Ольга Полохало
Методы выявления интеллектуально одаренных детей, имеющих математические способности, и формы работы с ними в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Современное общество диктует педагогам новые требования к воспитанию детей. В связи с этим, вызывает большой интерес проблема детской одаренности. Существует много видов одаренности, которые могут проявиться уже в дошкольном возрасте. К их числу можно отнести и интеллектуальную одаренность, которая во многом определяет математические способности ребенка.
Детям с ярко выраженной интеллектуальной одаренностью характерны следующие черты:
Публикация «Методы выявления интеллектуально одаренных детей, имеющих математические способности, и формы работы с ними в ДОО» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Темочки
- всесторонняя любознательность, пытливость ума;
- способность самостоятельно находить проблему и пути ее решения;
- высокая концентрация внимания при занятиях познавательной деятельностью;
- умение классифицировать предметы и явления, обнаруживать причинно-следственные связи;
- развитая речь, хорошая память;
- способность к творческому мышлению, неординарному решению поставленных задач, креативность;
- раннее развитие сенсорных способностей;
- умение высказывать свои суждения;
- стремление к самостоятельности.
Для разработки наиболее эффективных методов и приемов по работе с интеллектуально одаренными детьми были определены следующие направления.
1. Проведение психолого-педагогической диагностики ребенка.
2. Выбор оптимального образовательного маршрута ребенка.
- организованно образовательная деятельность;
- образовательная деятельность при проведении режимных моментов;
- индивидуальная работа;
- самостоятельная деятельность детей;
- дополнительное образование;
- сотрудничество с семьей.
На первом этапе работы с одаренными детьми была проведена психолого-педагогическая диагностика. Наблюдение проводилось в различных видах деятельности: в игре, в трудовой деятельности, в продуктивной деятельности, на прогулке и в организованной образовательной деятельности. Это позволило определить направленность интересов ребенка, определить особенности характера ребенка. Одновременно с наблюдением проводилось анкетирование родителей, чтобы не упустить из виду срытые, нереализованные задатки и способности ребенка. При проведении диагностики использовалась стандартизированная методика А. И. Савенкова «Детская одаренность – развитие средствами искусства». Совокупность всех методов диагностики позволила определить уровень развития интеллектуальных способностей и разработать схему предстоящей работы.
Зачастую, для детей, обладающих интеллектуальными способностями, программа их возрастной группы оказывается достаточно легкой. Такие дети без труда усваивают полученные знания и умеют применять их в жизненных ситуациях. Поэтому в ходе образовательной деятельности мы применяем индивидуально-дифференцированный подход. Для интеллектуально одаренных детей мы предлагаем усложненные варианты заданий, моделируем ситуации, побуждающие ребенка оказывать помощь своим товарищам.
Очень важно при работе с детьми, обладающими математическими способностями, является развитие у них логического мышления. Обязательным условием развития логического мышления у интеллектуально одаренных детей является формирование приемов умственных действий: сравнения, обобщения, анализа, синтеза, классификации, аналогии, систематизации, абстрагирования.
В своей работе мы используем занимательный материал и развлечения на математическом материале : головоломки, ребусы, игры-лабиринты. Они интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата. Также в работе мы используем палочки Кюизенера, они позволяют детям оперировать различными математическими понятиями : величина, цвет, умение ориентироваться в пространстве.
Дети очень активны в восприятии задач-шуток, занимательных вопросов. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. Ребенку интересна конечная цель, которая увлекает его.
Для формирования полноценных математических представлений и для развития познавательного интереса у дошкольников очень важно наряду с другими методами использовать ТРИЗ. Это позволяет придавать занятиям комплексный характер (у детей не только формируются математические представления, но и развивается речь, развиваются способности к изобретательской деятельности); дает возможность детям стать более инициативными, раскованными, проявлять свою индивидуальность, нестандартно мыслить, быть более уверенными в своих силах и возможностях.
Используемые игры содействуют развитию познавательной активности детей, аналитического восприятия, устойчивого внимания, памяти, речи, воображения, формированию нравственно-волевой и мотивационной сферы личности дошкольника.
Помимо непосредственно-образовательной деятельности, перечисленные выше дидактические и развивающие игры, применяются и в свободной игровой деятельности детей. Дети имеют возможность самостоятельно выбирать интересующий их материал, создавать, придумывать интересные задачи и переносить полученный опыт из совместной деятельности в самостоятельную. Поэтому очень важным является создание в группе развивающей среды, в виде математического уголка.
При организации математического центра, мы уделяли особое внимание его содержанию, так как он должно удовлетворять потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития ребенка, становлению его способностей.
В математическом центре содержится большое и разнообразное количество игр и пособий: игры-головоломки: «Танграм», «Пифагор», «Сфинкс», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Листик», «Вьетнамская игра», «Пентамино», «Логическая мозаика»; развивающие кубики: «Сложи узор», «Уникуб», «Кростики», «Логический экран», «Хамелеон», «Кубики Никитина», игры на изучение чисел, состава числа, на решение арифметических задач; игры на ориентировку в пространстве, лабиринты; игры на классификацию, обобщение, сравнение, анализ; игры на развитие логического мышления - палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, развивающие игры В. В. Воскобовича; книги познавательного характера; математические сказки; дидактические игры. Перечисленные игры содействуют развитию математических способностей детей, развитию аналитического восприятия, познавательной активности детей, устойчивого внимания, памяти, воображения, речи.
Особое значение в работе с одаренными детьми имеет организация работы с их родителями. Взаимодействие с семьями воспитанников, мы выстраиваем по следующим направлениям: информационно-аналитическое, наглядно-информационное и познавательное направления.
Первое реализуется через анкетирование, беседы, опросы родителей, качественный и количественный анализ полученных данных. Предполагает решение педагогических задач: выявить интересы и предпочтения родителей; выявить уровень их осведомленности в вопросах образования и воспитания детей; узнать семейный опыт, традиции воспитания детей.
Познавательное направление реализуется через консультации, беседы, тематические собрания. Основной задачей этого направления работы с семьей является : повышение компетентности родителей в вопросах по развитию интеллектуальных возможностей ребенка.
Наглядно-информационное направление. Реализуется в подборе информации и оформления папок передвижек. Родители имеют возможность ознакомиться с содержанием работы, которая ведется в группе, а также узнать о формах и методах математического развития в условиях семьи.
Таким образом, предложенная система работы с интеллектуально одаренными детьми, имеющими склонность к математике, может заметить их проявление, обеспечить своевременное выявление и успешное сопровождение этих детей.
Список литературы:
1. Савенков, А. И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - /А. И. Савенков. – М. : Изд-во «Академия», 2000
2. Богоявленская, Д. Б. Рабочая концепция одаренности /Д. Б. Богоявленская, В. Д. Шадриков. – М., 2002.
3. Матюшкин, А. М. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей / А. М. Матюшкин. – Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004.