Анастасия Сергиенко
Семинар для педагогов ДОУ «Уголок уединения и релаксации как условие для благоприятного развития детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проблемы сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольников очевидна. Мы живём в эпоху кризисов и социальных перемен. Экономическая и ценностная нестабильность общества оказывают негативное влияние на наших дошкольников. Подтверждением тому являются дети с нарушениями психоэмоционального развития, выражающие эмоции гнева агрессией, не умеющие договариваться, с трудом приспосабливающиеся к жизни в детском коллективе, не уважающие своего товарища, его чувств, настроения и эмоций.
Публикация «Семинар для педагогов ДОУ „Уголок уединения и релаксации как условие для благоприятного развития детей“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Психогимнастика, релаксация. Снятие эмоционального напряжения
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Сенсорная комната. Уголки и центры сенсорного развития
- Уголки и центры в группах
- Уголки настроения, эмоций, уединения
- Темочки
Поэтому особое значение приобретает проблема сохранения не только физического, но и психологического здоровья детей дошкольного возраста, формирования их эмоционального благополучия. Очень важно научить дошкольников принимать себя такими, какими они являются в действительности. Ведь самопринятие во многом определяет характер взаимодействия с другими людьми. Поэтому развитию этого чувства у детей необходимо уделять серьёзное внимание с самого младшего возраста.
Для решения данной проблемы мы посчитали необходимым создать соответствующие условия, организовать предметную среду. С этой целью нами была разработан проект модернизации предметно – развивающей среды в группе детского сада уголок психологической разгрузки «Островок уединения».
Цель: создание соответствующих условий для сохранения и укрепления психического здоровья детей и обеспечение специально организованных воздействий на дошкольников в условиях дошкольного учреждения.
Мы обозначили следующие задачи:
• создать атмосферу психологического комфорта и эмоционального благополучия, свободной творческой и активной личности;
• создать условия способствующие развитию произвольной саморегуляции психофизического состояния и двигательной активности детей;
• создать условия способствующие развитию произвольной саморегуляции эмоционального состояния детей;
• способствовать развитию коммуникативной компетентности детей.
Ожидаемый результат:
• умение детей с повышенной активностью владеть приёмами саморегуляции;
• снижение проявления у агрессивных детей ссор и драк;
• благодаря материалам психологического уголка раскроются тревожные и застенчивые дети;
• умение дошкольников сотрудничать друг с другом, согласованно действовать в командных играх.
Основу разработки составили следующие принципы:
• гибкость и управляемость среды. Беря во внимание ограниченность пространства групповой комнаты, все материалы распределены в зависимости от удобства использования в групповой комнате.
• активность, самостоятельность. Предоставлена возможность свободного доступа к материалам, инициирование и поощрение потребности дошкольников самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций;
• индивидуальный подход к каждому ребёнку. Учёт особенностей личности (темперамента, настроения, интеллектуальных возможностей) в формировании положительных представлений о себе.
Уголок психологической разгрузки «Островок уединения» применяется для достижения релаксации и отдыха. Он способствует умственному развитию детей, гармонизирует эмоциональный фон, возбуждает интерес к исследованию.
На первом этапе проектирования нашего уголка проводилась подготовительная работа, включающая в себя консультацию для родителей по организации психологических уголков в группах, оформлению и грамотному использованию игровых материалов. В результате повысилась психолого-педагогическая культура педагогов, детей и родителей; использовались такие формы работы, как: лекции, тематические выставки, семинары, тренинги, беседы.
На втором этапе мы совместно с родителями подбирали место расположения уголка, атрибуты. Обязательным условием создания уголка явилось наличие в нем шатра, который позволяет детям "спрятаться" от внешнего мира, посекретничать, посмотреть альбом с семейными или групповыми фотографиями. Умение полноценно и правильно расслабиться – важная составляющая в формировании психологического здоровья. Поэтому материал для уголка подбирался с учётом его основного назначения, а именно:
• для психологической разгрузки воспитанников;
• обучение способам выражения гнева в приемлемой форме;
• обучение дошкольников умению владеть собой в различных ситуациях, приёмам саморегуляции;
• обучение детей бесконфликтному общению;
• повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей;
• обучение дошкольников навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.
На третьем этапе мы познакомили ребят с созданными уголками, возможностями игр в нем. Так, например, справиться с отрицательными эмоциями, снять напряжение, выплеснуть накопившуюся энергию дошкольникам помогают подушки для битья, коврик «Злости», кружки «Кричалки», «живые куклы», созданные родителями.
На «веселом коврике» воспитанники развивают ловкость, эмоциональную отзывчивость, умения действовать в команде.
Разнообразные волшебные предметы: шляпа, палочка, плащ, башмачки и т. д. помогают нам вместе с детьми совершать чудесные путешествия и превращения, сделать общение с дошкольниками сказочным, насыщенным приятными сюрпризами, причем не только во время занятий, но и в свободной игровой деятельности.
«Зеркало эмоций» привлекает детей и помогает им понимать собственные эмоции, эмоциональные состояния других, способствует овладению средствами эмоциональной выразительности. Эту же задачу выполняет и зеркало эмоций. Ребёнок видит себя и рассказывает о себе всё хорошее, с помощью мимики учится понимать состояние товарищей. Остальные дети подсказывают, учатся говорить друг другу комплименты, создают свой положительный образ.
В уголке размещена корзинка с клубочками разноцветных ниток. Их цель: успокоить расшалившихся детей, научить их одному из приёмов саморегуляции. Сматывая яркую пряжу в клубки, ребёнок успокаивается. Ещё один вариант использования клубков – воспитание чувства принадлежности к группе, безопасности в коллективе. В этом случае в игре участвует и педагог. Наматывая нитку на большой палец правой руки, педагог начинает петь песенку (например, “Колобок”, “Теремок”). Затем передаёт клубок ребёнку, назвав его по имени, и тот продолжает песенку. К концу песенки все соединены одной ниточкой. Все снимают нитку с пальца и кладут на стол. Внимание детей обращается на то, что ниточка не порвалась, и ребята в группе будут также дружить и помогать друг другу.
Немаловажный атрибут психологического уголка, целью которого является научить детей разнообразным способам примирения после ссоры – “Коробочка Мирилка”. Поссорившиеся дети засовывают с разных сторон руки в чудо-коробочку, находят друг друга и произносят разные стихи – мирилки. Картотека «Мирилок» прикреплена сбоку коробочки.
Для снятия стресса, мышечного зажима применяется мышечная релаксация. Умение расслабиться даёт возможность снизить уровень переживаний путём воздействия на состояние тела. Это помогает ребёнку снять напряжение, успокоиться, ведь полное расслабление мышц несовместимо с негативными эмоциями и как следствие приводит к спокойному и позитивному эмоциональному состоянию. Используется музыкальный центр с аудиотекой релаксационной направленности и большим набором текстов для релаксаций и визуализаций.
На четвертом этапе мы проводили психологические игры и упражнения, направленные на развитие познавательной, эмоционально-личностной сферы детей.
Систематические игры детей с использованием мягких игрушек различных размеров после занятий или в период проявления негативных эмоций (после конфликтов, ухода родителей и т. п.) служат средством релаксации. "Сонные игрушки" активно применяются в период адаптации воспитанников к дошкольному учреждению, его режиму и требованиям, когда эмоциональные дети испытывают чувства тревоги, беспокойства иногда и раздражения, проявляют агрессию.
Дети, играя в уголке психологической разгрузки, чувствуют себя намного лучше, и, кроме того, это весело, забавно и полезно. Это не только помогает снимать напряжение и усталость, но для детей еще полезно тем, что благотворно влияет на развитие вестибулярного аппарата ребенка.
Для воспитания эстетических чувств и возможности показать свои чувства на бумаге организован уголок для рисования. Все работы детей вывешиваются на стенде творчества для родителей.
Таким образом, созданная нами предметно-развивающая среда позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для развития познавательных процессов, речи и эмоционально-волевой сферы. Мы рекомендуем в каждой группе ДОУ создать условия для психологического здоровья дошкольников как важной составляющей в формировании открытой творческой личности.
Оснащение уголка психологической разгрузки:
Уголки для уединения (шатер, палатка, ширма, домик-трансформер, зонтик и т. д., подушки-«плакушки»,подушки-«думки», светильники-ночники, место релаксации, мягкая мебель, фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями, телефон, любимая вещь мамы, островок радости, мягкие и пищащие игрушки, сухой бассейн, сухой душ, дидактические игры «Собери бусы», «Собери букет»
Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме: боксерская груша и перчатки, кукла «Бо-бо», штанга, хоп-мяч, панно для метания мяча, сухой бассейн, поролоновые подушки для битья, стаканчики, кружки для крика,, «Волшебные бутылочки», мишени, «Коврик злости», коробочка гнева «Спрячь все плохое», коробочка «Попробуй порви»
Обучение детей умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции
Аудио-, видеозаписи: (шум моря, звуки леса, музыка для отдыха, релаксации, цветные клубочки, волшебные предметы (шляпа, плащ, палочка, дудочки, веера, маска, цветик-семицветик, шкатулки и волшебные коробочки, свечи, фонтаны, игры с песком, водой, крупами, пуговицами, элементы арт-терапии (лепка из глины, рисование пальчиками, ладошками, тычками) «Тактильные мешочки»,массажеры, «Мешочки настроений», «Коробочки добрых дел»
Обучение детей бесконфликтному общению с помощью эмоционально развивающих игр : «Азбука настроений», «Коврик дружбы», настольные, дидактические игры: «Что такое хорошо? Что такое плохо?», «Мои чувства», «Чувства и эмоции», «Угадай эмоцию», «Эмоции в сказках», «Найди друзей», «Как поступают друзья», шкатулка с маленькими человечками, «Подушка примирения», «Коробочка примирения», «Доска, календарь, дерево настроений», «Зеркало эмоций», «Театр эмоций», оборудование для совместных игр и игр-драматизаций
Повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей : подиум, медали, «сонные игрушки»
Обучение детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде: «Твистер», «Гусеница», «Веселый коврик».