Елена Харченко
Семинар для педагогов «Знаешь ПДД сам — расскажи другому»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по профилактике дорожно – транспортного травматизма.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с основными методами работы с детьми по обучению ПДД.
Публикация «Семинар для педагогов „Знаешь ПДД сам — расскажи другому“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Семинары, деловые игры с педагогами
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
2. Способствовать расширению практических приемов работы воспитателя в процессе обучения воспитанников правилам дорожного движения.
3. Познакомить с современными игровыми формами в работе с детьми по изучению ПДД.
Методическое обеспечение:
• выставка методической литературы по ПДД;
• выставка дидактических игр по ПДД
• выставка и обзор детской художественной литературы по ПДД
Безопасность дорожного движения – одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья граждан страны. Сегодня, когда ребенок с раннего детства знакомится со сложной техникой и становится участником дорожного движения, встает проблема его обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах и необходимость сознательного выполнения им требований Правил дорожного движения.
Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. К этому приводит незнание элементарных основ Правил дорожного движения, неумение применять знания на практике, нет опыта управлять своим поведением на проезжей части, часто переоценивают свои возможности, а т. ж. безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части.
Избежать опасностей на улицах и дорогах можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с раннего возраста, подготовки его к пожизненной «профессии» участника движения т. е. - пешехода.
Хотя в настоящее время учреждения образования и решают проблемы обучения детей и подростков основам безопасного поведения на улицах и дорогах, но анализ ситуации на дорогах показывает, что принимаемых мер недостаточно.
Рост детского дорожно-транспортного травматизма в стране постоянно заставляет искать эффективные пути решения указанной проблемы. Для этого в планы учебно-воспитательной работы по ПДД следует включать разнообразные формы профилактических мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. Все эти мероприятия преследуют определенные цели и задачи.
Цели:
• воспитание у детей и подростков безопасного поведения на дороге;
• предупреждение случаев детского дорожно-транспортного травматизма;
• повышение эффективности работы образовательно - воспитательного учреждения по обучению Правилам дорожного движения.
Задачи:
• знакомить детей с основными ПДД, формировать у них необходимые знания, умения и навыки;
• вырабатывать положительные, устойчивые привычки безопасного поведения на улице;
• широко пропагандировать соблюдение ПДД для всех категорий участников движения;
• совершенствовать формы и методы работы с детьми по безопасности дорожного движения.
Чтобы научить детей азбуке безопасности и Правилам дорожного движения, в первую очередь педагог должен сам быть хорошо осведомлен в этом вопросе и заинтересован в решении такой проблемы, как детский дорожно-транспортный травматизм. Именно поэтому работа в данном направлении ведется не только с детьми, но и с педагогами.
Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге? На первый взгляд легко. Казалось надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем.
Но на самом деле очень трудно. Ведь мы, взрослые, каждый день на глазах детей нарушаем эти Правила, и не задумываемся, что ставим перед ребёнком неразрешимую задачу - как правильно: как говорят, или как делают?
Упражнение «Тонкая бумага»
(Ведущий раздает каждому участнику по листу бумаги. Педагоги внимательно слушают инструктаж и выполняют указания.)
Ведущий: Сложите листок пополам, оторвите верхний правый угол, снова сложите пополам, оторвите верхний правый угол и т. д. (пять раз). Упражнение выполняйте так, как вы его поняли.
Ведущий задает вопросы:
У всех ли одинаковые листы?
Чем они отличаются?
В чем они похожи?
Как вы думаете, каков смысл задания?
Вывод:
Каждый понимает инструкцию по-своему. Был бы пример – у всех было бы одинаково.
Вот так и с детьми: знакомя их с правилами ДД, нельзя быть уверенными в том, что они нас правильно поняли и все уяснили. Можно сколько угодно говорить, как правильно переходить дорогу, но, если перед глазами детей не будет примера, быть уверенными, что дети будут соблюдать правила, мы не сможем.
Образовательно – воспитательный процесс по ПДД рекомендуется осуществлять:
- в процессе образовательной деятельности по дорожной тематике,
- через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых прогулок, (где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы, а т. ж. сами являются участниками ДД и т. д.)
Какие формы работы можно использовать при обучении детей ПДД?
Формы работы с детьми делятся на 3 группы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Индивидуальная форма организации обучения позволяет индивидуализировать обучение, однако требует от ребенка больших нервных затрат; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми; может создать эмоциональный дискомфорт.
Групповая форма организации обучения
Группа делится на подгруппы. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.
Фронтальная форма организации обучения. Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; а недостатком – трудности в индивидуализации обучения.
На одном занятии педагог может использовать несколько форм организации обучения. Это зависит от целей занятия и его структуры.
Какие методы и приемы можно использовать в работе по формированию основ ПДД?
Это словесные, наглядные и практические.
Словесные: беседа, вопросы, пояснения, объяснения, составление рассказов, объяснения, указания, разговор, ситуативный разговор, напоминание, проблемные ситуации и вопросы, художественное слово, загадки, рассказы детей и воспитателя, чтение художественной литературы.
Наглядные: показ, рассматривание, просмотр мультфильмов и учебных видео фильмов, наблюдение, демонстрация, прослушивание аудиозаписи, презентация.
Практические: рисование, физкультминутка, импровизация, имитация, игровая беседа с элементами движений, экспериментирование, проектная деятельность, решение проблемной ситуации, игровые задания, моделирование, творческие задания, игровые упражнения, аппликация, рассматривание, игры-драматизации.
Воспитывая дошкольников, педагог должен также применять такие методы, как: внушение, убеждение, пример, упражнение, поощрение. В этом возрасте дети особенно хорошо поддаются внушению. Им необходимо внушить, что выходить самостоятельно за пределы детского сада нельзя, на улице можно находиться только со взрослым и обязательно держать его за руку.
Работа с детьми по ПДД будет эффективна лишь в том случае, если теория тесно связана с практикой.
Самым действенным методом доведения до детей элементарных правил поведения на дороге является игра, в которой они сами участвуют.
Увлекаясь игрой, дети усваивают основные требования правил, осознают, кто такие пешеходы, водители, регулировщики, знакомятся с дорожными знаками.
У детей очень хорошо развито воображение, и только яркие моменты оставляют в их памяти нужные знания.
Любой ребёнок быстрее поймёт и усвоит ПДД, преподнесённые не только в обыкновенной беседе, но и в сказке, викторине, игре.
При обучении ПДД в разных возрастных группах используются самые разнообразные формы, методы и приемы.
Так, в дошкольных группах и в группах младшего школьного возраста обучение ПДД проводится не только на специально организованных занятиях, но и на занятиях по разным видам деятельности:
• изодеятельность и конструирование (Примерные темы: «Наш город. Наше село.», «Транспорт на улицах города», «Пассажирский транспорт», и т. д., сюжетное рисование по впечатлениям проведенных занятий, моделирования дорожных ситуаций и т. д.)
Широко используются книжки-раскраски: «Азбука маленького пешехода», «Здравствуй, светофор» и др. Работа с книжками-раскрасками, позволит ребенку познакомиться и закрепить знания ПДД, дает возможность ребенку анализировать изображенные ситуации, правильно делать выводы.
Необходимо предлагать детям и строительный материал, при помощи которого можно построить дороги, переезд, перекрёсток, различные здания и т. д., из крупных модулей построить различный транспорт (автобус, теплоход и т. д.). Это позволит им создавать разные постройки и обыгрывать их, используя знания о правилах дорожного движения.
• художественная литература - использование на занятиях стихов, рассказов, сказок, загадок; рассматривание картин и иллюстраций, составление описательных рассказов по картине, составление рассказов из личного опыта, разучивание стихотворений, чтение художественной литературы, разучивание рифмованных правил, разыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения на улице, в общественном транспорте и т. д.
• физическое воспитание - использование подвижных игр, физкультминуток, эстафет.
• прогулки и экскурсии необходимо проводить с детьми за пределы территории центра. Целью экскурсии может быть, как ознакомление детей с улицей, перекрестком, дорожными знаками, парком, водоемом и т. д., так и наблюдение за пешеходами, за движением разных видов транспорта и т. д. Во время проведения экскурсии рассказать детям (на наглядном примере, как следует переходить дорогу, закрепить представления детей о предназначении светофора и его сигналах, объяснить, что означает тот или иной дорожный знак, проанализировать и обсудить поведение людей на улице. Экскурсия должна проводиться с соблюдением всех требований и инструкций по охране жизни и здоровья детей.
• ролевые игры - любимая игровая деятельность детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Тематику ролевых игр следует подбирать учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.
Атрибуты для игр должны удовлетворять интересам мальчиков и девочек. Для закрепления правил дорожного движения у детей дошкольного возраста ролевая игра вызовет большой интерес, если мальчики смогут использовать атрибуты регулировщика, соответствующую для роли экипировку, макет светофора, дорожные знаки и т. д. Для девочек - коляски, куклы, сумочки и т. д.
• настольные печатные и дидактические игры широко используются в работе педагога с детьми. Это игры – «ходилки», игры – викторины, лото, домино, пазлы и др.
• аудио- и видеоматериалы Для большей эффективности работы с детьми по данной теме, следует использовать разнообразный аудио- и видеоматериалы (обучающие фильмы, мультфильмы, аудиозаписи — сказки, стихи, рассказы, песенки).
• утренники и праздники могут стать итогом работы по изучению и закреплению ПДД. Тематика их может быть различна: «Это должен каждый знать обязательно на «5»!», «В гостях у Светофора», «Посвящение в пешеходы» и др.
В группах среднего и старшего школьного возраста применяются другие формы работы с детьми. Дети этого возраста уже имеют определенное количество знаний и представлений об окружающем. Поэтому основным направлением работы является интеллектуально-игровая деятельность (в виде занимательных игр: КВН, «Звездный час», «Поле чудес», «Своя игра», «Велопробег», «Велокросс», «Велодорожка» и др., логических задач, головоломок, кроссвордов, создание отряда юных инспекторов движения (ЮИД, выступления агитбригад и др.
При работе можно широко использовать информационно – коммуникативные и компьютерные технологии - оформление информационных листовок, тематических буклетов, фотовыставок, выпуск газет, участие в социальных акциях, компьютерные игры, тесты, презентации, материалы сети Интернет.
Выводы:
Таким образом, многообразие форм, методов и средств воспитания, которые могут использовать педагоги, позволят сформировать у ребенка «багаж» необходимых знаний и опыт безопасного поведения на улицах и дорогах.