Полина Чебанова
Семинар на тему «Использование метода сказкотерапии в процессе психологической подготовки детей к обучению в школе»
▼ Скачать + Заказать документы
г. Сергиев Посад, 20.04.2016г
Сказкотерапия - воспитательная система, органичная внутренней природе человека. Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Знания о мире, о философии жизни испокон веков передавались из уст в уста переписывались, каждое поколение перечитывало и впитывало их. Сегодня под термином «сказкотерапия» понимается способ передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека. Именно поэтому сказкотерапию называют воспитательной системой, сообразной духовной природе человека. Многие считают, что сказкотерапия адресована только и прежде всего детям, причем дошкольного возраста. Все же нужно отметить, что возрастной диапазон, охватываемый сказкотерапией, не имеет границ.
Публикация «Семинар на тему „Использование метода сказкотерапии в процессе психологической подготовки детей к обучению в школе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
В условиях введения ФГОС дошкольного образования сказкотерапия может рассматриваться как одна из форм психологической поддержки образовательного процесса в образовательном учреждении, как метод психологической коррекции, опирающийся на возрастные ценности дошкольного детства, предоставляющий дошкольникам возможность самореализации и проявления своей индивидуальности в разных видах творческой деятельности.
Впервые в литературе сказкотерапия, как «одна из формальных техник работы с детьми», была описана Р. Гарднером в 1971 году, однако этот автор упоминал, что он не был первым терапевтом, работающим по данной методике.
В последнее время термин «сказкотерапия» все чаще обсуждается как в рамках педагогической и психологической науки, так и в популярных изданиях о воспитании детей. Когда говорят о том, что сказкотерапия - это лечение сказками, имеется в ввиду совместное с клиентом (ребенком или взрослым) открытие тех знаний, которые живут в душе и являются на данный момент психотерапевтическими. Определим сказкотерапию процессуально :
• Процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем;
• Процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни;
• Процесс переноса сказочных смыслов в реальность;
• Процесс активизации ресурсов, потенциала личности.
(по Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой)
Сказкотерапия - это и процесс объективизации проблемных ситуаций.
Сказкотерапия - процесс всестороннего образования и воспитания.
Волшебство происходит внутри, постепенно улучшая окружающий мир. В этом смысле сказкотерапия - процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг.
Сказкотерапия - это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта, а главное, в ней появляется чувство защищенности и аромат тайны.
Как строился сказкотерапевтический процесс в далекие прежние времена? Дети забирались на печку и слушали сказку, девушки пряли кудель и рассказывали истории, которые копились в памяти. Накапливались знания о жизни, создавая в бессознательном запас жизненной прочности, пробуждая скрытые силы, формируя желания и планы. Так и сегодня мы передаем детям знания о жизни, рассказывая сказки. Но часто ошибочно полагаем, что возраст сказок проходит. Он не проходит, если к сказкам подходить осмысленно.
Современному ребенку мало прочитать сказку, раскрасить изображения ее героев, поговорить о сюжете. С ребенком третьего тысячелетия необходимо осмысливать сказку и вместе искать и находить скрытые значения и жизненные уроки. Сказки помогут в реальной жизни стать активным созидателем. Когда начинаешь разгадывать сказочные уроки, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. В сказке можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки, ребенок накапливает в бессознательном некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активизирован в случае необходимости, а не будет ситуации - так и останется в пассиве. И если с ребенком размышлять над каждой прочитанной сказкой, то знания, зашифрованные в них, будут находиться не в пассиве, а в активе, не в подсознании, а в сознании. Тем самым удастся подготовить ребенка к ЖИЗНИ сформировать важнейшие ценности.
Психологические механизмы воздействия сказок заключаются в том, что, усваивая сказку, удовлетворяются в определенной степени наши потребности:
- потребность в автономности (независимости); герои сказок действуют самостоятельно на протяжении всего пути, делают выбор, принимают решения, полагаясь на самого себя и собственные силы;
-потребность в компетентности (силе, всемогуществе); герои преодолевают самые невероятные препятствия и становятся победителями, достигают успеха;
-потребность в активности; герои всегда активны, находятся в действии.
Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование целого ряда качеств личности: автономности, активности, социальной компетентности ( ее составляющим являются мотивационный компонент: проявления доброты, внимания, сочувствия и содействия другому; когнитивный компонент: познание другого человека, понимание его особенностей, интересов, потребностей, изменений в настроении; поведенческого компонента, позволяющего выбирать адекватные ситуации способы общения и взаимодействия с другими).
Важнейшим условием готовности к школе как раз является потребность в познании, в том числе и познании себя, что позволяет ребенку становиться субъектом саморазвития. Сказка позволяет достичь ребенку некоторого определенного уровня развития самосознания, то есть уровня знания о своем Я, отношения к своему Я и управления своим Я. Сказка является одним из сильнейших развивающих и психотерапевтических средств - прежде всего за счёт своей метафоричности!
Понимание и проживание через сказку содержания свойственного внутреннему миру любого человека, позволяют ребёнку распознать и обозначить собственные переживания собственные психические процессы, понять их смысл и важность каждого из них на пороге школы и в дальнейшем по мере взросления.
Пути использования сказкотерапии :
1. Сказка предлагает ребёнку способы решения конкретных проблемных ситуаций
2. Сказка даёт великолепный общий язык для взрослого, работающего с ребёнком.
Обычно они разговаривают на разных языках. При этом двуязычен скорее ребёнок,
проблемы с общением есть скорее у взрослого. Язык сказки их сближает;
3. Сказка более информативна, чем обычная стиснутая речь. Она не выдаёт своего
положения за что-то более серьёзное, чем символы, метафоры и аналогии;
4. Сказка способствует пробуждению детских и творческих сил в самом терапевте
Она активизирует понимание и работу на уровне интуиции, архетипов.
5. Сказка несёт свободу;
6. Важной чертою сказки является то, что в ходе её происходит трансформация. Некто маленький и слабый вначале к концу превращается в сильного, значимого и во многом самодостаточного.
Полностью все возможности терапевтической метафоры раскрываются на групповых занятиях с детьми. Не имеет большого значения форма занятия – тренинг, развитие внимания или развитие речи. Метафора органично вписывается в любой контекст вербальной деятельности человека. Организация работы со сказкой строится по триаде «рассказ-рисунок-драматизация». Каждый этап только выигрывает от подробного обсуждения с детьми сюжета сказки, рисунка, чувств, вызванных разыгрыванием истории.
Процесс сказкотерапии – один из самых творческих и развивающих творческое начало. Вместе с детьми мы можем сочинить, дописать, переписать сказку, это процесс со-творчества.
В сказкотерапевтическом процессе на данный момент используется 5 видов сказок (классификация Т. Д. Зинкевич - Евстигнеевой) :
1) художественные
2) дидактические
3) медитативные
4) психотерапевтические
5) психокоррекционные, которые конструируются в соответствии с актуальной
ситуацией и подаются по-разному: анализ, имидж-терапия, рисование, куклотерапия,
постановка сказок в песочнице, инсценирование и др.
И. В. Вачков классифицирует сказки в зависимости от целей воздействия сказки, выделяет два вида:
1) фольклорные
2) авторские, при этом в обоих типах сказок можно выделить художественно-
дидактические, психокоррекционные, психотерапевтические, психологические (психосказки например, сказки Д. Ю. Соколова, А. В. Гнездилова). Именно психосказка по мнению И. В. Вачкова призвана раскрыть перед ребёнком глубины его
собственного внутреннего мира, развить его самосознание, помочь ему на пути становления его личности.
В процессе сказкотерапии используются разнообразные жанры : притчи, басни,легенды, былины, саги, мифы, сказки, анекдоты. Находят применения и современные жанры: детективы, любовные романы, фэнтэзи и пр. Все, что описано метафорически, сказкотерапия может качественно использовать, подбирая каждому соответствующий его интересам жанр.
Выделяют следующие коррекционные функции сказки : психологическую подготовку к напряженным эмоциональным ситуациям, символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов, принятие в символической форме своей физической активности.
По мнению Н. Пезешкиана, сказки выполняют в психокоррекции следующие функции :
1. Функция зеркала. Содержание сказки становится тем зеркалом, которое отражает внутренний мир человека, облегчая тем самым идентификацию с ним.
2. Функция модели. Сказки отражают различные конфликтные ситуации и предлагают возможные способы их решения или указывают на последствия отдельных попыток решения конфликтов. Таким образом, они помогают учиться при помощи модели.
3. Функция опосредования. Сказка выступает в качестве посредника между клиентом и психологом, снижая, тем самым, сопротивление клиента.
4. Функция хранения опыта. После окончания психокоррекционной работы сказки продолжают действовать в повседневной жизни человека.
5. Функция возвращения на более ранние этапы индивидуального развития. Сказка помогает клиенту вернуться к прежней радостной непосредственности. Она вызывает изумление и удивление, открывая доступ в мир фантазии, образного мышления, непосредственного и никем не осуждаемого вхождения в роль, которую предлагает им содержание. Сказка способствует пробуждению детских и творческих сил в самом психологе, работающем с клиентом. Она активизирует его работу на уровне интуиции.
6. Функция альтернативной концепции. Сказка звучит для клиента не в общепринятом, заранее заданном смысле, а предлагает ему альтернативную концепцию, которую клиент может либо принять, либо отвергнуть.
7. Функция изменения позиции. Сказки неожиданно вызывают у ребенка или взрослого новое переживание, в его сознании происходит изменение позиции.
Структура развивающего сказкотерапевтического занятия
Этап Назначение Содержание
1 .Ритуал «входа» в сказку Создать настрой на совместную работу, «войти в сказку» Коллективные упражнения. Например, взявшись за руки в кругу, все смотрят на свечу или передают друг другу мячик; или совершается иное «сплачивающее» действие.
2. Повторение Вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились. Ведущий задает детям вопрос о том, что они помнят, использовали ли они новый опыт. Для достижения поставленной цели используется в основном метод беседы с детьми, а также следующие упражнения: «Эстафета качеств школьника», «Волшебный микрофон», «Учитель делает».
3. Расширение Расширить
представления ребенка о чем-либо. Ведущий рассказывает или показывает детям новую сказку. Предлагает детям попробовать, помочь какому-либо существу из сказки.
4. Закрепление Приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка. Ведущий проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт («Букет для учителя», «Собери портфель», «Эстафета правил», совершаются символические путешествия («В пути»», «Первое сентября в лесной школе»», превращения («Я будущий школьник», «Я – Котенок Маша») и др.
5. Интеграция Связать новый опыт с реальной жизнью. Педагог-психолог обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели сегодня. Также возможно проведение следующих игр и упражнений: «Рисунок учителя», «Хорошо – плохо», «Прилежные ученики».
6. Резюмиро-вание Обобщить
приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся. Ведущий подводит итог занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта.
7. Ритуал «выхода» из сказки Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной среде. Повторение ритуала «входа» в занятие с дополнением.
За основу нашей программы взяты коррекционные сказки Ольги и Олега Хухлаевых, которые раскрывают пять основных тем: адаптация к школе, отношение к вещам, отношение к урокам, школьные конфликты, отношение к здоровью. Проживая вместе со сказочными персонажами все возможные ситуации будущей школьной жизни, мы анализируем и обсуждаем поведение и поступки наших героев, «примериваем» новый опыт на себя, предполагаем возможность того, что подобная ситуация может произойти с каждым из нас, и вместе думаем, как правильно поступить в том или ином случае, что нужно понять и предпринять, какие уроки нам, «добрым молодцам», принесла сказка. Каждую из сфер школьной зрелости в сказках шаг за шагом наполняем новым содержанием, в особенности это сфера мотивационной, социальной, эмоциональной, речевой зрелости, сфера произвольности. В индивидуальной работе используем сказки Хухлаевой О. В., Сакович Н. А., Вачкова И. В., Зинкевич – Евстигнеевой Т. Д. по той или иной проблематике (работа со страхами, застенчивостью, робостью, взаимоотношениями с родителями и т. п.) В зависимости от уровня подготовленности группы и запросов воспитателей в занятия включаются упражнения на развитие интеллектуальной сферы (упражнения на развитие памяти, внимания, свойств восприятия, мышления, тонкой моторики, которые широко представлены в методической литературе для подготовки детей к школе.
Один раз в неделю проводятся с детьми старшей и подготовительной группы групповые занятия продолжительностью 30 минут. Дети очень любят сказкотерапевтические занятия, они сплачивают группу, позволяют научиться способам снятия напряжения, новым эффективным моделям поведения.
Началом работы над опытом стал анализ результатов мониторинга готовности к школьному обучению детей старших и подготовительных к школе групп. В процессе изучения мотивационной готовности к обучению было выявлено, что для большинства детей группы наиболее значимыми являются игровые мотивы, а также мотивы, связанные с косвенным продуктом учения (получение оценки, приобретение новой атрибутики школьной жизни).
Анализ специальной литературы (Б. Г. Ананьева, Дж. Аткинсон, Л. И. Божович)показал, что отсутствие мотивационной готовности влечет за собой огромное количество трудностей, которые будут противоречить успешному систематическому обучению ребенка в школе.
Отсюда возникла потребность в поиске средств формирования мотивационной готовности к школьному обучению, подходящих для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Одним из таких средств является сказкотерапия.
Проблеме формирования мотивационной готовности дошкольников к обучению посвящено множество теоретико-экспериментальных исследований (Л. И. Божович, Н. Г. Морозова, Л. С. Славина, Н. И. Гуткина и другие).
Мотивационная готовность – это желание ребенка идти в школу, обеспеченное мотивами. В работах Н. И. Гуткиной встречается следующая классификация мотивов: познавательный,позиционный,оценочный, атрибутивный, игровой, социальный.
Познавательный: «мне учиться интересно, там много узнают нового, много рассказывают». Одного такого мотива недостаточно для мотивационной готовности т. к. он довольно быстро себя исчерпывает.
Позиционный: «хочу заниматься важным, значимым делом, «как взрослый», хочу чувствовать себя взрослым». Этот мотив связан с изменением отношения взрослого к ребенку со стороны семьи - если игра кажется неважной для взрослых, то учеба - наоборот.
Игровой мотив: «хочу в школу, потому что там можно поиграть, там много ребят, там весело».
Социальный: «учиться в школе необходимо, чтобы потом выбрать себе профессию, обеспечивать свою жизнь». Ребенок повторяет социально одобряемый вариант, который не является его собственным, внутренним.
Оценочный мотив проявляется в стремлении получить оценку взрослого, одобрение.
Атрибутивный мотив – желание получить атрибуты школы (новые карандаши, пенал, рюкзак).
Мотивационный подход предполагает, что только при наличии учебной мотивации ученик становится субъектом учения, а учение — целенаправленной деятельностью. В связи с этим считается целесообразным начинать систематическое обучение детей не ранее, чем у них возникает учебная мотивация и возможность принятия поставленной цели, а также формирования намерения по достижению цели.
Коррекционно-развивающая работа с использованием метода сказкотерапии строится на следующих принципах:
- Принцип комплексности. При решении проблемы необходимо учитывать мнения различных групп специалистов (дефектолога, социального педагога, воспитателей).
- Принцип прогностичности определяет важность прогнозирования потенциальных возможностей развития ребенка.
- Принцип преемственности диктует необходимость и возможность профилактики школьных трудностей уже в дошкольном возрасте.
- Принцип коррекции заключается в исправлении недостатков психофизического развития детей путем использования специальных методических приемов.
- Принцип индивидуального подхода состоит в учете индивидуальных особенностей ребенка и уважения его личности с целью обеспечения психологического комфорта.
- Принцип непрерывность процесса развития личности, в котором предыдущий период развития содержит предпосылки для последующих новообразований.
Для выявления наличного уровня мотивационной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста применялись следующие диагностические методики (приведены в приложении) :
- Беседа «Мотивационная готовность» (А. Л. Венгер).
- Методика «Определение мотивов учения» (М. Р. Гинзбург).
- Методика «Внутренняя позиция школьника (Н. И. Гуткина).
Об эффективности работы по данному направлению можно судить по результатам контрольного обследования.
Повторная диагностика проводилась по тем же методикам, что применялись при констатирующем обследовании.
Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что если со старшими дошкольниками целенаправленно и систематически проводить развивающую работу по формированию мотивации учения средствами сказкотерапии, то это приведет к повышению показателей уровня мотивации учения, так как сказкотерапия является активной формой развития мотивационной сферы личности.
Таким образом, введение сказкотерапии в процесс коррекционно-развивающей работы с детьми старшего и подготовительного в школе возраста позволит педагогу-психологу скорректировать психологические проблемы мотивационной сферы личности детей старшего дошкольного возраста.
Библиография
1. Вачков И. В. Сказкотерапия : Развитие самосознания через психологическую сказку. - М., 2001.
2. Зинкевич - Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. - СПб., 2000.
3. Сказка как источник творчества детей : Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Науч. рук. Ю. А. Лебедев. - М., 2001.
4. Смоленцева А. А. Экономика в сказках : Методическое пособие. - Н. Новгород, 2004.
5. Соколова Н. Д., Калинникова. Л. В. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. - М. : ООО «Аспект», 2005.
6. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. - Харьков, 2000
7. Эльконова Л. И. Роль сказки в психическом развитии дошкольников //Мир психологии 1998, № 3.