Подготовили и провели: учитель-логопед Зотеева О. С., педагог-психолог Шакирьянова О. В.