Равиля Темирбулатова
Семинар для педагогов «Кнут или пряник, и где золотая середина?»
▼ Скачать + Заказать документы
Как бы мы ни любили детей, все же иногда приходится прибегать к наказанию. Мнения родителей и педагогов на этот счет совершенно разные. Некоторые считают, что наказание – это единственный способ усмирить, а другие «за» воспитание без наказания. Поговорим об этом по подробнее.
I. Наказание – это мера воздействия на ребенка, без которой не возможно нормальное воспитание. Не нужно считать, что наказание детей это нечто ужасное. В педагогике это всего лишь одна из возможных реакций взрослых на поступки детей. Вы ведь хвалите детей за все их хорошие дела, так почему Вы не можете отрицательно реагировать на их плохие поступки. Это вполне нормальное явление, которое учит детей нести ответственность за свои поступки. Но наказание наказанию рознь!
Публикация «Семинар для педагогов „Кнут или пряник, и где золотая середина?“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Пряники. Все о пряниках для детей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Виды наказания:
-ставить в угол -дать ремня -читать нотации -игнорирование -отказ от игрушек, подарков, сладкого -запирание в комнате -унижение при других -наорать -избиение, подзатыльники -постоянное напоминание о проступке - угрозы - наказание трудом - отсутствие общения и прогулок - ставить на колени -закрывать в тёмной комнате.
Наказание имеет тройное значение: Должно исправить вред, причиненный плохим поведением, Способствует тому, чтобы отрицательные поступки не повторялись, Наказание должно снять вину.
Чтобы наказание действительно подействовало, ребенок должен пережить чувство вины. Наказание дает эффект только тогда, когда наказанный ребенок внутри с ним согласен, по крайней мере - его понимает. Нельзя в качестве меры наказания лишать ребенка прогулки, еды, того, что необходимо ему для нормального развития.
II. Поощрения – это признание, одобрение действий, согласие с ними, является позитивной составляющей полноценного воспитания. К сожалению, ему не уделяется должного внимания, о нем мало говорят и мало пишут.
Виды поощрения:
-похвала - ласка с проявлением нежности -дополнительное время игр, развлечений -снятие запретов - потакание запросам -вседозволенность -другие вознаграждения, сладости - доброжелательный тон.
Когда поощрение может нанести вред.
Для того чтобы поощрение выполняло воспитательную функцию, необходимо правильно им пользоваться.
-Любое поощрение должно быть справедливым. Нецелесообразно хвалить, снимать запреты, одаривать подарками за все мелочи.
-Не следует поощрять детей из чувства жалости. Предположим, малыша обидели, толкнули. Не правильно будет успокаивать его шоколадкой, конфеткой. Ему нужна поддержка, помощь.
-Если целью является расположить к себе ребенка, понравиться ему, то подкуп похвалой, лаской и подарками неуместен.
-Надо постепенно отучать ребенка от постоянного материального вознаграждения за конкретные действия. В противном случае он начнет требовать свои законные, как ему будет казаться, подарки. Поступки должны совершаться просто так, бескорыстно.
Таким образом, необдуманное использование поощрения может принести больше вреда, чем пользы.
III. Как и в любом деле, в воспитании детей важно найти золотую середину. Главное, не перегнуть палку в методах воспитания.
1) Хвалить, но не сравнивать. Хваля детей, всегда говорите, какое действие вы поддерживаете, чтобы они знали, что делать можно и нужно, не сравнивая с другими детьми.
• (Какой молодец Петя, как быстро сделал, а не как этот Стас вредничает, ничего не может)
• (Петя сегодня молодец, продежурил чисто, задание по математике сделал правильно, на перемене поведение было правильное, спокойное, вежливое (при этом игнорируем Стаса)
2) Конструктивная критика. Критика должна быть конструктивной! Если малыш провинился, осуждать можно только его поступок, но ни как ни его самого. Но при этом не надо сравнивать с другим или принижать его при чужих.
• (Ты бессовестный, вредный, противный (переход на личность! Коля то вон какой молодец, а на тебя смотреть даже не хочу (сравнение)
• (Ты сегодня сделал плохой поступок – обманул, сломал, ударил, - сделал плохо человеку. Ты это понимаешь? Что ты сделал сегодня? (что бы он проговорил поступок). Это правильно, так можно делать? (он: нет) Мне такое поведение не нравиться. Мне неприятно, больно и стыдно за тебя, что Ты обманываешь, ломаешь чужие вещи, ударил другого! (взывание к чувствам и состраданию, так как у нас другого выхода нет. На унижении, нотациях, критике и крике мы далеко не уйдём, это всё до поры до времени, пока этот ребёнок не окрепнет и не даст такой же вам словесный отпор, а то и более)
3) «Тайм-аут». Когда ребенку предлагают посидеть в углу на стуле, или в отдельной комнате, и подумать над своим поведением. Только ни в коем случае не нужно ставить ребенка на колени, или закрывать в темной комнате (может вызвать стресс и причинить вред психике малыша). Но в то же время, постарайтесь найти такое место, где ребенок не будет иметь возможности отвлекаться на телевизор, компьютер или игрушки. При этом вы сами успокоитесь и сможете вести конструктивную беседу по поступку. Дождитесь, когда он будет готов и сам Вас позовет. Если же малыш слишком гордый, чтобы извиниться, не нужно настаивать, подойдите первыми, и объясните, как больно и обидно Вам было, когда он совершил проступок. Подайте ему пример того, что подойти и поговорить – это совершенно нормальный шаг, и упираться не стоит.
4) Прощение. Если всё таки произошла агрессивная вспышка между вами и ребёнком. В процессе ругани мы не всегда может себя контролировать, может наговорить чепуху. Успокойтесь, обдумайте свои эмоции и обязательно попросите прощение, НО, делать это надо тоже правильно.
• (Прости меня, я была не права) – это формально и не искренне.
• (Давай поговорим. Что между нами произошло? Мы поругались, наговорили друг другу чепуху. Мы с тобой были не правы. Где ты мне сделал обидно и плохо? Ты: Огрызался, топал ногами, играл в телефон когда я с тобой разговаривала, хлопнул дверью, кинул книгу, разбросал вещи, махал руками. Ведь так? (да) Как я тебя обидела? П. : я сказала тебе «вредный, бессовестный», это не правда, я так не думаю, но я знаю, что ты сегодня обманул, украл, поэтому я рассердилась, мне было неприятно. Ведь я знаю, что ты хороший, трудолюбивый, любознательный… Давай мириться! Попросим друг у друга прощение. Прости меня за плохие слова! И ты у меня попроси, ведь ты меня тоже обидел).
5) Игнорирование. Большую часть шалостей малыши совершают лишь для того, чтобы привлечь Ваше внимание. Так не поддавайтесь на провокацию! Скажите ребенку, что если он еще раз повторит определенный плохой поступок, Вы не будете с ним говорить до тех пор, пока он ни извинится. Испробовав Вас на прочность пару раз, и убедившись в том, что Вы действительно начинаете его игнорировать, ребенок перестанет вредничать.
6) Напоминание. Напоминайте о реальных последствиях его плохих поступков. Ведь если ребенок ломает что-то в школе, то за это платят и ремонтируют его родители, либо он сам. Если он ворует, значит, об этом все узнают и будут всё прятать от него и перестанут дружить. Если обманывает, значит, ему перестанут верить, будут знать все, что он говорит чепуху. Малыш должен всегда осознавать последствия своих действий.
7) Чёткость требований. Важно также, чтобы наказания были строго ограничены во времени, иначе они не будут действенны. Ребенок должен знать, за какие проступки он получит наказание и поощрение, и в какой форме. Наказание как и поощрение тоже должно быть справедливым.