Ирина Беляева
Семинар «Как сделать скучное интересным?» (игровые приемы в автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях)
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар «КАК СДЕЛАТЬ СКУЧНОЕ ИНТЕРЕСНЫМ?»
(игровые приемы в автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях)
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, т. е. социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
Публикация «Семинар „Как сделать скучное интересным?“ (игровые приемы в автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях)» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей. Но информационная плотность дошкольной ступени обучения детей и подготовка их к школе столь велика, что накладывает на учителя-логопеда комплекс сложных задач, поиска форм и методов работы по исправлению речевых нарушений.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования к основным видам деятельности детей относит игру и общение, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребёнка.
Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяя ребёнку получить собственный опыт.
Особое значение имеет игра для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Эти дети часто бывают, раздражительны, упрямы, плохо вступают в контакт. Они много плачут и очень быстро утомляются. Работа с такими детьми должна быть организована на более высоком методическом уровне, с учётом психологических особенностей этих детей.
Игровые формы обучения с детьми, имеющими речевые нарушения, приобретают первостепенное значение, так как в игре возникают положительные эмоции у детей, возрастает познавательная активность и интерес, активизируются процессы восприятия, внимания, памяти, возможность плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;
Что же поможет нам разнообразить скучные занятия и сделать эту работу более увлекательной?
Сегодня мы познакомимся с некоторыми приёмами автоматизации поставленных звуков в речь. Все предложенные приёмы можно использовать на разных этапах автоматизации звука, меняя речевой материал.
Автоматизация любого звука включает в себя:
автоматизацию изолированного звука
автоматизацию звука в слогах
автоматизацию звука в словах
автоматизацию звука в словосочетаниях
автоматизацию звука в предложениях
автоматизацию звука в связной речи
Условно можно разделить эти приёмы на четыре группы:
• Проговаривание с элементами пальчиковой гимнастики;
• Приёмы на основе продуктивной деятельности детей;
• Приёмы с использованием информационно-компьютерных технологий;
• Приёмы, предусматривающие использование различных предметов;
Наиболее сложной по разнообразию упражнений является работа над слогами. Дело в том, что отдельный слог, как и звук, не вызывает у ребенка конкретного образа, не осознается им как структурный компонент речевого высказывания. И если звук порой может вызвать слуховую ассоциацию (з-з-з – комарик звенит, р-р-р – собака рычит, ш-ш-ш- змея шипит, то слог для дошкольника – весьма абстрактное понятие. (показ карточек)
Проговаривание с элементами пальчиковой гимнастики.
Во-первых, нам могут помочь наши пальцы и пальцы ребёнка.
Я предлагаю следующие упражнения, не требующие специальной подготовки, что немаловажно в нашей работе.
Произнесение слоговых сочетаний с одновременным движением пальцев рук способствует развитию мелкой моторики.
«Колечки» («Пальчики здороваются»). Соединяем кончики большого и указательного пальца так, чтобы получилось колечко, называем заданный слог (слово). Теперь так же по очереди со всеми пальцами: на каждое колечко произносим необходимый слог. Упражнение можно выполнять сначала с большого пальца, затем с мизинца.
«Цветок». Заданный слог (слово) проговаривается с постепенным разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются).
«Пирожки». Лепим воображаемые пирожки с «волшебной» начинкой и проговариваем речевой материал. Это также может быть и изолированный звук, и слог, и слово.
«Крыша». Соединяем по очереди подушечки пальцев правой и левой рук: большие, указательные, средние, безымянные, мизинцы. На каждое соединение произносим заданный слог (звук, слово).
«Пианино». Стучим по столу пальцами, имитируя игру на фортепиано. На каждое прикосновение называем слог или слово.
Для упражнений «Колечки», «Крыша», «Пианино» можно предложить и следующее задание: ребёнку предлагается слово с заданным звуком, например, со звуком [л] – «ласковый», и на каждое соединение пальцев ребёнок придумывает словосочетание с этим словом. Ласковый голос, ласковая мама, ласковый котёнок и т. д.
«Скажи столько же». Взрослый хлопает в ладоши (1-4) раза, ребёнок повторяет заданный звук (слог, слово) столько раз, сколько хлопков выполнил взрослый.
Если ребёнок любит рисовать или лепить, то ему отлично подойдут упражнения из второй группы приёмов. Это самая творческая группа. Автоматизация звука происходит в процессе продуктивной деятельности (когда результат деятельности какой-нибудь продукт – рисунок, аппликация и т. д.). Можно назвать следующие приёмы – рисование палочек, клеточек, кружочков, камешков, цветочков при одновременном произнесении материала. Интереснее будет, если это рисование будет по заданию. Например, нарисуем забор, чтобы коза не зашла в огород. Ребёнок проговаривает слово и рисует палочку – дощечку забора. Рисовать можно чем угодно: мелом, карандашами, красками. Можно рисовать на песке, манке. Лепка шариков из пластилина.
Можно раскрашивать трафареты на заданный звук, оречевляя свои действия (дальнейший этап автоматизации) Например: я раскрашиваю красным карандашом красивый паровоз…
Самая большая группа приёмов - упражнения с различными предметами.
Песочные часы – проговариваем речевой материал до тех пор, пока в часах не закончится песок.
Юла (маленький волчок) – проговариваем речевой материал, пока крутится волчок или юла. Можно использовать маленький волчок, который раскручивается пальцами. В этом случае упражнение будет развивать и мелкую моторику пальцев рук ребёнка.
«Ступеньки» Нужно прошагать пальчиками по нарисованным ступенькам
вверх и вниз, правильно повторяя звук. Ступеньки выкладываются самим ребенком на столе из счетных палочек.
«Пианино» - клавиши могут представлять собой кружки из наждачной бумаги, пуговицы (положительное влияние заключается в том, что при произнесении слогов, слов, движения пальцев по «клавишам» способствуют развитию концентрации зрительного внимания в ходе слежения глазами за пальцами и синхронизации движения пальцев руки и речи, такие упражнения очень важны в практике предупреждения темпо - ритмических нарушений речи.
«Скажи столько же раз». Бросить кубик, посчитать точки сказать заданный звук столько же раз (опора на зрительный анализатор); выбрать одну из перевернутых карточек, посчитать сколько нарисовано кружков (квадратиков, цветочков т. п.) проговорить звук столько же раз; ребенок закрывает глаза, логопед ударяет несколько раз пальцем по ладошке ребенка –ребенок считает и проговаривает звук нужное количество раз (опора на кожно-кинестетический анализатор).
Массажный мяч – проговаривание речевого материала сопровождается действиями с массажным мячом – поглаживанием, катанием, сжиманием.
Скрепки скрепляем друг с другом и получаем цепочку. Интереснее ребёнку будет если скрепки разноцветные. На каждую скрепку называем звук (слог, слово, предложение).
Бусинки – собираем бусы. Задание аналогично заданию со скрепками. Можно учитывать и цвет бусин и скрепок, например брать только те цвета, в названии которых слышится звук [р].
Прищепки – цепляем прищепки на какую–нибудь фигуру, например, если возьмём жёлтый круг и жёлтые прищепки, то получится солнышко и лучики. Присоединение каждого лучика сопровождается произнесением речевого материала.
Мозаика – собираем несложные узоры. Ребёнок должен правильно сказать звук (слог, слово, словосочетание, предложение, чтобы заработать деталь.
Мыльные пузыри – вдуваем слово в волшебный пузырь. Ребёнок называет правильно слово и выдувает мыльный пузырь.
Мяч (лови – бросай) Взрослый называет звук (слог, слово) и бросает ребёнку мяч. Ребёнок ловит мяч, повторяет речевую единицу и бросает мяч взрослому.
Песенка ребёнок поёт знакомую песенку, используя вместо слов звуки с отрабатываемым звуком (можно использовать в режимных моментах, например при одевании на прогулку)
Су-джок. Ребенок прокатывает ребристое колечко по пальчику, отрабатывая речевой материал.
Пирамидка. Ребенок нанизывает колечки на стержень пирамидки, проговаривая слоговые ряды, слова.
Тихо-громко. Ребенок «проходит» дорожку из больших и маленьких геометрических фигур, проговаривая заданные слоги, слова. На большой фигуре говорит громко, а на маленькой – тихо. (можно построить из строителя)
«Прошагай по дорожке».
Прошагать по дорожке нужно двумя пальцами: сначала большим и указательным, затем указательным и средним, средним и безымянным, безымянным и мизинцем. Шагать по дорожке можно и нужно и левой, и правой рукой, снизу вверх и сверху вниз.
«Проведи слог по звуковой дорожке»
Одна «дорожка» - ровная: идя по ней, слоги нужно произносить спокойным, негромким голосом. Другая «дорожка» ведёт «по кочкам»: слоги произносятся то громко, то тихо. А вот третья «дорожка» ведёт «в гору»: в начале пути слог произносится очень тихо, затем всё громче, а «на вершине горы» - очень громко.
Скакалка – на каждый прыжок называем слог.
Сортировка мелких предметов. В большой ёмкости перемешаны различные мелкие предметы. Это могут быть макароны разных сортов, фасоль, разноцветные пуговицы или бусины. Понадобятся и более мелкие ёмкости по количеству сортов предметов. Взрослый даёт задание, например, разложить пуговицы по размеру. Если ребёнок берёт крупную пуговицу, то он проговаривает слог «ра», если мелкую – то «ру», пуговицу среднего размера – «ро». Можно предложить припоминать слова с заданным звуком в начале, середине, конце. Данное упражнение позволяет не только автоматизировать звук в речь, но и прекрасно тренирует мелкую моторику и психические процессы: мышление, внимание, восприятие.
«Альпинист». На верёвке или шнурке (4-6 мм) завязываем 4-8 узелков. Верёвку подвешиваем вертикально. Ребёнок пальцами подтягивает узел, а ладонью сжимает его (как при лазании по канату) и так двигается дальше. На каждый узелок ребёнок называет заданный звука (слог, слово).
«Завяжи столько узелков, сколько слов я скажу со звуком «Р».
Цель игры: автоматизация звука «Р» в словах.
Для данной игры вам понадобиться шнурок или бельевая веревка. Вы называете ребенку слова со звуком «Р». Ребенок повторяет предложенные слова и на каждое слово завязывает узел.
Данную игру можно усложнить таким образом:
называете не только слова со звуком «Р», но и без него, ребенок на слух должен выделить только слова с заданным звуком
«Развяжи узелки» На верёвке или шнурке (4-6 мм) завязываем 4-8 узелков. Развязывает проговаривая слова.
Для автоматизации звуков отлично подойдёт приём с использованием игрушек. Некоторые из них можно использовать для автоматизации изолированных звуков. Например, как рычит тигр – [р-р-р], как гудит самолёт – [л-л-л]. Можно учить игрушку говорить. В этом случае взрослый и ребёнок проговаривают речевой материал для игрушки.
Для автоматизации звуков (особенно в изолированной позиции) можно использовать различные дорожки и лабиринты. Их можно встретить в детских журналах, в интернете или нарисовать самим. Ребёнку предлагается произносить заданный звук до тех пор, пока он «бежит» по дорожке.
Можно выложить дорожку цветными камешками или ракушками для какого-нибудь героя.
«Волшебные очки» Представь, что у нас есть волшебные очки, когда их надеваешь, то всё становится красным (зелёным, синим, розовым, голубым, жёлтым, в зависимости от автоматизируемого звука). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета всё стало, скажи: красные сапоги, красный забор и др.
«Ромашка». Собрать цветок с картинками на лепестках на заданный звук (серединка)
«Украсим Ёлочку»
«Логопедические улитки» (показ картинок)
Автоматизация с пиктограммами (отрабатывается грамматика и падежные окончания)
«Загадочные картинки» (кто здесь нарисован на заданный звук)
Для развития фонематического слуха полезна игра со «Звукоедом», который похищает звук из слова, а дети должны спасти звук – вернуть его в слово и сказать это слово правильно: гла…а – глаза; к…от – крот….Это трудно но доставляет детям удовольствие побыть в роли спасателей и справиться со злодеем.
Пройди на лыжах». Ребенок ставит ноги в коробки из под обуви, шагает как на лыжах от одного конца комнаты до другого, проговаривая предложение или чистоговорку.
«Настольно – печатные игры»
Автоматизация звуков с помощью мнемокарт и мнемотаблиц
Комарова Альбомы для автоматизации звуков
На этапе автоматизации в связной и самостоятельной речи большое внимание уделяется составлению рассказов по картине и по серии картин, пересказы и рассказы, пересказы-драматизации, стихи-драматизации (т. е. по ролям, диалоги с пальчиковыми куклами.
Самая современная группа приёмов – это конечно специальные компьютерные игры. Они несомненно заинтересуют ребёнка. (Логопед с помощью экрана и ноутбука демонстрирует игры для автоматизации звуков).
Фантазируйте, придумывайте жесты и движения вместе с детьми, превратите этот процесс в увлекательную игру. Важно не забывать про основную цель занятий – правильное произношение звука, постоянный контроль и исправление. Забавные стихи с движениями – это и речевая зарядка, и физкультминутка во время занятий, и веселая утренняя гимнастика, и просто забавная игра.
В литературе можно найти много скороговорок, потешек, дразнилок, небольших стихов и диалогов, которые можно с успехом использовать. Но не стоит заучивать все подряд, лучше выбрать те, которые понравились ребенку.
Очень важно не переиграть, вовремя остановить игру. Это как прием вкусной пищи – «Лучше НЕДО, чем ПЕРЕ!» - золотое правило игры. Пусть ребенок сохранит живой интерес к игре и острое желание продолжить ее снова.
Многие выше перечисленные приёмы способствуют не только повышению интереса ребёнка к занятиям, но и развивают дополнительные процессы: мелкую моторику, внимание, мышление, ловкость.
Необходимо помнить, что самое главное при выполнении всех этих упражнений – следить за правильным произнесением автоматизируемого звука и соблюдать рекомендации учителя – логопеда!
Список литературы:
1. В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко Автоматизация звуков у детей. Комплект из четырех альбомов /-М. : Издательство ГНОМ и Д, 2007
2. Е. А. Пожиленко Волшебный мир звуков и слов. Пособие для логопедов / -М. : Владос, 2001
3. В. А. Якунина Трудные звуки и буквы Ж и Ш. Библиотека логопеда/-М. ,Издательство «ТЦ СфЕРА», 2014
4. Н. Ю. Костылева Покажи и расскажи. Игровые упражнения на основе фонетической ритмики/-М., Издательство «ТЦ СфЕРА», 2014
5. Ю. А. Фадеева, Г. А. Пичугина. И. И. Жилина Игры с прищепками: творим и говорим/-М., Издательство «ТЦ СфЕРА», 2014