МААМ-картинки

Семинар-практикум для педагогов «Проективные методики»

Анастасия Кармазинова
Семинар-практикум для педагогов «Проективные методики»
▼ Скачать + Заказать документы

Использование проективных рисуночных методик в работе

с дошкольниками»

Цель: познакомить педагогов с проективными рисуночными методиками, способами применения их элементов в работе с дошкольниками.

Задачи:

Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Проективные методики“» размещена в разделах

1) Знакомство с понятием «проекция» в психологии;

2) Пополнить знания педагогов о проективных методиках, их разнообразии и простоте использования, а также о возможности их применения в ежедневном наблюдении за дошкольниками;

3) развитие способности педагогов к саморазвитию и самосовершенствованию

План проведения:

I Информационная часть

1. Проекция в психологии.

2. Виды проективных методик, используемых в работе с дошкольниками.

3. Особенности детских рисунков. Возможные возрастные (интеллектуальные) и психоэмоциональные отклонения требующие внимания педагога.

II Практический инструментарий

1. Проективная рисуночная методика «Кактус».

2. Проективная рисуночная методика «Геометрическая фигура»

III Рефлексия. Обратная связь. Подведение итогов.

Ход проведения семинара-практикума :

I Информационная часть

1. Проекция в психологии.

Что такое проекция? Проекция в психологии является способом перенесения своих собственных чувств и тайных желаний на другой одушевленный или неодушевленный объект. С первым, кажется, все понятно, что же касается неодушевленных объектов, то это происходит в том случае, когда человек наделяет предметы или явления природы, своими ощущениями, например, тревожное море, враждебное небо, плакучая ива и т. д.

В самом простом понимании человек, время от времени испытывающий вспышки жестокости, видит и в других людях жестокость,

лжец думает, что все вокруг его обманывают,

сплетник считает, что все за его спиной сплетничают.

Это происходит оттого, что человек не принимает в себе этих качеств, не может реально оценить себя как бы со стороны, однако этот постоянный конфликт с самим собой приводит к тому, что он бессознательно защищает себя, используя проекцию.

Выглядит это как постоянный поиск «мишени» – кого-то или чего-то, на ком можно выместить свое плохое настроение или накопившуюся агрессию.

Известно, что за осознаваемой частью конфликтной ситуации часто скрывается и бессознательная динамика, которая влияет на развитие конфликта. Часто случается, что когда неосознаваемое содержание осознаётся, вводится в сознание, то конфликт решается сам собою. В этом смысле рисуночные методы могут использоваться не только как средства диагностики, но и как средства коррекции.

Существует большое количество противоречивых взглядов на использование проективных рисуночных тестов. Несмотря на это, практики продолжают использовать рисуночные тесты для оценки личностных проблем. Рисуночные задания дают возможность человеку выразить их в полной мере при минимальном влиянии со стороны экспериментатора. Рисунки просты в исполнении и не заставляют человека чувствовать угрозу при исполнении этого задания. Кроме того, они часто помогают "растопить лёд" во взаимоотношениях и способствуют установлению контакта между испытуемым и экспериментатором. Для испытуемого не всегда вполне понятно, каким образом эти рисунки могут быть использованы и какая информация может быть получена с их помощью. Очень сложно фальсифицировать рисунок и сознательно направить его в какое-то определённое русло, бессознательный материал проявляется в обход защитных механизмов. Для людей, которые испытывают трудности в вербальном выражении своих чувств и мыслей, такого рода экспрессивная техника является чрезвычайно ценной.

Многие практики используют рисуночные тесты в процессе психотерапии как метод, способствующий самовыражению, самопониманию и личностному росту. Для оценки личностных характеристик, рисуночные методы могут прекрасно применяться в сочетании с рядом других стандартизованных тестов.

2. Виды проективных методик, используемых в работе с дошкольниками.

В психологической диагностике взрослых людей используются, как правило, различные анкеты, опросники, тесты и т. д. Подобные методы основаны на рефлексии (самоанализе) испытуемого, и не могут применяться при обследовании детей, еще не способных к анализу собственных переживаний и состояний.

Подобных рефлексивных навыков не требуют проективные методики. Поэтому именно они активно используются в работе с дошкольниками, как в диагностических, так и в психотерапевтических целях.

С помощью данных диагностик определяются следующие особенности эмоционально-личностной сферы дошкольников:

• преобладающее настроение (мрачность, подавленность, злобность, агрессивность, замкнутость, негативизм, эйфорическая жизнерадостьность);

• внушаемость;

• наличие аффективных вспышек, склонность к отказным реакциям;

• наличие фобических реакций (страх темноты, замкнутого пространства, одиночества и др.);

• отношение к самому себе (к собственным недостаткам, возможностям, особенности самооценки;

• отношения с окружающими (положение в коллективе, самостоятельность, взаимоотношения со сверстниками и старшими);

• особенности поведения в школе и дома;

• нарушение поведения, вредные привычки.

Это могут быть проективные рисуночные методики, а также игры со специальными наборами игрушек (куклы, кукольная мебель, посуда и др.).

Детские проективные тесты разработаны на основе «взрослых» аналогов.

Самые известные методики это :

Тест "Нарисуй человека" Эта методика была разработана Ф. Гудинаф в 1926 г. Это первый рисуночный тест для определения уровня интеллектуального развития детей. Основывается он на количественных и качественных характеристиках деталей рисунка основанной на представлениях о возрастной динамике развития изображения, а, следовательно, о некоторой возрастной норме.

Особенности проведения методики

Одной из особенностей этой методики является её простота, доступность и понятность испытуемым любой возрастной категории.

Согласно методике, выделены 73 признака, на основании которых оценивается детский рисунок. Наличие признака дает 1 балл, в итоге подсчитывается общее количество баллов, которое позволяет сделать вывод об уровне интеллекта. Кроме того, помимо количественной оценки, методика дает возможность получить некоторые качественные характеристики (например, соответствие изображения возрасту испытуемых).

Эта методика используется и в современной программе «От рождения до школы» А. Н. Веракса.

Позже рисунок человека стали использовать и для оценки личностных особенностей человека.

В тесте "Рисунок человека" разработанном с целью определения индивидуальных особенностей личности ребенку дают простой карандаш средней мягкости и стандартный лист бумаги формата А4.

Инструкция: "Нарисуй, пожалуйста, человека, какого хочешь".

В процессе рисования фиксируются все вопросы и реплики ребенка, особенности его поведения, стирание элементов рисунка и дополнения, время рисования.

Эти наблюдения дадут немаловажную информацию о его особенностях. Как он отнесся к заданию? Выражал ли он сопротивление или резкий отказ? Задавал ли дополнительные вопросы и как много? Выражал ли острую потребность в дальнейших указаниях? Подобные наблюдения дают немало пищи для размышлений: может быть, ребенок чувствует себя незащищенным, он тревожен, беспокоен, не уверен в себе, сомнителен, подозрителен, высокомерен, проявляет негативизм, чрезвычайно критичен, враждебно настроен, напряжен, спокоен, доверчив, любопытен, смущен, насторожен, импульсивен и т. д.

После того как рисунок завершен проводится беседа которая строится по рисунку и его особенностям. В процессе беседы можно прояснить все неясные моменты рисунка, а через отношения, чувства и переживания, которые ребенок выражает во время беседы, мы можем получить уникальную информацию относительно его эмоционального, психологического состояния. Примерные вопросы: Кто этот человек? Где он живет? Есть ли у него друзья? Чем он занимается? Добрый он или злой? На кого он смотрит? Кто смотрит на него? Ответы на представленные вопросы дадут понять, не проявляет ли ребенок каких-то явных отклонений, не наблюдаются ли признаки психопатологии.

Для этой же цели используется методика «Дом. Дерево. Человек».

Это одна из самых известных проективных методик для исследования эмоционально-личностного развития, предназначена для детей и взрослых, может применятся для группового обследования.

Методика состоит из двух этапов: на первом – ребенок создает рисунки, на втором – проводится беседа, когда ребенок описывает и объясняет нарисованное им.

Инструкция: «Нарисуй дом как можно лучше». Засекается время, потраченное на рисование. После того как оно закончено, просим нарисовать дерево, а затем человека. Пока ребенок работает над рисунком, ведется наблюдение отмечается время, паузы в рисовании (во время рисования какой детали она возникла, как долго продолжалась, последовательность изображения элементов дома, дерева и человека, комментариев и эмоций.

«Несуществующее животное».

Цель: когда ребенок рисует, он переносит, проецирует на бумагу свой внутренний мир, я-образ. Психолог может многое сказать о настроении, склонностях маленького художника, глядя на его произведение. Конечно, один тест не поможет воссоздать точный психологический портрет, но поможет понять, есть ли у ребенка проблемы во взаимоотношениях с окружающим миром.

Для исследования необходимо: стандартный лист белой бумаги и простой карандаш средней твердости. Фломастеры и ручки использовать нельзя, мягкие карандаши тоже нежелательны. Тестируемый неосознанно идентифицирует себя с рисунком, переносит на изображенное существо свои качества и свою роль в обществе. Иногда дети рассказывают от лица животного о своих проблемах. Но это не всегда несет в себе достаточно информации и зависит от способности ребенка анализировать свой внутренний мир. Для нас же важно понять, насколько он адаптирован в коллективе.

Человек под дождём

Малораспространенной, но интересной и информативной является методика "Человек под дождем". Она ориентирована на диагностику силы Эго человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Она позволяет также осуществить диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов.

Сопоставление двух рисунков позволяет определить, как человек реагирует на стрессовые, неблагоприятные ситуации, что он чувствует при затруднениях.

Рисунок дерева

Ребенку предлагается нарисовать лиственное дерево. Использование цвета не предусмотрено. Полноценное изображение дерева подразумевает наличие трех элементов: корней, ствола, кроны. На стволе должны располагаться ветви, на кроне – цветы и плоды.

Ребенок не ограничивается изображением дерева, и может создать вокруг целый мир, нарисовать дополнительные элементы (птицы, гнезда, скворечники, цветы, плоды на дереве).

Рисуночный тест "Слон"

Существуют различные методы диагностики, позволяющие оценить физическое, моральное, эмоциональное состояние человека. Один из таких методов — исследование человека при помощи теста "Слон"

Дайте человеку лист бумаги и попросите тестируемого нарисовать слона. Как, рисуя дерево, человек прикладывает его к своей жизни, так и рисуя слона, он рисует себя, свои проблемы и свое видение жизни.

Особенности семейных отношений можно исследовать, используя методику «Рисунок семьи», и её варианты, например, "Кинетический рисунок семьи", где все члены семьи что-то делают, или «Семья животных»

Методика «Цветовой тест отношений»

Цель: Методика предназначена для изучения эмоционального отношения ребенка к нравственным нормам.

Описание теста: Для проведения ЦТО нужен лист белой бумаги (А4, 210 х 297 мм) и 8 карточек разного цвета (синяя, зеленая, красная, желтая, фиолетовая, коричневая, черная, серая). Исследование проводится индивидуально. Перед ребенком раскладывают на белой бумаге восемь цветных карточек в произвольном порядке.

Инструкция к тесту: "Представь себе, что это волшебный дом с волшебными окошками. В нем живут разные люди. Я буду называть тебе людей, а ты сам выберешь, кто где будет жить. Договорились? Хорошо! В каком окошке живут добрые люди? А ленивые? "

Далее называется весь список понятий. Желательно чередовать положительные и отрицательные (но не парные) нравственные качества. Например: добрый, ленивый, щедрый, лживый (обманщик, трудолюбивый… и т. д. При этом цвета могут повторяться, т. е. ребенок может выбрать один и тот же цвет на разные понятия.

Примечание: В протоколе фиксируется цвет, который был выбран для каждого понятия, и комментарии ребенка.

3. Особенности детских рисунков. Возможные возрастные (интеллектуальные) и психоэмоциональные отклонения требующие внимания педагога.

Существуют определенные возрастные нормы, на которые можно обратить внимание. Отставание от них часто свидетельствует о том, что имеются нарушения в общем умственном развитии. Для оценки степени отставания в развитии можно опираться на следующие приблизительные ориентиры.

Рисование человека в виде Головонога это показатель нарушений в развитии изобразительной функции начиная с четырех лет.

С шестилетнего возраста должны насторожить схематические рисунки, на которых отсутствует передача толщины конечностей.

Конечно возможны значительные индивидуальные отклонения, которые можно объяснить индивидуальным опытом ребенка, уровнем его художественных способностей и многими другими причинами.

Случаи опережающего развития изобразительной деятельности могут быть связаны как с ускорением общего умственного развития, так и со специальным обучением или специальными художественными способностями.

Кроме особенностей интеллектуального развития рисунки могут рассказать и о серьезных эмоциональных проблемах на которые обязательно нужно обратить внимание вам, как людям больше всего времени проводящих с детьми.

Например

• Заштриховывание всего рисунка говорит о высокой степени

тревожности,

• Сверхсильный нажим на карандаш (так что рвется бумага) о чрезмерном

нервном перевозбуждении,

• Зачеркивание говорит о серьезных эмоциональных проблемах ребенок

как бы убирает себя из реальности.

• Уродства на рисунках могут быть признаком нарушений в психике.

• Запретные темы (половые органы, процесс мочеиспускания или

дефекации) свидетельствуют об асоциальности и антисоциальности:

негативизма, неприятия или вызова обществу.

• Расположение и размер рисунка – говорит о самооценке и

значительности.

• Цветовая палитра. Здесь несколько слов о Черном цвете. Дети

действительно его не любят и используют для отрицательных

персонажей. Но иногда карандаши других цветов плохо видны на

бумаге, и силы руки нехватает, чтобы рисовать ими ярче. На помощь

приходит …. черный цвет.

• Наличие зубов, оружия должно также насторожить они говорит об

агрессивности, озлобленности, желании причинять вред.

II Практический инструментарий

1. Проективная рисуночная методика «Кактус».

Перейдем к практике. Возьмите бумагу и карандаш.

Нарисуйте кактус, так, как вы его себе представляете.

Теперь ответьте на вопросы как можно более подробно:

1. Кактус дикий или домашний?

2. Этот кактус колется?

3. Его можно потрогать?

4. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают, поливают?

5. Растет ли еще что-то по соседству с кактусом? Если растет, то какое это растение?

6. Когда кактус вырастет, как он изменится (иголки, объем, отростки?

В процессе интерпретации мы обращаем внимание на:

1. Размер рисунка говорит о самооценке, эгоизме человека о его амбициях. Так крупный рисунок, расположенный в центре листа может говорить об эгоцентризме человека и его стремлении к лидерству. А маленький, расположенный внизу листа – о зависимости, неуверенности в себе.

2. Сильный нажим и отрывистость линий говорят об импульсивности.

3. Наличие отростков у кактуса и необычность его форм может говорить о вычурности, демонстративности автора.

4. Наличие иголок, их количество и длина говорят об агрессивности человека. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности. Чем длиннее и гуще иголки, тем более агрессивен человек.

5. Расположение внутри кактуса или по контуру зигзагов – осторожность и скрытность.

6. При изображении улыбки у кактуса можно говорить об оптимизме человека, жизнерадостности.

7. Если контур кактуса изображен штриховкой или линии прерывистые – можно говорить о тревожности. Об этом же говорит использование темных цветов и преобладание внутренней штриховки.

8. О женственности говорит наличие украшения, цветов, мягких линий, форм.

9. Об общительности или стремлении к уединению говорит отсутствие или наличие других кактусов, цветов, в том числе и при опросе.

10. Изображение кактуса в горшке говорит о стремлении к домашней защите, чувстве семейной общности

2. Проективная рисуночная методика «Геометрическая фигура»

Данная методика используется как правило для взрослых. Итак, : Посмотрите на 5 фигур. В отношении какой из них вы можете сказать:

«Это я!» поставьте цифру 1 в этой фигуре. Теперь так же выберите из четырех оставшихся фигур. Теперь из трех, двух.

Значение:

Квадрат

Люди - «Квадраты» - неутомимые труженики. Обычно они терпеливы, упорны и невероятно усидчивы. Махнуть рукой на начатое дело и сказать «Все равно ничего не получилось» - не в их стиле. «Квадраты» будут методично двигаться к намеченной цели шаг за шагом, чем-то неуловимо напоминая асфальтоукладчик, и не остановятся, пока ее не достигнут.

Благодаря этим качествам из них получаются отличные профессионалы.

Поговорку о том, что война-войной, а обед по распорядку, наверняка придумал кто-то из «Квадратов» : при слове «импровизация» или «экспромт» они морщат нос и недовольно хмурятся. С их точки зрения, жизнь удалась, если только она идет по плану. Эти любители стабильности стараются придерживаться однажды и навеки заведенного порядка вещей. Они обожают выстраивать логические построения и схемы и ненавидят сюрпризы, нововведения и любые перемены вообще, и те, что вносят коррективы в их логические построения, в частности.

Треугольник

Эта форма символизирует лидерство. Главная способность – концентрироваться на намеченной цели, глубоко и быстро анализировать ситуацию. Это настоящие «Энерджайзеры», только в отличие от батареек, обладают честолюбием и прагматизмом.

Треугольник – очень уверенный в себе человек, который хочет быть правым во всем. С большим трудом признает свои ошибки, уверен в существовании двух точек зрения — неправильной и их собственной. Он легко обучаем, информацию впитывает как губка. Смысл жизни – сделать карьеру.

Отрицательное качество – чрезмерный эгоцентризм. На работе умеют весьма доходчиво убеждать руководство в собственной незаменимости. За версту чувствует выгодное дело и в борьбе за него может "столкнуть лбами" своих противников.

Круг

Это символ гармонии. Человек - «Круг» как никто другой умеет сопереживать и сочувствовать, он легко может представить себя на месте другого человека, «вжиться» в чужие эмоции и разделить их. Добрые и отзывчивые «Круги» могут ощущать себя счастливыми только в том случае, если все в порядке не только у них самих, но у их родных и друзей. «Круги» предпочитают не конфликтовать с окружающими, а «сглаживать» недоразумения. Они служат своего рода клеем, который скрепляет коллектив, семью, стабилизирует группу. Порой для них спокойствие дороже истины, в 99% случаев из 100 они пойдут на уступки первыми.

Это правополушарный тип мышления, не логический, а образный, более эмоционально окрашенный. Переработка информации у таких людей не последовательна, а мозаична. Главная черта стиля их мышления – ориентация на субъективные факторы проблемы.

Прямоугольник считается временной, переходной формой. Обычно его выбирают люди, которые в данный момент крайне недовольны собой и своей жизнью и желают изменить эту ситуацию к лучшему.

«Там все есть для счастья, меня там только нет, но это значит, что я там буду» - вот девиз, под которым они действуют.

Основные качества «Прямоугольников» - это любопытство, смелость и интерес ко всему новому. Наиболее значимые черты – непоследовательность, непредсказуемость поступков, низкая самооценка. Положительные качества – любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему, смелость. Пытается делать то, что никогда раньше не делал, задает вопросы, на которые прежде у него не хватало духа.

Они жаждут перемен всем сердцем и впитывают новые знания, как губка. Люди крайне редко пребывают в «фазе Прямоугольника» длительное время — как правило, после того, как решение о том, что нужно сделать, принято, они «мутируют» в любую другую фигуру из оставшихся четырех.

Зигзаг

«Зигзаги» - личности творческие, креативные, оригинальные. Они отвергают проторенные тропинки, штампы и стереотипы, предпочитая делать все по-своему, изобретая нестандартные ходы и решения.

Среди этих оригиналов часто попадаются харизматичные, обаятельные люди. «Зигзаги» достаточно легко выходят из себя, а их настроение порой меняется быстрее, чем курс валют во время торгов на бирже.

«Зигзаги» - прекрасные ораторы, которые готовы поделится идеями, пришедшими им в голову, со всеми желающими (впрочем, и нежелающими тоже).

«Зигзаг» не может длительно работать на одном месте – это же очень скучно, а ведь вокруг так много интересного! Основное назначение зигзага – генерация новых идей и методов, а не их реальное воплощение. Он устремлен в будущее и больше интересуется возможностью, чем действительностью.

III Рефлексия. Обратная связь. Подведение итогов.

Обмен мнениями по обсуждаемой теме.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Проективные методики в работе педагога-психолога. Рисуночные техники «Я Клумба», «Я Кресло» Актуальность: Проективные (рисуночные) тесты – один из самых распространенных методов в клинической психологии, также широко применяются.

Семинар-практикум для педагогов «Детский темперамент» Цели: 1. Углубить знания педагогов об особенностях типов темперамента. 2. Развивать умение анализировать и систематизировать педагогические.

Семинар-практикум для педагогов детского сада Стретчинг – не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном.

Семинар-практикум для педагогов «Общаться позитивно» Конспект семинара-практикума «Общаться позитивно – что это значит» Подготовила: старший воспитатель Крицкая Вера Сергеевна.

Семинар-практикум для педагогов по гендерному воспитанию «Всевышний сотворил человека Единым, но, разгневавшись на него, разрубил на две половинки (мужчина и женщина) С тех пор, они, такие разные,.

Семинар-практикум для педагогов «Преданье старины глубокой»Семинар-практикум для педагогов «Преданье старины глубокой» Цели семинара-практикума: * ознакомить его участников со сказко-терапевтическими методами работы с детьми; * способствовать повышению творческой.

Семинар-практикум для педагогов «Профессиональное выгорание» Семинар – практикум для педагогов «Профессиональное выгорание» Цель. Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов» Задачи: •.

Семинар-практикум для педагогов «Развитие мелкой моторики» Цель семинара: повышение уровня компетентности педагогов в вопросах развития речи детей через развитие мелкой моторики рук; знакомство с.

Семинар-практикум для педагогов «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников» 1. Знакомство участников друг с другом, создание в группе позитивной атмосферы. Педагог-психолог: Я очень рада всех вас приветствовать и.

Семинар-практикум по здоровьесбережению для педагогов ДОУ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 20» Г. РОСТОВА Семинар-практикум для педагогов Тема: «Виды здоровьесберегающих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов «Проективные методики»
Опубликовано: 25 октября 2016 в 08:43
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для педагогов «Проективные методики»» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Кармазинова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД