Мария Попеску
Семинар-тренинг для педагогов «Эмоциональное выгорание педагогов в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар- тренинг для педагогов детского сада на тему
«Профилактика эмоционального выгорания у педагогов»
Цель: предупреждение профессионального выгорания у педагогов; обогащение опыта педагогов методам и приемами по профилактике и коррекции стрессовых состояний у взрослых и детей.
Публикация «Семинар-тренинг для педагогов „Эмоциональное выгорание педагогов в ДОУ“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» ноябрь 2016
В начале мероприятия педагог- психолог просит всех выбрать любой цвет и запомнить его.
1. Вступительное слово. СЛАЙД № 1
Педагог-психолог : "Профессия педагога требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с детьми, родителями, педагог испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в эмоциональном истощении. Педагог находится в ситуации крайнего эмоционального напряжении.
В последние годы в России, так же как и в развитых странах, все чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме профессионального сгорания, или выгорания, работников социальной сферы. СЛАЙД № 2
Профессиональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека, работающего с людьми.
СЛАЙД № 3
Синдром профессионального выгорания - самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: педагогов, социальных работников, психологов, врачей, менеджеров, журналистов, бизнесменов и политиков, всех, чья деятельность невозможна без общения. СЛАЙД №4
Cиндром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии (Маслач – 1982 г.) - три лестничных пролета в глубины профессионального непригодности.
СЛАЙД № 4
ПЕРВАЯ СТАДИЯ:
- Начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств, свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но …. как-то скучно и пусто на душе;
- Исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;
- Возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; все чаще хочется сказать «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»
СЛАЙД № 5
ВТОРАЯ СТАДИЯ:
- Возникают недоразумения с детьми, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;
- Неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии детей - вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем, вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала – это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающий для организма уровень.
СЛАЙД № 6
ТРЕТЬЯ СТАДИЯ:
- Притупляется представление о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;
- Такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.
СЛАЙД № 7
Список симптомов профессионального выгорания :
- Усталость, утомление, истощение;
- Психосоматические недомогания
- Бессонница
- Негативное отношение к детям, сотрудникам
- Скудность репертуара рабочих действий
- Злоупотребление химическими агентами: табаком, кофе, - алкоголем, наркотиками
- Отсутствие аппетита или, наоборот, переедание;
- Негативная «Я-концепция»
- Агрессивные чувства (раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство, перевозбуждение, гнев и др.)
Педагог- психолог : при диагностировании коллектива я использовала “Диагностику уровня эмоционального сгорания В. В. Бойко”. В исследовании приняли участие 17 педагогов.
из диагностирования можно сделать вывод, что “фаза напряжения” у 12 педагогов не сформирована, у 4 находится в стадии формирования и у 1 эта фаза сформирована.
Следующая “фаза резистенции”- 10 педагогов продолжают быть устойчивыми к эмоциональным стрессам, переживаниям. У 7 фаза резистенции находится в стадии формирования.
У одного педагога “фаза истощения” уже сформирована. Еще у 1 в стадии формирования. И у 15 эта фаза не сформирована.
Педагог- психолог : Поднять настроение, снять напряжение нам помогают различные способы. У всех они разные. Может кто- нибудь желает поделиться с нами как он снимает усталость, напряжение? (ответы педагогов).
Я вам приготовила несколько упражнений, чтобы мы с вами сняли напряжение и подняли себе настроение.
Упражнение «Передай маску» (маска эмоций)
Цель: Разминка для мышц, снятие напряжения
Педагоги сидят в кругу. И каждый должен передать свое настроение рядом сидящему. Задача каждого узнать передаваемую эмоцию.
В начале семинара- тренинга педагог- психолог просит присутствующих выбрать любой цвет. После упр. “передай маску” п- п рассказывает о выбранном цвете, что он обозначает, какое эмоциональное состояние.
Игра «Заряд энергии»
Все участники тренинга берутся за руки и по команде начинают пожимать руку сидящего справа, таким образом энергия от ведущего идет по кругу и возвращается в его левую руку (можно передавать энергию по кругу несколько раз, столько раз, насколько того требует ситуация).
Упражнение «Ладошки»
Все закрывают глаза и кладут руки на колени ладонями кверху, тот, к чьим ладоням прикоснулись, открывает глаза, встает, подходит к любому участнику группы, прикасается к его ладоням, садится на его место и снова закрывает глаза. Тот, кто встал, выбирает другого игрока и т. д. Игра заканчивается по сигналу ведущего. Если ведущий тренинга один, он не закрывает глаза, а следит за ходом игры.
После игры обязательно проводится рефлексия. Вопросы для рефлексии:
Удалось ли в течение игры не открывать глаза, кроме тех случаев, когда это было положено по правилам?
Комфортно ли было длительное время сидеть с закрытыми глазами?
Изменилось ли внутренние ощущения и переживания до и после прикосновения чьих-либо рук?
«Медитация»
Цель – снятие напряжения, сосредоточение, повышение работоспособности.
«В конце нашего тренинга предлагаю Вам выполнить небольшое упражнение, которое поможет нам расслабиться и восстановить свои физические силы для продолжения рабочего дня».
«Сядьте как можно удобнее, закройте глаза, попробуйте расслабиться (пауза).
Постарайтесь ни о чем не думать, отпустите все свои мысли, глубоко вдохните (пауза).
Почувствуйте свое тело, прислушайтесь к нему, ощутите участки, где скопилось напряжение, попробуйте снять его (пауза).
Сделайте глубокий вдох (пауза).
Постарайтесь полностью расслабиться (пауза).
Включается магнитофонная запись.
Прислушайтесь. Совсем близко слышен шум моря (пауза).
Ваше расслабленное тело лежит на теплом песке, ветерок чуть заметно обдувает Вас.
Теплые, золотистые волны бегут по песку, легкий ветерок нежно подгоняет их, заставляя бежать все быстрее (пауза).
Волны нежно касаются кончиков ваших пальцев на ногах, чуть покрывают ступни (пауза).
По всему вашему телу распространяется пробуждающее тепло (пауза).
Вы чувствуете, как каждая новая волна пробуждает вас от сна, дарит новые силы.
Ваше тело наливается новой силой, крепнет, делается сильнее.
Вы чувствуете прилив бодрости, ваши мышцы и ваш разум пробуждается ото сна.
Откройте глаза. Потянитесь как можно сильнее (пауза).
Расправьте руки, встаньте, потянитесь еще раз.
Спасибо всем за плодотворную работу!
Удачного продолжения рабочего дня!