МААМ-картинки

Семинар для педагогов детей раннего возраста «Ребенок пришел в детский сад»

Лариса Казаку
Семинар для педагогов детей раннего возраста «Ребенок пришел в детский сад»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: охрана и укрепление психического здоровья детей раннего возраста

Задачи:

• установление связи теоретических знаний педагогов с практическим опытом воспитания, обучения и развития детей раннего возраста,

• создание условий для профессионального самосовершенствования и саморефлексии педагогов,

Ход семинара-практикума :

Упражнение «Возвращение в детство»

Цели: активизировать впечатления раннего детства, прочувствовать эмоциональное состояние ребёнка в возрасте 2-3 лет.

Публикация «Семинар для педагогов детей раннего возраста „Ребенок пришел в детский сад“» размещена в разделах

Ведущий: «Сядьте поудобнее, ноги поставьте на пол так, чтобы хорошо чувствовалась опора о спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию, оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в ногах, в руках.

Представьте себя в детстве, в то время, когда вы были маленькими. Представьте тёплый осенний день. Воздух пряный, пахнет опавшими листьями и осенью. Деревья такие высокие, что кажется, своими верхушками достают до неба. Вам два или три года. Вы идёте по улице. Как вы выглядите? Посмотрите, что на Вас надето, какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идёте по улице, рядом с вами близкий человек, посмотрите, кто это, вы берёте его за руку и чувствуете его тёплую нежную руку. Ваш любимый взрослый называет вас ласково и улыбается…

А сейчас, пожалуйста, медленно откройте глаза…

Упражнение «Знакомство»

Пожалуйста, когда вы получите цветок, назовите свое имя (или прозвище, как вас звали родители, когда вам было столько лет, сколько сейчас детям, которые вас окружают.

Спасибо! Вот мы и вернулись в страну Детства!

Ранний возраст - это условный коридор, который проходит ребенок от рождения - до 3-х лет. Ранний возраст - чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребенка. Это возраст, когда все впервые, все только начинается - речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности, познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целеустремленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и прочее. Все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребенка, они требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности. В этот период активно развивается все, что связано не только с физиологией, но и с эмоциями, интеллектом, поведением. Поэтому важно то, как будет ребенок в этот период развиваться и воспитываться.

Упражнение «Готовлюсь к поступлению в детский сад»

Третий год жизни является кризисным. Приобретя определенный «багаж» знаний и умений, ребенок начинает испытывать потребность в большей, чем ему предоставляют, самостоятельности. У малыша зарождается осознание, что он - отдельное существо со своими желаниями, потребностями, которые не всегда совпадают с тем, что предлагают мама с папой. Ребенок пытается сравнивать себя с другими людьми.

Осознание своего «Я» на третьем году жизни является новообразованием. Это стабильный период, в течение которого ребенок особенно успешно овладевает речью. Итак, наш малыш уже имеет определенные успехи: усвоил основные макродвижения (ходьбу, бег и т. д., приобрел элементарные навыки самообслуживания, овладел предметными действиями, речью. И теперь он стремится к самостоятельности во всем, требует признания взрослых, готовится к поступлению в детский сад. Каким же его там встретят именно эти взрослые - его ближайшее окружение на следующие несколько лет?

Ведущий: закройте глаза. Представьте, что мама ведёт вас первый раз в детский сад. Вы входите в очень ярко освещённую комнату, видите незнакомую тётю, мальчиков и девочек. В комнате шумно. Рядом с тётей стоит девочка, плачет и зовёт маму. Тётя ласково зовёт вас войти, вы оборачивайтесь, чтобы взять маму за руку… а мамы нет. Что вы почувствовали в этот момент? О чём подумали?»

Упражнение «Шарики» (стоя)

Цель: почувствовать тяжесть эмоционального переживания ребёнком начала посещения детского сада.

Ведущий: «Посмотрите на шарики в моей корзинке. Это трудности, с которыми сталкивается ребёнок, пришедший в детский сад. Сейчас я раздам их Вам. (раздаются мягкие шарики по кругу).

Я раздаю Вам:

• Ощущение одиночества и отсутствия близких людей в течение «бесконечного времени» и «неизвестно заберут ли меня домой?», «а мама придёт?».

• Незнакомую обстановку;

• Незнакомых взрослых, мальчиков и девочек;

• Недостаточно развитые навыки самообслуживания (неумение кушать, или неаккуратность во время этого процесса, неумение или стеснение попроситься на горшок, неумение одеваться);

• Сильную привязанность к взрослому;

• Отсутствие опыта разлуки с близкими;

• Неумение самостоятельно занять себя;

• Избирательное отношение к взрослому/детям.

• Новый режим дня.

Удобно ли Вам держать столько шариков? Что вы чувствуете, если они падают? Что с ними хочется сделать? А что такое «бросить» для ребенка? (истерика, крик, плач)

На доске: давайте вместе назовём те изменения, которые происходят в поведении и настроении малыша, пока он привыкает к детскому саду.

Ребёнок, оказавшись в новой обстановке испытывает:

• волнение,

• тревогу,

• страх.

• Детям кажется, что его мама ушла и это навсегда, так как дети живут сегодняшним днем.

Для того, чтобы снизить эмоциональное напряжение, необходимо переключить внимание ребёнка на деятельность, которая приносит ему удовольствие, то есть на игру.

Задача игр в адаптационный период – формирование эмоционального доверия к воспитателю, установление эмоционального контакта. Ребёнок в воспитателе должен увидеть готового прийти на помощь человека, ласкового и заботливого (как мама).

Эмоциональное общение во время игр происходит через проигрывание совместных действий, сопровождаемых улыбкой, нежным взглядом, направленные на установление тактильного контакта, снятию эмоционального напряжения.

Для того, чтобы ребёнок не чувствовал себя обделённым, нужно чтобы игры были фронтальными, то есть проводились со всей группой детей.

Поделитесь, какие игры вы используете для создания атмосферы принятия ребёнка, установления эмоционального контакта, доверия к воспитателю в группе? (Участники делятся своими находками). Давайте поиграем в эти игры.

Играем в игры, предложенные воспитателями.

Игра «Иди ко мне»

Цель: установление эмоционального контакта с ребёнком, приветствие.

Ведущий: Я воспитатель. Я встречаю малыша, который пришёл в детский сад. Здравствуй, Алиночка! (Ласково.) Иди ко мне, моя хорошая! (Когда ребёнок подходит, воспитатель его обнимает). Ах, какая хорошая Алиночка ко мне пришла! (Игра повторяется). Что вы почувствовали, когда воспитатель вас встретил?

Игра «Мой малыш»

Цель: устанавливать тактильные контакты с ребёнком снятие эмоционального напряжения.

Ход игры: взрослый читает стихотворение и обнимает малыша:

Ой, мой маленький,

ненаглядненький.

Мой хорошенький,

Мой пригоженький.

Игра «Хоровод»

Ведущий: «А теперь, ребята, возьмёмся за ручки, встанем в хоровод». Воспитатель берёт за ручки участников, стоя в кругу, приговаривая:

Вокруг розовых кустов,

Среди травок и цветов,

Кружим, кружим, хоровод.

До того мы закружились,

Что на землю повалились.

Бух!

(При произнесении последней фразы оба «падают» на землю.)

Вокруг розовых кустов,

Среди травок и цветов,

Водим, водим хоровод.

Как заканчиваем круг,

Дружно прыгаем мы вдруг.

Гей!

(Взрослый и ребёнок вместе подпрыгивают).

Игра «Передай колокольчик»

Ведущий: «Ребята, посмотрите, что это такое? Правильно, колокольчик. Послушайте, как он звенит. Динь-динь-динь! Тот, кого я позову, будет звенеть колокольчиком. Маша, иди, возьми колокольчик. (Участник становится на место воспитателя) Маша, позвени колокольчиком. А теперь позови другого мальчика или девочку. Позови по имени или покажи рукой.

«Игра «Позови»

Ведущий: Вот так мяч! Какой красивый, круглый, яркий! Алиночка, иди сюда, давай поиграем с мячиком – покатаем его. Ты – мне. Я- тебе. Я играла с Алиной. Алина, с кем ты хочешь играть? Позови». (Участник зовё т: «Кристина, иди играть». После игры Алина садится на место, а Кристина зовёт следующего участника.)

Комментарий ведущего: «В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно «пальчиковыми» играми. Кроме того, эти игры обучают согласованности и координации движений.

Игра «Кто в кулачке?»

Ведущий: «Друзья мои, посмотрите на мои ручки! У меня есть пальчики. (Воспитатель раскрывает кисти рук и шевелит пальцами). Ну-ка, покажите свои ручки! А пальчики! Теперь я сожму плотно кулачки – так, чтобы большие пальцы оказались внутри. (Показывает участникам, как это делать). Сожмите кулачки!

Кто залез ко мне в кулачок? Сжать пальцы в кулак.

Это, может быть, сверчок?

Ну-ка, ну-ка, вылезай! Выставить вперёд большой палец.

Это пальчик? Ай-ай-ай!

Упражнение «Тополиный пух»

Цель: снятие беспокойства, тревоги.

Ведущий: разделитесь на пары. Один из вас будет играть роль воспитателя, другой – ребёнка. Пусть ребёнок примет удобную для него позу. «Воспитатель начнёт с мягких, нежных, медленных прикосновений к телу. Пусть ваши прикосновения будут хаотичными. Пока ваша ладонь лежит на теле ребёнка, другая переносится на новое место. А теперь поменяйтесь ролями.

Обсуждение:

• Что вы чувствовали, когда были «ребёнком» и «воспитателем»? Какая роль Вам была больше по душе?

• Что понравилось?

О принципах, которые влияют на успешность и действенность этого упражнения: не суетитесь, прикосновения должны быть спокойными и минимальными по амплитуде.

Важны не только телесные поглаживания, но и душевные. Психологические поглаживания необходимы каждому человеку для того, чтобы ощутить себя любимым, нужным, успешным.

В адаптационный период, когда между ребёнком и взрослым уже установлены доверительные отношения, можно организовывать игры, цель которых вызывать внимание к действиям взрослого, к подражанию с игрушкой, вызывать интерес к игрушкам, к другим детям.

Игра «Собачка»

Материалы: игрушечная собачка, ширма. Ход игры: воспитатель привлекает внимание ребёнка к звукоподражаниям, читает стихотворение и совершает действия в соответствии с текстом:

Гав-гав!

Кто там?

Это песик в гости к нам.

(показывает собачку).

Я собачку ставлю на пол.

Дай, собачка Ане (имя ребёнка заменяется) лапу!

Комментарий ведущего: при проведении этой игры собачка прячется и игра повторяется.

Упражнение «Прилетела птичка»

Цель: развивать внимание к сверстнику.

Материал: игрушечная птичка.

Ход игры: воспитатель показывает игрушечную птичку и выполняет действия в соответствии с текстом.

Прилетела птичка,

Синичка – невеличка.

К Лене прилетела,

На деток посмотрела,

Дальше полетела.

Сажает птичку на руку Лене

и по очереди другим детям.

Ведущий: Дорогие коллеги, а как можно успокоить плачущего малыша? (Высказывания участников)

А ещё нам помогут потешки и журилки. Например:

Го-ро-шин-ки,

Не-про-шен-ки,

Откуда Вы взялись?

Трамваем или поездом

До Маши добрались?

Нет, портить настроение никто вас не просил!

А может, мы не плакали,

А дождик моросил?

А по речке Слёз

Ходит па-ро-ход,

Вытирает нос,

Только нос- не тот:

Нос у нас был маленький,

Нос у нас был – пуговкой,

А теперь вот – аленький,

Да ещё распух вот он!

Ну да это не беда,

Слёзы высохнут – тогда

Будет нос, как нос,

Просто нос не любит слёз!

(Н. Пикулаева)

Сочинение сказки: Дети верят в чудеса, Их мир тонок и открыт для сказок. В сказках ребёнок понимает, что он не одинок, может справиться с любой проблемой. Все умеют сочинять сказки. Возможно, ваша сказка, согреет душу ребёнка и поможет ему улыбнуться.

Давайте сейчас вместе сочиним сказку для детей, впервые переступивших порог детского сада. Не забудьте, что в конце сюжета главного героя обязательно забирает мама – это закрепляет представление ребёнка, что мама непременно придёт за ним.

Публикации по теме:

«Рисование нетрадиционными способами с детьми раннего возраста». Семинар-практикум для родителей«Рисование нетрадиционными способами с детьми раннего возраста». Семинар-практикум для родителей «Рисование нетрадиционными способами с детьми раннего возраста» Семинар-практикум для родителей. Цель: создание условия для повышения.

«Здоровый ребенок — счастливая семья». Семинар-практикум для родителей«Здоровый ребенок — счастливая семья». Семинар-практикум для родителей Цель: Познакомить родителей воспитанников с основными слагаемыми способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних.

Конспект НОД по ознакомлению с предметами личной гигиены во второй группе раннего возраста «К нам в гости пришел Мойдодыр»Конспект НОД по ознакомлению с предметами личной гигиены во второй группе раннего возраста «К нам в гости пришел Мойдодыр» Конспект НОД по ознакомлению с предметами личной гигиены во второй группе раннего возраста «К нам в гости пришел Мойдодыр". Добрый день,.

Конспект НОД по разделу «Ребенок и Окружающий мир» для детей групп раннего развития (от 6 мес. до 1,5 лет-мамина школа)Конспект НОД по разделу «Ребенок и Окружающий мир» для детей групп раннего развития (от 6 мес. до 1,5 лет-мамина школа) по теме: «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ НАШИХ ЛЕСОВ» Задачи: образовательные :закреплять полученные знания о животных леса; Развивающие: развивать и поощрять.

Конспект прогулки-развлечения «Ежик в гости к нам пришел» во второй группе раннего возрастаКонспект прогулки-развлечения «Ежик в гости к нам пришел» во второй группе раннего возраста Прогулка –развлечение «Ежик в гости к нам пришёл» во второй группе раннего возраста. Программное содержание: - продолжать знакомить детей.

Консультация для педагогов «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста» Консультация для педагогов РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАНЕГО ВОЗРАСТА. НАША ТЕМА : РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАНЕГО.

Консультация для педагогов «Формирование навыков общения у детей раннего возраста» «Общение детей раннего возраста в игре» Слайд 1 Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность.

Рекомендации педагогу при проведении совместных занятий «ребенок — родитель» с детьми раннего возрастаРекомендации педагогу при проведении совместных занятий «ребенок — родитель» с детьми раннего возраста 1. Речь педагога должна быть эмоционально окрашена - используйте разный тембр, громкость, используйте паузы и мимику. 2. Называйте детей.

Семинар для педагогов «Развитие речи детей 3–4 лет через дидактическую игру»Семинар для педагогов «Развитие речи детей 3–4 лет через дидактическую игру» В дидактических играх основной задачей является умственное развитие ребёнка, обогащение его знаниями.   С помощью дидактических игр у детей.

Семинар для педагогов «Воспитание дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр» В наше время почти все родители заинтересованы в раннем развитии своих детей. Желание видеть малыша умным и развитым подпитывается многими.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар для педагогов детей раннего возраста «Ребенок пришел в детский сад»
Опубликовано: 25 мая 2022 в 13:45
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар для педагогов детей раннего возраста «Ребенок пришел в детский сад»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Казаку (УИ 486175) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД