Марина Гончарова
Семинар по инклюзивному развитию детей с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар по инклюзивному развитию детей с РАС
Ребенку с аутизмом важно ощущать себя умелым и компетентным. Поэтому, задача узких специалистов, тьюторов, воспитателей – найти те занятия, которые удавались бы ребенку и повышали его уверенность в себе. У наших детей тревогу могут вызвать любые резкие перемены в окружении: смена специалиста, обычного режима дня, даже перестановка мебели. Нам необходимо понять и принять тревогу ребенка, помочь ему преодолеть барьеры.
Темочки:
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Инклюзивное образование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Важно, чтобы ребенок ощущал, что он нужен, чувствовал легкость и заботу в отношениях и желание взрослого прийти на помощь. И в то же время ему нужна свобода действий, чтобы он не боялся ошибиться, уверенно и с удовольствием изучал мир.
Дети, с которыми мы работаем, в чем-то похожи, и в чем-то совершенно разные: Ваня, на первый взгляд, не испытывает никаких проблем в нормогруппе. Дима более зажат, не так свободен в своих действиях. Однако у обоих мальчиков есть такие проблемы, решить которые можно только в естественной среде, в окружении сверстников.
Наши первые шаги
На этапе знакомства с группой «Чебурашка» наши дети не проявляли любопытство, чувствовалась их неуверенность в новой обстановке. Они взглядом постоянно искали тьютора, пытались взять его за руку. Лишь постепенно тревожность сменялась любопытством, желанием поближе рассмотреть игрушки, новую обстановку.
Режимные моменты
Четкий распорядок дня важен для любого человека, особенно он необходим ребенку-аутисту. Ведь правильно составленный, учитывающий особенности развития ребенка, он успокаивает ритм, дает ощущение стабильности и лечит страх у детей.
Дима сначала мог забиться в угол, очень мало говорил, практически не проявлял эмоций. Сегодня можно отметить положительные сдвиги в поведении мальчика. Он спокойно идет в нормогруппу, не оглядывается на тьютора, сразу включается в игры детей, выполняет инструкции воспитателя.
Дежурство
Одним из немаловажных занятий является дежурство. У наших детей сложности возникают уже в тот момент, когда нужно надеть форму. Постепенно ребята привыкли к фартукам, и вместе с другими детьми учатся сервировать стол. Конечно, они не могут сделать это самостоятельно, приходится разбивать эту процедуру на небольшие этапы. Дети попросту выполняли пошаговые инструкции взрослых или следовали за своими сверстниками. В настоящее время и Дима, и Ваня спокойно принимают участие в дежурстве, им достаточно того, что они видят других детей за работой.
Свободная игровая деятельность
Также крайне важно, чтобы ребенок с РАС мог самостоятельно организовывать свой досуг. Диме очень нравится конструирование, лото, причем в компании как мальчиков, так и девочек. Он спокойно реагирует на их присутствие, сам выбирает, какой деятельностью будет заниматься.
Ваня больше предпочитает активные игры, с легкостью поддерживает предложение побегать, попрыгать, поиграть в «догонялки». Этот ребенок отличается тем, что он способный, но очень неусидчивый. Его можно найти в любой потасовке среди мальчишек группы.
Совместная игровая деятельность
Одним из самых важных этапов инклюзивного образования является совместная игровая деятельность
Самой сложной задачей является отучение ребенка от постоянной помощи тьютора, так как ребенок чувствует себя неуверенно, начинает проявлять тревожность.
Для Димы проблемой было принять участие в общей игре с детьми. Он очень боится неудач, закрывается, начинает плакать. Поэтому первое время его игры проходили вместе с тьютором в общем кругу. Шаг за шагом наставнику приходилось сокращать время нахождения рядом с учеником. Сейчас видно, с каким удовольствием Дима играет в мяч с детьми, с увлечением катается на горке, включается в любую двигательную деятельность. Активно выражает эмоции, гораздо больше говорит, увлекаясь общей игрой.
Особое удовольствие ребятам доставляет прогулка на свежем воздухе. До недавнего времени они не знали горку и не умели на ней кататься. Однако сейчас с удовольствием принимают участие в играх на улице, в том числе, и на горке. Особым успехом считаю умение моих подопечных ждать своей очереди, не толкаться, не устраивать истерик, и даже! помогать впередистоящему ребенку.
Конструирование
Такие положительные перемены не могли произойти без чуткого и внимательного отношения воспитателей группы. Во время занятий они не раз подходят за их столик и интересуются успехами. Терпеливо ожидают ответов, хвалят детей. Это все сделать нелегко, так как вся группа требует их ежеминутного внимания. А Ваня с Димой могут сразу не сообразить, какой ответ дать, долго думают, им может понадобиться помощь тьютора. И воспитатель должен постоянно подстраиваться к условиям ситуации. Эта напряженная и трудоемкая работа, требующая подготовки и терпения.
Лепка
Развить мелкую моторику, скоординировать движения пальцев рук развить эмоционально-чувственную сферу помогает нашим детям пластилинография. Пластилинография – нетрадиционная техника рисования, основным инструментом которой является рука (руки). Удивительно то, что наши ребята во время данных занятий никогда не просят помощи, пытаются выполнить все сами, злятся, если тьютор пытается помочь.
Двигательная активность
Очень интересно проходят занятия физкультурой. Они нравятся всем детям, но нашим - эти занятия особенно важны, ведь многие упражнения
(из-за нарушения крупной моторики и координации движений) выполнить не получается. У ребят не раз возникали негативные реакции и отказ выполнять упражнение. Именно поэтому каждое занятие продумано, не похоже одно на другое, насыщено различными состязаниями и играми. Преподавателю физкультуры приходится адаптировать каждое занятие к особенностям физического и психического здоровья Вани и Димы. Наставник очень внимательно относится к Диме и Ване: обязательно отметит успех, вернется в начало, если ребенок не успел что-то сделать, много раз объяснит сложное упражнение.
Занимательная математика
Наиболее труднодостижимыми метапредметными результатами являются коммуникативные универсальные учебные действия и познавательные УУД:
слушание собеседника;
инициирование и поддержание диалога;
– умение принимать и выполнять учебные задания (инструкции, выполнять задание до конца;
Трудности слушания собеседника возникают в связи с отсутствием
мотивации к общению и специфическими особенностями переработки
слухоречевой информации.
В результате ребенок не хочет слушать собеседника и/или не способен понять его речь.
Воспитанники нормогруппы не проявляют к нашим детям никакой агрессии, они дружелюбны, контактны, спокойно принимают их в свои игры, делятся игрушками. С самого начала детям нормогруппы объяснили, что к ним в гости будут приходить новые ребята. На особенности этих ребят внимание не заостряли. При появлении в группе наших детей, к ним неизменно привлекается внимание: воспитатель приветствует ребят и смотрит за тем, чтобы все воспитанники также поздоровались. Такая реакция подбадривает Диму и Ваню, они сразу включаются в процессы повседневной жизни группы.
В целом, можно сказать, что инклюзивное образование вкупе с индивидуальными занятиями играет исключительную роль в процессе социализации ребят, их адаптации к новым условиям, развития коммуникативных способностей.