Любовь Щербакова
Доклад для педагогов и родителей «Подготовка детей к обучению в школе в условиях ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Наверное, нет родителей, которые не хотели бы к моменту поступления в школу их ребенок обладал хорошими знаниями и умениями. От того, на сколько качественно подготовить детей к школе во многом зависит успешность их дальнейшего обучения. Мы ставим перед собой две основные задачи: всестороннее воспитание (личностное, физическое, умственное, нравственное, эстетическое) и специальная подготовка к условию школьных предметов. Наша работа по формированию готовности к школе включает в себя :
Публикация «Доклад для педагогов и родителей „Подготовка детей к обучению в школе в условиях ДОУ“» размещена в разделах
1. Вырабатывание у детей представления о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний. На основе этого представления у детей вырабатывается активное поведение на занятиях (тщательное выполнение заданий, внимание к словам воспитателя);
2. Развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности; Воспитание у дошкольников опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам;
3. Усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки).
На занятиях мы учитываем как дети усваивают программный материал, выполняют задание; проверяем быстроту и рациональность их действий, наличие различных умений, определяем у них способность соблюдать правила поведения.
Очень важно вызвать у детей интерес к занятию, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, направить усилие на осознанное освоение знаний. Для этого мы применяем разнообразные методы и приемы в проведении занятия.
В подготовительной к школе группе проходят занятия по ФЭМП.
• Где мы изучаем порядковый и обратный счет в пределах 20.
• Дети знают цифры и арифметические знаки.
• Умеют делить круг на 2, 4, 8 равных части.
• Называют плоские и объемные геометрические фигуры.
• Ориентируются на листе бумаги, определяют стороны и углы листа.
• Умеют сравнивать предметы по ширине, высоте, длине. Измеряют с помощью условной меры.
• Умеют двигаться в заданном направлении.
• Дети знакомы с монетами достоинством 1, 2, 5, 10 рублей.
• Развиваем умение называть предыдущее, последующее и пропущенное число к названному.
• Дети имеют представление о частях суток, их последовательности.
• Учим детей называть дни недели, месяцы и времена года.
• С помощью счетных палочек решаем несложные примеры.
• Также дети составляют и решают задачи на сложение и вычитание. Дети знают структуру задачи, то есть из каких частей она состоит.
Знания, полученные в ходе занятий по ФЭМП можно закреплять в повседневной жизни. Даже обычная прогулка может стать увлекательным приключением. Считайте вместе лужи, дома, птичек, пусть ребенок называет номера домов, на какую геометрическую фигуру похож тот или иной объект и мн. др.
Также мы проводим занятия по обучению грамоте. Мы пользуемся методическим пособием М. Д. Маханевой «Обучение грамоте детей 5-7 лет» и рабочей тетрадью «Я учу звуки и буквы».
Система работы по подготовке детей к обучению грамоте включает два основных направления.
1. Освоение фонетической стороны речи с целью развития у детей способности ориентироваться в звуковой действительности языка.
2. Подготовка руки ребенка к письму.
На наших занятиях мы учим различать гласные и согласные звуки, находить слова с этим звуком в тексте. Находим место звуков в слове. Определяем качественные особенности звука (твердый, мягкий). Затем идет знакомство с буквой, которая обозначает этот звук. Важно научить различать понятия «звук» и «буква» (звук – то, что мы слышим и произносим, а буква – то, что мы видим и пишем). Знакомство с буквой лучше сопровождать чтением веселых стихов о ней, так она лучше запоминается.
Учим детей писать печатную букву в рамках клетки одинаковой высоты и ширины. Эта работа способствует развитию графических навыков, готовит руку ребенка к письму. Вырабатываем навыки правильного положения корпуса, рук, умение держать ручку, карандаш.
Подготовка к письму предполагает развитие у детей мелкой моторики пальцев рук (с этой целью необходимо учить детей выполнять разнообразные поделки, в процессе чего развиваются такие качества, как точность движений руки, глазомер, аккуратность, внимание, сосредоточенность).
Положительное влияние на подготовку руки к письму оказывает раскрашивание. С этой целью можно использовать готовые альбомы-раскраски. Необходимо обращать внимание на то, чтобы изображение было закрашено достаточно тщательно, ровно, аккуратно.
Помогает развитию графических умений выполнение различных заданий, связанных со штриховкой.
Также на занятиях мы определяем количество слогов в слове, по количеству гласных звуков. Учим читать детей послогова. Побуквенное чтение, нередко встречающееся у дошкольников, затруднит работу учителя, так как ребенка придется переучивать.
У нас проходит ряд других занятий: ознакомление с окружающим миром, с природой, с художественной литературой. Наши дети рисуют, лепят, делают аппликации, конструируют, посещают разнообразные кружки.
Не может быть успешного ученика без физического и психического здоровья. Только здоровый ребенок может стать талантливым. А значит, мы должны сохранить и укрепить здоровье ребенка. Чтобы не переутомить детей мы обязательно чередуем все интеллектуальные занятия с плаванием в бассейне, занятиями по физической культуре, музыкальными занятиями. Очень внимательно отслеживаем время проведения занятий, количество часов, проведенных на воздухе, следим за выполнением режима дня. Также с детьми занимаются психолог и логопед.
Значение сюжетно-ролевых и дидактических игр в подготовке к школе трудно переоценить. Сюжетно-ролевые игры оказывают общее развивающее влияние на личность будущего школьника, а дидактические игры с правилами связаны с предстоящей учебной деятельностью и поведением учащихся. В играх происходит проигрывание дошкольником ситуаций и действий, в значительной степени приближенных к будущей учебной деятельности.
Большое внимание мы уделяем духовно – нравственному воспитанию детей. Мы проводим занятия, на которых беседуем с детьми о доброте, зле, о любви к родине, о дружбе, о народных традициях. В мини музее собраны предметы старины, которые служат основой для подготовки к занятиям, играм, праздникам, которые также прекрасно проходят у нас в ДУ.
В заключении своего доклада мне хотелось бы дать несколько советов родителям :
• Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца
• Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты.
• Пусть ребёнок рассуждает вслух.
• По возможности не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать.
• Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.
• Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет.
• Будьте внимательны к жалобам ребенка.
• Приучайте ребёнка содержать свои вещи в порядке.
• Не пугайте ребёнка трудностями и неудачами в школе.
• Научите ребёнка правильно реагировать на неудачи.
• Помогите ребёнку обрести чувство уверенности в себе.
• Приучайте ребёнка к самостоятельности.
Обеспечить всестороннее развитие ребенка и правильную подготовку его к школе могут только объединенные усилия педагогов и родителей.