Светлана Ивахова
Родительское собрание «Готовимся к школе. Важные аспекты подготовки ребенка к обучению в школе»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ: Повышение компетентности родителей по вопросам психологической, педагогической и социальной подготовки ребенка к обучению в школе. Совершенствование системы совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения, направленной на подготовку детей к школьному обучению.
Задачи:
1. Раскрыть понятие психологической готовности к школе.
2. Личностная (или мотивационная) готовность к школе.
Публикация «Родительское собрание „Готовимся к школе, Важные аспекты подготовки ребенка к обучению в школе“» размещена в разделах
3. Актуальность мотивационной готовности ребенка к обучению в школе.
4. Оптимизации усилий семьи и дошкольного учреждения по подготовке ребенка к систематическому обучению в школе.
План
1. Мозговой штурм «Первоклашка» (личные качества; знания, умения, навыки)
«Каким мы хотим видеть выпускника детского сада». Педагог-психолг МАДОУ
2. Понятие психологической готовности ребенка к школе, ее компоненты
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, магнитная доска, магниты, портрет дошкольника, маркеры, мяч, презентация «Готовимся к школе. Важные аспекты подготовки ребенка к школе», памятки для родителей «Ваш ребенок идет в школу», «Важные аспекты готовности ребенка к школе».
Ход собрания
Слайд 1
1. Приветствие. «Здравствуйте»
2. Мечта любого родителя – воспитанный малыш, который умеет общаться со сверстниками,
взрослыми, внимательный, трудолюбивый, ребенок, который хорошо учится в школе.
Если маленький ребенок не готов к школе, не окажутся ли запросы систематического обучения чрезмерными и не приведут ли к нарушению его здоровья? Ведь у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и длительнее проходит период приспособления к школе, у них гораздо чаще проявляются различные проблемы при обучении. Среди них значительно больше неуспевающих - не только в начальной школе, но и в старших классах. И именно у них чаще всего отмечаются неполадки со здоровьем, и прежде всего, нервно психические нарушения.
Поступление в школу – очень важный момент в жизни ребенка. Успехи его учебной деятельности в школе, адаптация к новым условиям и вхождение в новую систему отношений во многом зависят от психологической готовности к обучению. Поэтому перед нами, стоит задача создать такие условия, при которых ребенок хотел бы узнавать что-то новое, мог свободно себя чувствовать в незнакомой обстановке, хотел бы учиться, с желанием идти в школу.
Упражнение «Первоклашка» (личные качества; знания, умения, навыки)
Говоря о готовности ребенка к школе, важно рассмотреть самого ребенка, какой он, каким мы хотим его видеть, какими знаниями умениями и навыками он должен владеть на пороге школы.
Родители делятся на 2 подгруппы. Каждой группе выдается набор карточек, на которых записываются особенности ребенка. 1я подгруппа - подбирает личностные качества, которыми должен обладать выпускник детского сада.
2я подгруппа – записывает знания, умения, навыки, которыми должен обладать ребенок на пороге школы.
В результате создается портрет будущего первоклассника.
3. Аспекты готовности ребенка к школе :
- физическая (состояние здоровья) готовность;
- социальная готовность :
Развитие потребности в общении со сверстниками, умение подчиняться интересам и правилам детской группы, требованиям взрослых (социальная роль – ученик)
Школа предъявляет свои требования. И чтобы чувствовать себя хорошо, ребенок должен быть готов к этим требованиям, должен хотеть и уметь исполнять свою роль ученика. А ведь, если вдуматься, большинство таких требований просто противоестественно для детей 6-7 лет. Например, сидеть 40-45 мин., не вставая, не крутясь по сторонам, не смотря в окно, не разговаривая с друзьями, которые тут же, рядом, за соседними партами, с которыми зачастую знаком еще из д/с. А нельзя этого делать, и ребенку практически невозможно понять, почему нельзя нарушать эти школьные правила. Поэтому, чтобы преодолеть всяческие соблазны, нужно очень, очень хотеть быть школьником, образцовым учеником, просто быть готовым принять на себя эту непростую роль. Следовательно, если ребенок не готов играть роль школьника, ему просто невозможно объяснить, почему, когда учитель задает вопрос, нужно не отвечать на него, а поднять руку и ждать, когда спросят. И, наконец, если ребенок не принимает условностей школьной жизни, он не будет выполнять тех заданий, которые предлагает учитель, слушать его объяснения, читать букварь, писать палочки и крючочки, учить стихотворение – проще говоря, языком терминов, он будет неуспевающим учеником.
Социальные нормы ребенок осваивает в самых разнообразных ситуациях. В транспорте он играет роль пассажира и подчиняется определенным правилам. В магазине – роль покупателя. Огромное значение в усвоении самых разных социальных норм имеют детские игры. В играх в школу ребенок усваивает роль учителя и роль ученика. А при общении со взрослыми (или с более взрослыми детьми) эти роли наполняются реальным школьным содержанием. Так что играйте «в школу» и как можно больше приближайте игру к реальности: используйте правила вопросов – ответов, дисциплины и т. д.
Не менее важной характеристикой личностной готовности к школе является умение ребенка критически отнестись к своим способностям, знаниям, действиям. Этот показатель очень важен для эффективного включения в школьную жизнь. Он демонстрирует, насколько ребенок способен самостоятельно, без помощи взрослого оценить свои действия и их результаты как правильные, соответствующие условиям задачи или требованиям учителя, или как ошибочные, насколько он в состоянии скорректировать свои действия в случае, если они оказываются неэффективными. Поэтому для психологической готовности к школе оказывается гораздо более важным не то, умеет ли ребенок читать, а насколько адекватно он оценивает сформированность этого навыка. Ведь если ребенок нетвердо знает буквы, но говорит, что умеет читать, то и потребности учиться читать у него не возникает. Если же ребенок говорит : «Я умею считать только до 10», то это означает, что он не только умеет считать, но и адекватно оценивает свои знания, видит их ограниченность, а только в этом случае может возникнуть желание и потребность изучать математику. Формировать же у ребенка критическое отношение к своим действиям легче всего на таких занятиях, которые требуют воспроизведения образца. Например, ребенок собирает мозаику по образцу. Можно просто похвалить его за красивый орнамент. А можно взять образец, предложить сравнить свою работу с заданным рисунком, вместе поискать, что соответствует и что не соответствует образцу, попросить исправить, чтобы было точно, как на картинке. И тогда ребенок будет осваивать и самостоятельно осуществлять и контроль за своими действиями, и их оценку, и учиться исправлять свои ошибки.
- Важнейшей способностью, необходимой для обучения в школе, является
произвольность поведения, волевая готовность
У ребенка должен быть сформирован комплекс волевых качеств, без наличия которых он не сможет длительное время выполнять задания учителя, не отвлекаться на уроке, доводить дело до конца. Умение заниматься сосредоточенно каким-либо делом длительное время, доводить дело до конца (рисование, лепка, конструирование, «надо» выходит на первый план вместо «хочу».
Произвольность характеризует умение ребенка управлять своим поведением, организовывать свою работу. Проявляться эта способность должна в самых разных формах:
1. Произвольность поведения – это умение самостоятельно выполнять последовательность действий. Практически любая работа на начальных этапах обучения и грамоте, и математике требует от ребенка умения самостоятельно, без посторонней помощи, выполнить ту, или иную последовательность действий и операций. Так, чтобы «просто» переписать упражнение из учебника, ребенку нужно, по крайней мере, его найти, прочитать целиком, разбить на кусочки, легкие для запоминания, записать по памяти каждый кусочек, сверить с текстом, найти и исправить пропуски или ошибки, при этом писать ровно по строке, стараться писать красиво и аккуратно, не заезжать за поля и т. д. – вот сколько всего действий приходится регулировать ребенку всего лишь при переписывании текста, на начальных этапах обучения, пока эти действия (и то их часть) не перейдут в автоматизмы. Взрослым воспроизведение наглядного образца кажется легким делом. Но, грубо говоря, предлагая образец, учитель как бы говорит: «сделайте что-то, чтобы в результате получилось то, что нарисовано в ваших прописях или на доске» - таким образом, сам способ выполнения задания должен быть полностью реконструирован и осуществлен самим ребенком. (Тренируйтесь.)
2. Произвольность поведения проявляется также и в умении ребенка действовать по устной инструкции взрослого. (Устные указания, задания для выполнения.) Даже если ребенок интеллектуально развит, но не умеет организовывать свое поведение по устной инструкции взрослого, это может привести к низким результатам работы. Каждому, кто когда-то учился в школе, легко представить последовательность действий, когда учитель говорит: «Ребята, откройте учебник на странице 10, прочитайте текст внизу страницы и подготовьте ответы на вопросы после текста». Однако для первоклассника это совсем не просто. Если ребенок пропустит хотя бы одно промежуточное действие, то не просто получит неверный результат, но не сможет понять, как решать другие задачи такого типа. (Тренируйтесь.)
3. Наконец, еще одной формой проявления произвольности является умение подчинить свои действия правилу. Это требует от ребенка распределения внимания между содержанием той работы, которую он выполняет, и ограничениями, которые накладываются правилом. Типичным проявлением несформированности этого компонента является то, что ребенок правильно воспроизводит правило написания слова, даже приводит примеры, а потом садится и пишет слово с ошибкой. (Тренируйтесь.)
Роль родителей в формировании произвольности поведения у дошкольников огромна. Кроме самых разнообразных занятий и игр, на которых можно обучить ребенка подчинять свои действия разным правилам, воспроизводить образец, строить и выполнять сложные последовательности действий, развитию произвольности способствует предоставляемая ребенку самостоятельность.
Предлагаемые задания и упражнения будут способствовать развитию и совершенствованию у ребенка всех звеньев системы произвольной саморегуляции. Наиболее эффективно в этом смысле конструирование. Начать лучше с обучения работе по образцу. Например, реальный образец уже построенного дома, который ребенок должен воспроизвести из деталей. Их должно быть больше, чем нуж6но для конструирования, чтобы ребенок научился производить правильный выбор блоков, соотнося их по форме, размеру и цвету.
Предложите ребенку внимательно рассмотреть, изучить тот дом, который ему надлежит собрать самостоятельно. Наблюдайте за характером и последовательностью строительства, при этом обратите внимание на следующие моменты:
Ребенок должен строить дом в строгом соответствии с предложенным образцом – это означает, что он должен удерживать заданную вами цель.
Для этого ему необходимо соблюдать определенную последовательность сборки, т. е. иметь четкую программу исполнительских действий (алгоритм).
Осуществление программы возможно лишь в том случае, если маленький строитель сумел правильно выделить условия деятельности: размер, форму и цвет блоков конструкции.
Но и это еще не залог правильной сборки. В процессе работы он должен корректировать свои действия, т. е. постоянно сверять полученные результаты с эталоном.
По окончании сборки попросите ребенка проверить, насколько точно его конструкция соответствует образцу. Если Вы заметил, что ребенок допускал ошибки на каком-либо этапе сборки, проанализируйте вместе с ним их причины. Попросите ребенка внести необходимые исправления.
Одним из распространенных упражнений по развитию произвольности, максимально приближенных к условиям учебной деятельности, является «Графический диктант» :
Ребенку дается образец геометрического узора, выполненный на бумаге в клетку: он должен воспроизвести предложенный образец и самостоятельно продолжить точно такой же рисунок.
Аналогичная работа предлагается для выполнения на слух, когда взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направления (вправо – влево, вверх - вниз).
Слайд 2 в - мотивационная готовность
Стремление ребенка идти в школу, его интерес к школе, желание познавать новое (учебный мотив).
Очень значимый блок в подготовке детей к школе – формирование мотивационной готовности детей к обучению в школе.
• Игра «Школа это…». Ведущий предлагает родителям, передавая мяч по кругу, продолжить предложение «Школа это…», причем каждый последующий участник, добавляет в высказывание сто-то своё. Например: «Школа – это большой дом. Школа это большой дом, в котором учатся дети. Детей учит учитель» и т. д.
Поступление в школу ребенок связывает для себя с удовлетворением определенных потребностей и желаний. Именно они и являются теми побудительными силами или мотивами, которые побуждают его идти в школу и формируют отношение к ней. Среди них психологи называют следующие основные мотивы: познавательный, социальный, позиционный, игровой, оценочный и внешний. Дети с разными мотивами поступления в школу весьма по-разному отвечают на одни и те же простые вопросы: «Ты хочешь пойти в школу? Почему?» Вот некоторые варианты их ответов:
• Познавательный мотив. «Я хочу пойти в школу, потому что там интересные занятия, и я хочу научиться писать, читать, считать»; «Чтобы учиться. Самое интересное в школе — это читать. А уроки интереснее перемен» или «В садике учатся печатными буквами писать, а в школе другими». К поступлению в школу этого ребенка побуждает познавательный мотив — желание узнать что-то новое, ранее неизвестное, чему-то научиться.
• Социальный «Да, хочу, потому что все дети должны учиться. Это очень важно и нужно». Этого ребенка к поступлению в школу побуждает социальный мотив, в основе которого лежит понимание важности и необходимости учения.
- Позиционный. Стремление быть «как взрослый».
• Игровой. «Хочу в школу. Там весело, детей много, есть перерывы. На переменах я буду бегать, с друзьями играть, дурачиться». Скорее всего, для этого ребенка школа — словно новая интересная игра, где можно весело провести время.
Каждый из этих детей связывает поступление в школу с удовлетворением важных для себя в данный момент времени потребностей. Для кого-то важно успеть поиграть, для кого-то научиться чему-то, а для кого-то — почувствовать себя взрослым, изменить что-либо в своей жизни. В реальной же школе многие потребности детей — потребность в игре, положительное внимание взрослого и сверстников, в достижениях, в длительном отдыхе и др. — остаются далеко не удовлетворенными. Бывает и так, что, удовлетворив в первые дни или недели посещения школы свои желания, дети теряют к ней всякий интерес.
• Оценочный мотив. «Да, я хочу в школу, потому что там я буду получать хорошие оценки. Я люблю пятерки». У ребенка — сильное желание получать высокие отметки. Если при этом взрослые тоже придают слишком большое значение оценкам ребенка, в итоге у него может сформироваться так называемая «отметочная психология» — учение ради отметок, а не ради новых знаний и умений. Постоянная гонка за оценками делает ребенка тревожным. «А если я не справлюсь?», «А вдруг у меня не получится и мне поставят плохую оценку?» — вот о чем постоянно болит голова у такого ученика, независимо от его реальных школьных успехов. Но ребенок все-таки идет в школу не за оценками, а за знаниями. Это необходимо помнить и нам родителям, и самим детям.
• «Я пойду в школу, потому там учится мой брат (друг, сосед)»; «Там очень красиво и интересно будут столы стоять» или «Там кушать можно вкусно в столовой, на компьютере можно поиграть», «Потому что мне купят портфель, тетради. А в школе есть столы, доска, на переменах интересно». Ребенок, ответивший так, руководствуется внешними мотивами поступления в школу. Ребенка может привлекать в школе что угодно, кроме учебы и всего с ней связанного, или он может сам толком не осознавать, почему хочет идти в школу.
Итак, какие ошибки совершают близкие ребёнка, который совсем скоро переступит школьный порог.
• Некоторые «несознательные» родители, стремясь преодолеть нежелательные привычки, изменить поведение своих детей, используют тактику запугивания. Одни пугают милицией, другие – врачами, а третьи – учителями. «Пойдёшь в школу, там тебя быстро заставят слушаться (или «возьмут в оборот», или «прижмут к ногтю», или «церемониться не станут») – согласитесь, высказывания подобного рода не могут создать положительный образ учебного заведения, вызывают недоверие к нему.
• Иногда ситуацию усугубляют дедушки и бабушки. Они, стараясь подготовить внука к взрослой жизни, щедро делятся «страшными» историями из школьного прошлого родителей, да и своей собственной.
• Прежде чем, обсуждать следующую причину возможного нежелания идти учиться, проведём небольшое упражнение. Оно называется «Ассоциация». Уважаемые взрослые, пожалуйста, озвучьте первое, что приходит в голову, на тему «Школа». Это может быть одно слово или словосочетание, предложение… В ваших репликах есть как положительное, так и отрицательное… Однако, любой опыт обучения родителей, высказанный или просто присутствующий в мыслях, их радужные или наоборот мрачные представления об учёбе, преподавателях, оценках вполне вероятно могут «заразить» собственных детей, передаться им.
• Действительно, бывают случаи, когда от взрослых членов семьи передаются страх и тревога по поводу предстоящего обучения в школе. Чаще всего такая особенность свойственна мамам. Неоднократно в присутствии ребё нка они делятся своими переживаниями с окружающими: «Боюсь, что будет, когда Вася пойдёт в школу, - он у меня чуткий, ранимый, а учителя сейчас издёрганные, нервные и злые. А если он попадёт за одну парту с таким «бандитом» как наш соседский Петя, так он его ещё и обижать будет…» Очевидно, что подобные слова вызывают у детей вполне законные опасения и приводят к тому, что желание учиться пропадает.
• Нередко отрицательное отношение к школе в целом и педагогам в частности возникает после наблюдения и общения со старшими в семье детьми. Не всегда их опыт обучения положителен. Так, будущий первоклассник замечает, что его брат или сестра много времени проводит за тетрадками, учебниками вместо того, чтобы посмотреть интересный мультфильм, пойти погулять. Возможно, малыш является частым свидетелем жёсткого «разбора полётов» после очередного родительского собрания, наказания старшего за плохие оценки. Н е удивительно, что многие ребята предпочитают остаться в родном детском саду ещё на год – другой.
• Наконец, о следующей причине возможного нежелания идти учиться меня заставила задуматься мама одного из воспитанников нашего дошкольного учреждения. В ходе консультации она так описала рабочую неделю своего сына: «В понедельник, среду и пятницу – у нас занятия спортом, два раза в неделю мы посещаем бассейн, по четвергам ходим в кружок рисования, а с ноября ещё «Воскресная школа» начнётся». Представив всю физическую и интеллектуальную нагрузку, которую несёт на себе шестилетний человечек, мне стало его жалко. А с его мамой я поделилась мыслями о том, что ребёнок может потерять интерес к занятиям, попросту устать учиться ещё до начала регулярного посещения «дома знаний».
- интеллектуальная готовность
включает развитость восприятия, наблюдательности, памяти, мышления и речи, сформированность представления о пространстве и времени, о животном растительном мире, об общественных явлениях, развитие тонких движений руки и зрительно двигательных координаций, интерес к знаниям, уметь делать выводы, умозаключения.
Развитие школьно-значимых психологических функций
развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами);
пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше - ниже, вперед - назад, слева - справа);
координация в системе глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг);
развитие логического мышления (способность находить сходства и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам);
развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут);
развитие произвольной памяти ( способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом /слово - картинка либо слово - ситуация/).
Мыслительная готовность
Наиболее важные показатели — это развитие мышления и речи.
Очень полезно учить ребенка строить несложные рассуждения, выводы, используя слова: «потому, что»; «если, то»; «поэтому».
Учите ребят задавать вопросы. Это очень полезно. Мышление всегда начинается с вопроса. Нельзя заставить мысль работать, если просто сказать «подумай».
Речь является основой, на которой строится учебный процесс. Особенно важно владение монологической речью. Для ребенка это пересказ. После чтения задайте ребенку несколько вопросов по содержанию, попросите пересказать.
Особое внимание обратите на ориентировку в пространстве. Правильно ли ваш ребенок понимает и употребляет в речи предлоги и понятия: выше, ниже, на, над, под, снизу, сверху, между, перед., за, спереди от, сзади от, ближе, дальше, лево, право, левее, правее, ближе всего к, дальше всего от… и т. д.
Важен не объем знаний ребенка, а качество знаний (рекомендации) :
Важно учить не читать, а развивать речь. Не учить писать, а создавать условия для развития мелкой моторики руки.
Для полноценного развития дошкольнику необходимо общаться со сверстниками, взрослыми, играть в развивающие игры слушать чтение книг, рисовать, лепить, фантазировать.
Чем больше ребенок будет причастен к подготовке к школе, обсуждению будущего, чем больше он будет знать о школе, о новой жизни, тем легче ему будет личностно в нее включиться.
Уже сейчас постарайтесь очень постепенно режим дня вашего малыша соотнести с режимом дня школьника.
Чтобы ребёнок умел слышать учителя, обращайте внимание, как он понимает ваши словесные инструкции и
требования, которые должны быть чёткими,
доброжелательными, немногословными,
спокойными.
Не пугайте ребёнка будущими трудностями
в школе!
«Быть готовым к школе уже сегодня – не значит уметь читать, писать и считать – значит быть готовым всему этому НАУЧИТЬСЯ!» Л. А. Венгер, А. Л. Венгер.