Александра Горбунова
Семинар «Особенности работы педагога с детьми раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для педагогов
на тему: «Особенности работы педагога с детьми раннего возраста»
Цель – повышение профессиональной компетенции педагогов, работающих с детьми раннего возраста.
Бытует мнение порой,
Что примитивней нет работы,
И может справиться любой:
Какие в ясельках заботы!
На самом деле все не так,
Ведь ясли – это в мир дорога.
Так важен в жизни первый шаг!
Публикация «Семинар „Особенности работы педагога с детьми раннего возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Зависит все от педагога!
Воспитание и развитие детей раннего возраста – одна из актуальных проблем современности.
В последнее время много сделано для возрождения педагогики раннего детства : созданы новые программы, методики, разработаны развивающие технологии. Но никакая самая лучшая программа, никакая методика, никакая наисовременнейшая технология не будут работать и не дадут результатов, если не будет главного звена – современного профессионального воспитателя.
Раннее детство – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта малыша, именно в этом возрасте умственное и нравственное развитие особенно зависит от его физического состояния и настроения. Закладываемое в этот период эмоциональное отношение к людям, миру, самому себе запоминается малышом и реализуется на протяжении долгих лет.
Специфические особенности раннего детства предъявляют к воспитателю массу требований.
1. Воспитателю необходимы искренность и непосредственность в отношении с детьми. Малыши очень чувствительны к искренности, быстро распознают ложь, недоброжелательность, равнодушие.
2. Крайне важны позитивное принятие и доброжелательность к ребенку, что подразумевает положительное отношение независимо от того, что и как он делает, т. е. воспитатель может выражать ребенку не только положительные, но и отрицательные чувства, но не имеет права оскорблять его личность.
3. Важным условием педагогического общения с маленькими детьми является эмпатия, т. е. сочувствие и сопереживание. Это качество позволяет войти во внутренний мир другого человека и понять чувства ребенка. Эмпатия требует умения слушать другого и не только его слова, но и то, о чем он умалчивает.
Эти требования необходимы для каждого дошкольного педагога, но применительно к раннему возрасту приобретают особую значимость, т. к. в этот период сфера отношений ребенка со взрослым в воспитательном плане выходит на первый план.
4. В этой сфере педагоги сталкиваются с рядом специфических трудностей. Некоторые дети с большим трудом переживают даже кратковременную разлуку с мамой: громко плачут, всего боятся, сопротивляются всяким попыткам вовлечь их в какое-либо занятие. Здесь от воспитателя требуются терпение, умение вызвать доверие к себе и сотрудничество с мамой ребенка.
5. Умение находить индивидуальный подход к каждому ребенку – важное требование к воспитателю. В раннем возрасте индивидуальный подход имеет решающее значение. Не только потому, что все дети разные, но и потому, что маленький ребенок может воспринять только то воздействие взрослого, которое адресовано лично ему. Малыши не воспринимают призывы или предложения, обращенные ко всей группе. Им нужен взгляд в глаза, обращение по имени, ласковое прикосновение, т. е. личное внимание и персональное обращение взрослого.
6. Еще одна особенность работы с детьми раннего возраста – неэффективность любых чисто вербальных методов воспитания. Всякие призывы к послушанию, инструкции, объяснение правил оказываются бесполезными, т. к. дети до 3лет не могут регулировать свое поведение посредством слова. Эта особенность маленьких детей предъявляет высокие требования к действиям воспитателя. Они должны быть предельно выразительными, эмоциональными и «заразительными». Только собственной увлеченностью какой-либо деятельностью можно передать интерес к ней ребенку. Здесь требуется повышенная чувствительность к состоянию малыша, выразительные движения и мимика, артистизм. Из этого следует помнить, что педагог воспитывает не словами, а своими чувствами, действиями и поступками.
7. Воспитатель в группах раннего возраста должен уметь играть. Игра – является универсальным методом воспитания маленьких детей. Она требует непременного участия взрослого, который не только передает детям необходимые правила и способы игровых действий, Но и «заражает» их интересом к деятельности, стимулирует и поддерживает их активность.
8. Определенные требования предъявляются к речи воспитателя в общении с детьми.
Она должна быть:
- по возможности чаще адресована каждому ребенку; этим обеспечивается привлечение внимания малыша к речи взрослого и готовность ответить на нее;
-эмоционально окрашенной; эмоциональное содержание, выраженное определенным тоном, маленькому ребенку часто более понятно, чем смысл слов;
- правильной, отчетливой, неспешной;
-понятной ребенку по содержанию, касаться интересных для него тем, что обеспечивает вовлеченность ребенка в речевой контакт со взрослым и его активность в этом процессе;
- более сложной, чем речь ребенка, как по структуре и по форме фраз, так и по лексической новизне; взрослый должен давать ребенку более сложные образцы, чем те, которыми он уже владеет.
Рассмотрим теперь, какие изменения могут происходить в поведении ребенка.
• сниженный фон настроения, вялость, настороженность, плаксивость.
• устойчивое нежелание вступать в контакт с окружающими, выражающееся в том, что ребенок избегает контакта глаз, незаметно наблюдает за взрослым, не включается в предложенную взрослым деятельность, избегает тактильного контакта.
• агрессия и аутоагрессия (агрессия, направленная на себя).
• стремление обратить на себя внимание плохим поведением, демонстративным нарушением правил, принятых в доме.
• провокация взрослого на нехарактерную для него яркую эмоциональную реакцию (гнев, потеря самообладания). Добившись такой реакции взрослого, ребенок может начинать вести себя хорошо.
• отсутствие дистанции в общении со взрослыми. «Прилипчивость» к взрослому.
• соматические нарушения (болезни).
Стоит отметить, что указанные выше проявления нарушений привязанности носят обратимый характер и не сопровождаются значительными интеллектуальными нарушениями.
Современному воспитателю отводится роль социального терапевта, который способен вовремя распознать педагогические и психологические проблемы ребенка, определить проблемные поля, которые могут возникнуть в процессе работы с тем или иным ребенком, а также выстроить индивидуальный маршрут развития.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, основными видами деятельности для детей раннего возраста являются :
— предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
— экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.);
— общение с взрослым;
— совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;
— самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.);
— восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок;
— двигательная активность.
(3 слайд) Учитывая возрастные и психологические особенности детей раннего возраста,
организуемая деятельность должна быть:
— событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта);
— ритмична (двигательная и умственная деятельность должны чередоваться);
— процессуальна (развитие навыков в бытовых и игровых процессах).
Таким образом, при организации взаимодействия педагога с детьми раннего возраста необходимо :
— включать несколько различных видов деятельности, которые последовательно сменяют друг друга;
— организовать деятельность так, чтобы избежать возникновения переутомления у малышей;
— обогащать личный опыт детей в бытовых и игровых процессах.