Александра Гордейко
Семинар «Познавательно — исследовательская деятельность в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1.Добрый день! Уважаемые коллеги, приветствую вас на семинаре по теме: «Познавательно – исследовательская деятельность».
Одно из важных направлений в нашей работе. Данный вид деятельности помогает развивать в ребёнке столь необходимые сегодня качества такие как, любознательность, активность, побуждает интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире. Ребёнок учится задавать вопросы взрослому, ему нравится экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно. Познавательно-исследовательская деятельность учит управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, помогает в овладении универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Публикация «Семинар „Познавательно — исследовательская деятельность в ДОУ“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Слайд 2.
Мне всегда была ненавистна роль стороннего наблюдателя.
Что же я такое, если я не принимаю участие?
Чтобы быть, я должен участвовать.
Антуан де Сент-Экзюпери
Вот так и мы сами не должны оставаться в стороне, когда в ребёнке бурлит жажда познания.
Чтобы перейти к более сложной части, предлагаю вам несколько заданий, для активизации мозговой деятельности.
- Перевёртыши (строки из пословиц и поговорок) (слова антонимы)
Слайд 3. Счастье перемещается кучами. (Беда не ходит одна)
Слайд 4 .Уйти от новой стиральной машины. (Остаться у разбитого корыта)
Слайд 5. Лысина — мужское безобразие. (Коса — девичья краса)
Слайд 6. На милиционере валенки мокнут. (На воре шапка горит)
Слайд 7. Ниже пяток не опустишься. (Выше головы не прыгнешь)
Слайд 8. Уговори умного к черту послать, так и нога заживет. (Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет)
Слайд 9. Безделью часы — слезам год. (Делу время — потехе час)
Слайд 10. Начал развлекаться — трусливо сиди дома. (Кончил дело — гуляй смело)
Слайд 11. Таблица - опросник Слайд 12. ФГОС ДО особое внимание уделяет познавательно-исследовательской деятельности (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними).
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) говорится, что работа воспитателя должна быть направлена на формирование у детей познавательной активности и исследовательских навыков. Современная система образования отходит от обучения детей путём прямой передачи знаний, но развивает в них стремление к поиску
Цель организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду состоит в развитии у дошкольников исследовательского типа мышления. Неправильно вкладывать в детей информацию в чистом виде. Правильно позволять им открывать мир заново. При помощи визуального, акустического и сенсорного восприятия дошкольники выявляют качества и свойства предметов, с развитием аналитических умений — устанавливают причинно-следственные связи в окружающей действительности, обобщают и систематизируют накапливаемые знания.
Слайд 13. Задачи познавательного развития в ДОУ:
• развитие интереса к предметам и явлениям окружающего мира;
• формирование первичных представлений об их свойствах (форме, цвете, размере, структуре, звучности и т. д.);
• развитие мыслительных способностей: анализ, сравнение, обобщение, классификация, ориентация во времени и пространстве, установление взаимосвязей;
• создание положительной мотивации к самостоятельному поиску нужной информации;
• стимулирование и поощрение любознательности, наблюдательности;
• формирование и совершенствование навыка работы с различными инструментами, развитие мелкой моторики.
Слайд 14. Формы организации исследовательской деятельности в ДОУ
• Над реализацией поставленных задач воспитатель совместно с детьми работает на занятиях различных видов: по изучению окружающего мира, формированию элементарных математических представлений, подготовке к обучению грамоте, речевых, творческих, спортивных и музыкальных.
Получают новые знания ребята также во время прогулки, проводя наблюдения за объектами живой и неживой природы.
Исследовательская деятельность в ДОУ организуется в следующих формах:
• Коллективная. Занятие, направленное на развитие исследовательской деятельности, проводится в групповой форме при соблюдении принципов:
доступности (каждый воспитанник участвует в процессе исследования,
структурности (занятие состоит из постановки проблемы, основной части и подведения итогов,
непродолжительности (следует избегать переутомляемости, вводить в ход занятия игровые элементы и физические упражнения).
• Подгрупповая. Исследовательская работа осуществляется в подгруппах, когда выводы предполагаются после сравнительного анализа нескольких результатов исследования
• Индивидуальная. Воспитатель организует задания по развитию исследовательской деятельности в индивидуальном порядке, если уровень знаний и умений отстаёт от общего в группе
Слайд 15. Виды познавательно-исследовательской деятельности
Экспериментирование
Моделирование
Исследование
Проектирование
Коллекционирование
Слайд 16. Среди приёмов и методов организации познавательно-исследовательской деятельности выделим актуальные для использования в ДОУ:
1. Эвристический метод. Развитию любознательности, исследовательских и речевых навыков способствуют эвристические беседы, в основе которых лежат вопросы-проблемы. Проведение эвристической беседы требует тщательной подготовки: воспитатель определяет основной проблемный вопрос в соответствии с уровнем знаний детей, подготавливает дополнительные наводящие и уточняющие вопросы, прогнозирует возможные варианты ответов и реакцию на них.
2. Наблюдение. Организованное в помещении или на территории детского сада восприятие предметов и процессов. Исследования, проводимые во время прогулок, Наблюдение является одной из активных практик научно-исследовательской деятельности у дошкольников.
3. Опыты и эксперименты. экспериментирование считается ведущей деятельностью дошкольников. Начинать проводить опыты нужно с детьми младшей группы, побуждая по достижении старшего дошкольного возраста к желанию самостоятельного экспериментирования. Этот метод научно-исследовательской деятельности развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует становлению дружеской атмосферы и сплочённости коллектива.
• Проектная деятельность. Этот вид работы подразумевает совместную исследовательскую активность детей и педагога и, как вариант, родителей.
• ТРИЗ-технологии. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) Суть ТРИЗ-технологий — в побуждении ребёнка к самостоятельному построению алгоритма действий для решения возникшей проблемы. Этот метод применяется вне образовательного процесса: «Не работает игрушка? Определи, что случилось. Сломалось колесо, подумай, каким способом можно исправить поломку.
Слайд 17. Сущность познавательно-исследовательской деятельности
Зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное экспериментирование с вещами.
Дифференцируется восприятие, возникает простейшее определение предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.
В период дошкольного детства познавательно-исследовательская деятельность сопровождает игру, продуктивную деятельность в виде ориентировочных действий, опробования любого нового материала.
К старшему дошкольному возрасту вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.
Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника проявляется в виде детского экспериментирования с предметами и в виде вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как)
Слайд 18. Развивающие функции
- развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности);
– освоение ребенком причинно-следственных, родовидовых (классификационных, пространственных и временных отношений;
– освоение ребенком основополагающих связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира;
– в процессе активных действий развитие восприятия, мышления, речи (словесного анализа-рассуждения);
– расширение кругозора детей: освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных географических и исторических представлений
Слайд 19. Показатели сформированности исследовательской деятельности
Умение видеть проблему
Умение формулировать проблему
Умение выдвигать гипотезы
Умение делать выводы и умозаключения
Слайд 20. Актуальным методом познавательного развития является экспериментирование.
В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него.
Экспериментирование — деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д.
Слайд 21. Проблемная ситуация
Независимо от возраста и области исследования центральным моментом при организации П-ИД является проблемная ситуация (начало мыслительной деятельности)
Слайд 22. Структура ПИД (этапы)
Постановка проблемы (проблемная ситуация)
Поиск путей решения проблемы (выдвижение предположений, выдвижение гипотезы)
Определение плана действий по решению задачи (проверка гипотезы)
Осуществление плана действий по решению задачи (проведения наблюдения, эксперимента, опыта и пр.)
Анализ результатов, обсуждение итогов, фиксация результатов, формулировка выводов
Слайд 23. Организовать познавательно-исследовательскую можно:
В непосредственно-образовательной деятельности с детьми (ведущая роль принадлежит педагогу).
В процессе совместной деятельности детей и взрослых с детьми (наблюдения, экскурсии, коллекционирование, разработка проекта, дид. игры с правилами).
В процессе совместной деятельности детей и взрослых в режимных моментах (одевание-раздевание, питание)
Через создание условий, побуждающих к самостоятельной деятельности (исследовательское поведение)
Слайд 24. Правила выбора темы
Тема должна быть:
интересна ребенку, должна увлекать, удивлять
выполнима, ее решение должно принести пользу участникам исследования
оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности
чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро
Учитывать!
возможный уровень решения
желания и возможности
Слайд 25. Китайская пословица
Расскажи – и я забуду; покажи – и я запомню; дай попробовать – и я пойму.
А сейчас мы проверим свои знания, пройдем небольшой тест. Слайд 26. Важно помнить, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно.
Слайд 27. Спасибо за внимание!