МААМ-картинки

Семинар для педагогов ДОУ «Конфликт «воспитатель-родитель». Причины возникновения и пути решения»

Ольга Сафина
Семинар для педагогов ДОУ «Конфликт «воспитатель-родитель». Причины возникновения и пути решения»
▼ Скачать + Заказать документы

I. Вступление.

Воспитание родителей – это международный термин, под которым понимается помощь родителям в выполнении ими функций воспитателя собственных детей, родительских функций. В настоящее время все яснее становится необходимость воспитания родителей и участия в этом профессионально подготовленных специалистов. При этом зачастую родители не готовы принимать соответствующую помощь в силу разных субъективных причин. Все это провоцирует сложные отношения. Конфликты между родителями и педагогами – серьезная проблема для системы образования и общества в целом.

Публикация «Семинар для педагогов ДОУ „Конфликт „воспитатель-родитель“, Причины возникновения и пути решения“» размещена в разделах

Если говорить о конфликтах между педагогами и родителями, то они возникают по поводу разногласия психологических особенностей ребенка, неадекватного поведения ребенка в группе, завышенного требования к ребенку, со стороны педагога. И самое главное недовольство родителей заключается в том, что большинство педагогов неадекватно оценивают способности ребенка, недостаточно оказывают внимания, не применяют индивидуального подхода к ребенку. Завышенные требования родителей связаны с тем, что ребенок воспринимается ими как сверхценность, смысл жизни, кумир, которому подчинен уклад жизни семьи. И каждый родитель желает, чтобы педагог сделал все возможное для воспитания и развития ребенка. Любой конфликт может оказать положительное влияние на самоорганизацию, достижению цели, развитие педагогического коллектива или, напротив, спровоцировать нестабильность, дезорганизацию, разрушить устоявшиеся взаимоотношения и традиции.

Попробуем сегодня с вами разобраться, как разрешать конфликты с родителями.

Квик-настройка (педагоги повторяют фразы) :

1. Если вы хотите нравиться людям - улыбайтесь! Улыбка это солнечный лучик, противоядие созданное природой от неприятностей. 2. Вы самая лучшая, красивая, пусть все звезды мира вам завидуют. 3. Есть люди подобно золотой монете, чем дольше работают, тем дороже ценятся. 4. Нет лучше любимой подружки, чем любимая работа; не стареет и стареть не дает.

II. Упражнение «Яблоко и червячок»

Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «сейчас я тебя буду есть! Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.

Сегодня будем говорить с вами о конфликтах в системе «воспитатель - родитель».

Поскольку профессиональное общение в системе «педагог - родитель» таит в себе целый ряд таких ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для воспитателя крайне важно.

III. Причины конфликтов между педагогом и родителями различны:

Что чаще всего может стать поводом для непонимания и недовольства?

Давайте с вами распишем, чем может быть недоволен родитель?

На мольберте две колонки (причины недовольства родителей, причины недовольства педагогов, педагоги перечисляют чем обычно недовольные родители…

Со стороны родителей это:

• с ребенком мало занимаются в саду;

• не создают должных условий для укрепления его здоровья;

• не могут найти подход к ребенку;

• используют непедагогические методы в отношении ребенка (моральные и физические наказания);

• плохо следят за ребенком (не вытерли сопельки, не сменили трусики, не переодели грязную футболку);

• ребенка заставляют есть или, наоборот, не следят, чтобы он все съедал;

• ограничивают свободу ребенка;

• часто наказывают и жалуются на ребенка, если его поведение не устраивает воспитателей;

• не принимают меры в отношении гиперактивных и агрессивных детей, особенно если их ребенка укусили (что нередко случается в яслях, ударили, поцарапали).

! У воспитателей тоже есть «свой список» претензий к родителям. Давайте перечислим. Педагоги перечисляют свои причины недовольства.

• неуважительно относятся к персоналу детского сада, могут отчитать на повышенных тонах при ребенке;

• забывают оплатить квитанции, вовремя внести плату за дополнительные занятия;

• забывают положить детям в шкафчик сменную одежду;

• приводят детей в садик совершенно неподготовленными (без элементарных навыков самообслуживания, не привыкших к режиму дня садика);

• поздно забирают детей;

• плохо воспитывают детей (чрезмерно балуют или, наоборот, не уделяют должного внимания ребенку; обычно к таким детям очень сложно найти подход);

• предъявляют необоснованные претензии к персоналу, придираются к мелочам.

IV. Стадии конфликта!

Специалисты, как правило, выделяют четыре стадии прохождения конфликта :

Возникновение конфликта (появление противоречий)

• Осознание данной ситуации как конфликтной хотя бы одной стороной

Конфликтное поведение

• Исход конфликта

V. Упражнение «Нужны ли конфликты с родителями

Группа делится на две команды.

Первая команда подбирает аргументы в пользу того, что конфликты с родителями недопустимы.

Вторая команда отстаивает позицию, что конфликты в общении с родителями необходимы.

В течение 5 минут каждая подгруппа записывает свои аргументы, затем зачитывает их вслух. (Записываю на листе А1)

Положительные стороны конфликтов :

• Получение социального опыта

• Нормализация морального состояния

• Получение новой информации

• Разрядка напряжённости

• Помогает прояснить отношения

• Стимулирует позитивные изменения

Отрицательные стороны конфликта :

• Настроение враждебности

• Ухудшение социального самочувствия

• Формализация общения

• Умышленное и целенаправленное деструктивное поведение

• Эмоциональные затраты

• Ухудшение здоровья

• Снижение работоспособности

Вывод: Таким образом, мы выяснили, что конфликты могут носить не только отрицательные черты, но и быть полезными. Самое главное, уметь правильно разрешать их.

VI. Стратегии выхода из конфликтных ситуаций.

Поскольку профессиональное общение в системе «педагог – родитель» таит в себе целый ряд таких ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для воспитателя крайне важно.

По классификации Томаса существует 5 способов выхода из конфликтных ситуаций. Это наиболее простая и доступная для понимания классификация.

Психологи предлагают 5 способов выхода из конфликтных ситуаций

(раздаю таблицы по 5 способам, их сущность, достоинства и недостатки).

Конкуренция (соревнование) предлагает сосредоточение внимания только на своих интересах. Полное игнорирование интересов партнера

Избегание (уклонение) характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера

Компромисс – достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны.

Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным.

Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.

В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективным способом выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако любая из стратегий может оказаться эффективной. Поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.

А теперь вспомним ваши ответы из упражнения «Яблоко и червячок». Педагоги перечисляют свои написанные фразы, мы вместе соотносим это с одним из пяти вариантов выхода из конфликтной ситуации.

( Н-р: «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю» - соревнование, «Вон посмотри, какая там красивая груша» - избегание, «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам» - компромисс, «Такая, видно, у меня доля тяжкая» - приспособление, «Посмотри, на земле уже есть упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные» - сотрудничество).

Конфликтные ситуации в процессе взаимодействия воспитателя с родителями воспитанника могут возникнуть по разным причинам. Перед воспитателем ДОУ стоит задача найти правильный выход из сложившейся ситуации.

VII. Правила построения эффективного общения

Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.) Универсальные три правила – это:

1. Улыбка 2. Имя собеседника

3. Комплимент.

- Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

- Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!». Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу. - В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка. Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка. Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником (демонстрация приемов общения совместно с ассистентом) : - Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом. - Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника! - Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках). - Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги. *Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе). - Использовать прием присоединения, т. е. найти общее «Я» : «Я сам такой же, у меня то - же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это!») Чаще говорить; «Мы» : «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели, знали!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей

VIII. Советы для воспитателей

«Чаще хвалите ребенка перед родителями».

• Необходимо находить мелочи, за которые можно похвалить ребенка тех родителей, с которыми чаще всего возникают конфликты. Поверьте, это растопит лед между вами.

Чаще задавайте родителям вопрос: " Правильно ли я Вас поняла?, это поможет избежать умственных барьеров.

• Быть открытым в общении, доброжелательным и стремиться к созданию климата взаимного доверия.

• Попробовать понять позицию оппонента "изнутри", поставив себя на его место.

• Не говорить обидных, унижающих достоинство личности слов, не употреблять неутешительных эпитетов. Резкость вызывает резкость.

• Уметь аргументированно высказать свои намерения в случае неудовлетворения требований.

Конфликтных родителей чаще привлекайте с совместным мероприятиям, конкурсам. (ой, Наталья Иванна, кроме вас никому доверить нельзя, организуйте, пожалуйста).

• Выучите наизусть как зовут родителей по имени отчеству. И всегда, когда родитель вам высказывает претензию, смотрите в глаза и говорите: «Да вы что, Иван Петрович?», Конечно, Иван Петрович», «Вы правы Иван Петрович», «Несомненно, Иван Петрович», «Спасибо вам большое, Иван Петрович».

IX. Краткий курс доброжелательных отношений

Шесть важных слов: «Я признаю, что допустил эту ошибку».

Пять важных слов: «Ты сделал это просто чудесно».

Четыре важных слова: «А как ты считаешь?»

Три важных слова: «Вы посоветуйте, пожалуйста».

Два важных слова: «Искренне благодарю».

Важнейшее слово: «Мы».

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Капризы и упрямство дошкольников, их причины, проявление и пути преодоления» Капризы детские - особенность поведения ребенка, выражающаяся в нецелесообразных и неразумных действиях и поступках, в необоснованном противодействии.

Консультация для педагогов «Понятие адаптации ребенка к ДОУ и причины неготовности ребенка к ДОУ» Воспитатель: Горина М. В. Прежде чем обозначить причины неготовности ребенка к условиям детского сада, рассмотрим понятие адаптации ребенка.

Причины возникновения конфликтов в педагогических коллективах Возникновение конфликтов в педагогических коллективах детерминированы многообразием причин объективного и субъективного плана. К числу объективных.

Консультация «Проблемы «особенных» детей и пути их решения» Проблемы "особенных" детей и пути их решения. Окружающий мир наполнен звуками разных голосов: человеческими возгласами, птичьим чириканьем,.

Пути формированности профессиональной компетентности педагогов ДОУ в сфере общения с родителями воспитанников Понятие «профессиональной компетентности педагога ДОУ в сфере общения с родителями воспитанников» определяется как комплексная характеристика,.

Речевое развитие дошкольников: проблемы и пути решения Развитие речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе, поэтому чем раньше будет начато обучение грамотной речи,.

Семинар для педагогов по правовому воспитанию в ДОУ Цель: способствовать изменению фокуса точки зрения участников на проблему нарушения прав ребенка, наглядно продемонстрировать социальные.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Театральная деятельность в детском саду — вопросы, проблемы и пути их разрешения» Цель: обратить внимание административного состава дошкольного образовательного учреждения на проблемы организации работы по театральной.

Семинар-практикум для педагогов «Пути повышения подготовки детей к школьному обучению. Методы и приемы» Старый, как мир, вопрос: нужно ли учить ребенка до школы? – давно потерял свою актуальность. Стремительность XXI века внесла коррективы.

Семинар-практикум для педагогов «Театрализованная деятельность в ДОУ»Семинар-практикум для педагогов «Театрализованная деятельность в ДОУ» Цель: Расширение знаний педагогов о театрализованной деятельности дошкольников и совершенствование практических навыков, необходимых в работе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар для педагогов ДОУ «Конфликт «воспитатель-родитель». Причины возникновения и пути решения»
Опубликовано: 29 ноября 2018 в 10:01
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар для педагогов ДОУ «Конфликт «воспитатель-родитель». Причины возникновения и пути решения»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Сафина (УИ 1426396) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД