Елена Русинович
Семинар для педагогов «Основы интеграционного подхода в воспитании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий для роста профессиональных знаний педагогов об инклюзивном образовании.
Задачи:
1. Познакомить педагогов и закрепить знания об инклюзивном образовании и интегрированном обучении.
2. Создать условия для формирования толерантных установок в отношении детей с задержкой психического развития, с тяжелыми формами нарушения речи, дети – инвалиды и т. д.
Материал:
1. Бумага для записей, ручки.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Интеграция. Интегрированный подход к образованию
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
2. Стикеры с указанием действия (упражнение «Стикеры»).
3. Изображение на листе А4 дома с множеством окошек.
4. Буклеты с рекомендациями.
Ход семинара:
Актуальность:
В настоящее время все чаще в педагогической практике стало появляться понятие «инклюзивное образование». В большинстве случаев под ним понимается обучение детей-инвалидов. Однако если обратиться к толкованию понятия, то мы увидим несколько другой смысл. Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Трудность решения проблемы работы с детьми с ОПФР усугубляется профессиональной некомпетентностью специалистов образовательных учреждений, недостаточным пониманием в обществе возможностей таких детей, равноправно участвующих в жизни общества.
Исходя из этого, требуется разработка и создание условий для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов, осуществляющих инклюзивное обучение.
Что же такое «Интегрированное обучение»? Интегрированное обучение – это обучение (воспитание) в совместной образовательной среде детей с ограниченными возможностями здоровья (дети с задержкой психологического развития, с тяжелыми формами нарушения речи, дети-инвалиды и т. д.) и детей, не имеющих таких ограничений, посредством обеспечения детям с ограниченными возможностями здоровья специальных условий обучения/воспитания и социальной адаптации, не снижающих в целом уровень образования для детей, не имеющих таковых ограничений в классе.
Понятия «инклюзия», «инклюзивное образование».
Основным нормативным документом является «Концепция инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в РБ» от 22.07.2015 года, в которой говорится о системе взглядов на принципы, цели, задачи, приоритетные направления механизмы развития инклюзивного образования обучающихся с особенностями психофизического развития в национальной системе образования.
Целью развития инклюзивного образования является обеспечение возможностей для получения образования всеми обучающимися, включая лиц с особенностями психофизического развития, в учреждениях основного и дополнительного образования.
Принципы, на которых основывается инклюзивное образование:
• Системности - инклюзивное образование представляет собой системное явление в образовании, охватывает всю систему образования, примерно на всех уровнях и во всех видах образования;
• Комплексности - инклюзивное образование вызывает изменения во всем комплексе взаимоотношений в учреждении образования, предполагает согласованною деятельность специалистов;
• Доступности - инклюзивное образование требует адаптации образовательной среды для любой категории обучающихся, в том числе обучающихся с особенностями психофизического развития, в учреждениях образования всех уровней основного образования, а также дополнительного образования;
• вариативности и учета особых образовательных потребностей каждого обучающегося, в том числе с особенностями психофизического развития, индивидуализации образовательного процесса;
• толерантности - инклюзивное образование предполагает формирование отношений, основанных на понимании, принятии и уважении существующих различий, признаний равных прав.
Обучаясь вместе, дети учатся жить вместе, стираются границы между инвалидами и здоровыми людьми. Ведь причиной инвалидности являются не столько медицинские проблемы, связанные с состоянием здоровья человека, сколько то состояние развития общества, которое своими барьерами препятствует реализации прав и свобод людей с нарушениями здоровья. Разрушение барьеров при получении образования приводит к объединению общественного пространства инвалидов и здоровых людей, меняется отношение к инвалидности: она считается не пороком, а особенностью того или иного человека.
Инклюзивное, или включающее образование основано на том, что все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные или иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются вместе со своими сверстниками по месту жительства в массовой общеобразовательной школе, учитывающей их особое образовательные потребности.
Понятие «Инклюзивное образование» сформировалось из убеждения в том, что образование является основным правом человека и что оно создает основу для более справедливого общества. Все учащиеся имеют право на образование, независимо от их индивидуальных качеств или проблемы.
Упражнение «Стикеры»
Цель: осознание важности положительной оценки и разрушающей роль игнорирования.
Ход: ведущий на стикерах укрепляет на спины участников указания к действию. Педагоги, молча должны действовать к каждому участнику в соответствии с требованием стикера на его спине. Надписи на стикерах:
Улыбнись мне
Погрози мне пальцем
Игнорируй меня
Обними меня
Вопросы для обсуждения: как чувствовали участники себя с разными стикерами? Чья роль была наименее приятной? Почему? Теперь вы понимаете, что чувствуют отвергнутые или вынужденно изолированные от общества люди. Не только дети инвалиды, а и их родители нуждаются быть принятыми, чувствовать свою принадлежность к группе. Инклюзивное образование дает такую возможность детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям.
Поговорим о преимуществе и проблемах интегрированного обучения и воспитания.
Задание педагогам : педагоги разбиваются на две команды. Задача первой команды - продумать и записать преимущества интегрированного обучения и воспитания, задача второй команды - продумать и записать проблемы интегрированного обучения и воспитания.
Преимущества: приспособление к коллективу, общение со здоровыми сверстниками; среда стимулирует к улучшению работы; здоровые дети влияют на больных, помогая им; дошкольные учреждения находятся вблизи от места жительства больного ребенка, что позволяет не терять контакта с микросоциумом и др.
Проблемы: неумение детей взаимодействовать, не подготовленная среда, больные дети влияют на здоровых т. к. здоровые могут перенять не самые лучшие привычки и др.
Обсуждение полученных записей.
Упражнение «Дом – Толерантность»
Педагоги работают в парах. Психолог: «У вас на столе лежат листы бумаги, на которых изображен Дом толерантности. Попробуйте написать в каждом окошке, на каждом этаже с помощью чего мы можем в детях развивать толерантность? Какими методами, приемами?»
Обсуждение.
Для педагогов подготовлены буклеты с рекомендациями, какие сказки и мультфильмы можно использовать в работе с детьми для воспитания толерантности.
Итак, давайте подведем итог: слово «толерантность» чаще всего переводится как «терпимость». Это – способность понимать и уважать отличные от собственного происхождение, культуру, взгляды и другие проявления человеческой индивидуальности.
Воспитывая толерантность в детях, мы обеспечиваем более мирное и продуктивное будущее нашей страны и всего мира. Главная причина нетерпимости в мире – различия между людьми – различиям во внешности, языке, взглядах и т. д.
На сегодняшний день толерантность рассматривается в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание.
Признание – это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения.
Принятие – это положительное отношение к таким отличиям.
Понимание – это способность взглянуть на мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и другого человека.
В 1996 году Генеральная Ассамблея ООН предложила государствам-членам ежегодно 16 ноября отмечать Международный день, посвященный терпимости, приурочивая к нему соответствующие мероприятия, ориентированные как на учебные заведения, так и на широкую общественность.
Семь основных принципов толерантности:
• Уважение человеческого достоинства всех без исключений людей.
• Уважение различий.
• Понимание индивидуальной неповторимости.
• Взаимодополняемость как основная черта различий.
• Взаимозависимость как основа совместных действий.
• Культура мира.
Рефлексия: участникам предлагается выразить свое мнение о семинаре, о том, что было удачно, выразить эмоциональный настрой, озвучить то, что возможно забрать в свою рабочую «копилку».