Наталья Алыкова
Особенности коррекционной работы на уроках письма и грамматики
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема подготовки учащихся к жизни выступает как главная, ведущая не только в общеобразовательной, но и в коррекционной школе. Одна из составных частей этой проблемы является формирование речевой культуры учащихся. Задача развития, улучшения речи особенно сложна в коррекционной школе. Здесь обучаются дети с нарушением интеллектуальной деятельности, часто осложненным недоразвитием слухового и речедвигательных анализаторов. Все это приводит к значительным затруднениям в овладении и устной и письменной речью. Наибольшие трудности возникают в связи с работой по развитию связной и письменной речи. Именно в этом виде речи ярко проявляются многие особенности мыслительной деятельности умственно отсталых детей; чрезвычайно упрощенное изложение материала, бедность словаря, ошибки в построении предложений, большое количество грамматико-орфографических ошибок. От успешного усвоения грамматики умственно отсталыми детьми во многом зависит их успеваемость по всем другим школьным дисциплинам. Задача коррекционной школы заключается в том, чтобы подготовить учащихся к самостоятельной трудовой жизни. Поэтому следует говорить о практическом характере обучения в ней, в том числе и грамматике и письму. Наряду с общим и речевым развитием умственно отсталых школьников большое внимание уделяется коррекции их психофизических недостатков при использовании сохранных возможностей учащихся. Исходя из этого, задачи преподавания грамматики и письму в коррекционной школе программа формирует следующим образом:
Публикация «Особенности коррекционной работы на уроках письма и грамматики» размещена в разделах
Повысить уровень общего развития учащихся;
Научить их правильно и осмысленно читать;
Выработать у них навык аккуратного разборчивого грамотного письма;
Вооружить учащихся умением последовательно и понятно излагать свои мысли в устной и письменной речи.
Зная особенности умственно отсталых учащихся, их возможности, предлагаю и некоторые приемы индивидуальной работы на уроках письма и развития речи. Я считаю, что только изучение лексики, грамматики, правописания в тесной органической связи могут принести положительные результаты. Известна умственная пассивность, быстрая утомляемость и отвлекаемость учащихся на уроке. Грамматические понятия и орфографические правила не возбуждают у умственно отсталых учащихся интереса, что в свою очередь служит значительным препятствием к усвоению этого материала. Ученики формально усваивают основные положения и часто не могут применить полученные знания на практике. У учащихся коррекционной школы недостаточны волевые усилия, чтобы активизировать процесс внимания. Грамматические упражнения, связанные с развитием речи, повышают активное внимание учащихся, так как они достаточно разнообразны и интересны. Эти упражнения пробуждают интерес к слову, развивают самостоятельность и инициативу. В обучении русскому языку основная цель-развитие речевой активности детей, умения действия соотносить со словом, понимания значения слов, умение их правильно произносить. Поэтому на уроках можно использовать словесные игры. Игры в основном направлены на развитие речи, уточнение и закрепление словаря, воспитание правильного произношения, для формирования мыслительной деятельности, еще можно использовать игровые элементы; считалки, скороговорки, соревнования.
Можно составить «Технологическую карту развития навыка письма»
Идентификация звука и письменного знака в словах. Учитель называет слово и пишет его на глазах у детей в воздухе, составляет из кубиков слоги.
Раскрашивание сюжетных картинок, слов с этим звуком, буквой.
Копирование на кальку этих букв.
Речь учащихся коррекционных школ примитивна, шаблонна, недостаточно точна. Особенно беден, ограничен их словарь. Подобное несовершенство речи вызывается недостаточным развитием различных анализаторов у умственно отсталых детей, поэтому, развивая речь детей, мы тем самым способствуем развитию и корригированию их познавательной деятельности. Для того, чтобы учащиеся более успешно овладели языком, необходимо обучение грамматики и правописанию тесно связать с развитием речи учащихся с развитием его логического мышления.
Детей с глубокой умственной отсталостью в течении многих лет называли «необучаемыми». В настоящее время большое внимания уделяется вопросам обучения и воспитания детей с выраженными интеллектуальными нарушениями. В коррекционных школах открываются обучения на дому для таких детей. Недостаточность развития мелкой моторики препятствует развитию сложнокоординированных графических движений рук, что значительно затрудняет овладения детьми базисными движениями, необходимыми для формирования графомоторных навыков. Изменение мышечного тонуса обуславливает утомляемость кистей рук, из-за чего ребенок не может длительное время удерживать ручку. Недостаточность деятельности нервной системы делает движения неловкими, препятствуют их согласованности и плавности.
Я на первом этапе урока использую упражнения на прописывание в воздухе или обведение определенных фигур.
На втором этапе знакомлю с разлиновкой тетради, с соблюдением при письма границы строки. Обучение начинаю с подготовительных упражнений.
-очерчивание рабочей строки;
-обводка контуров;
-проведение линии по точкам;
-обведение элементов букв и цифр.
В итоге я пришла к выводу; что уровень развития навыков письма у Фании в результате проведенной коррекционной работы несколько улучшился, но это улучшение можно назвать, лидерным, незначительным. Она стала увереннее держать ручку и карандаш. Ровнее делать штриховку букв и цифр. Но письмо только по обводке и по точкам. Самостоятельно писать по образцу еще не научилась.
В дальнейшем работе продолжу работу по формированию графомоторных навыков учитывая ее навыки и умения. ,