МААМ-картинки

Семинар для педагогов по правовому воспитанию в ДОУ

Светлана Рябишева
Семинар для педагогов по правовому воспитанию в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: способствовать изменению фокуса точки зрения участников на проблему нарушения прав ребенка, наглядно продемонстрировать социальные и эмоциональные связи, обеспечивающие необходимые условия для выживания и развития ребенка.

Задачи:

- ознакомление педагогов с правами ребенка;

- предупреждение насилия над детьми;

- обучение педагогов положительным стратегиям воспитания детей дошкольного возраста.

Публикация «Семинар для педагогов по правовому воспитанию в ДОУ» размещена в разделах

Ход семинара-практикума :

Жизнь начинается с детства. Ребенок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь полностью зависит от взрослых. Сегодня мы говорим о защите прав и достоинства ребенка.

Право – это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. Права относятся ко всем сферам деятельности, в том числе и к образовательной, и распространяются на всех участников образовательного процесса: детей, родителей, педагогов.

Благодаря праву человек получил возможность не только что-либо делать, действовать, поступать каким-либо образом, но и требовать соблюдения своих прав.

Основные международные документы, касающиеся прав детей :

- Декларация прав ребенка (1958 г. ,

- на основе которой разработана Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.);

- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.).

Согласно требованиям Конвенции образование должно быть направлено :

- на развитие личности, умственных, физических способностей, таланта;

- воспитание уважения к правам человека и основным свободам;

- воспитание уважения к родителям, самобытному языку, национальным традициям;

- подготовку ребенка к сознательной жизни в духе понимания, мира, терпения, равноправия, дружбы;

- воспитание уважения к окружающей природе.

На основе Конвенции были разработаны нормативно-правовые документы федерального и регионального значения:

- Семейный кодекс.

- Закон «Об образовании».

- Закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ.

- Указы Президента РФ.

Президентская программа «Дети России».

Национальный план действия в интересах детей.

Развитие образования в России.

Соблюдение прав ребенка в ДОУ.

В соответствии с законом «Об образовании» основным нормативным документом в ДОУ является УСТАВ ДОУ, где представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей.

Важным дополнением к Уставу является ДОГОВОР между ДОУ и родителями, где оговорены условия, при которых педагоги сохраняют за собой право защиты ребенка от всех форм физического и психического насилия. Это должно помочь родителям понять, что ребёнок находится под защитой образовательного учреждения, т. е. ГОСУДАРСТВА.

В дошкольном возрасте закладываются основы отношения ребенка к другим людям, культуре, природе и религии своего и других народов. И здесь проводниками для него выступают взрослые. В дошкольном учреждении – это воспитатели, весь педагогический коллектив - основные участники правового воспитания детей.

Говоря о соблюдении прав ребенка в ДОУ важно иметь в виду следующее: у ребенка-дошкольника есть 3 основные потребности:

- в движении;

- в общении;

-в познании.

Основные принципы построения развивающей среды:

- принцип уважения к потребностям и нуждам каждого ребенка (движение, познание, общение);

- уважение к мнению ребёнка;

- принцип функциональности;

- принцип опережающего характера содержания образования;

- принцип динамичности и статичности.

Как видим, первые два принципа напрямую отражают права детей, зафиксированные в Конвенции.

Этапы правового воспитания детей :

I этап (младший дошкольный возраст) – обучение детей нормам поведения в коллективе, умению устанавливать доброжелательные отношения со сверстниками и взрослыми людьми.

II этап (средний дошкольный возраст) – продолжение работы по развитию коммуникативных способностей детей; формирование нравственных норм поведения, умения оценивать не только чужие, но и свои поступки, как положительные, так и отрицательные.

III этап (старший дошкольный возраст) – формирование нравственно-правовой культуры на основе знаний основных прав, ознакомление с понятием «право».

Деловая игра с педагогами :

Уважаемые коллеги!

Обучая других, учись и сам. Каждый человек в современном мире, а тем более педагог должен знать свои права, соблюдать и защищать их. В противном случае, чему мы научим других, не обладая знаниями сами.

Вы знакомы с Конвенцией о правах ребенка и Декларацией прав человека.

Предлагаю небольшую разминку, в ходе которой необходимо ответить на вопросы, к каждому из них предложено четыре варианта ответа. Вы должны выбрать правильный ответ и поднять карточку с выбранной буквой (а,б,в,г).

1. РАЗМИНКА.

1. Сколько статей в Конвенции о правах ребенка?

а/ 45;

б/ 37;

в/ 54;

г/ 53.

2. Какие права ребенка обязуются уважать и обеспечивать государства – участники Конвенции ООН о правах ребенка?

а/ право на жизнь, гражданство, образование;

б/ право на жизнь, семейные связи, образование;

в/ право на жизнь, свободно выражать свои мысли, отдых, досуг;

г/ весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав.

3. Кто несет ответственность за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребенка?

а/ органы управления РФ;

б/ органы местного самоуправления;

в/ образовательное учреждение;

г/ родители и другие лица, воспитывающие ребенка.

4. Кто должен участвовать в принятии решений, затрагивающих настоящее и будущее ребенка?

а/ родители или другие лица, несущие ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту;

б/ ребенок и родители или другие лица, замещающих родителей;

в/ родители или другие лица, замещающих родителей и образовательное учреждение;

г/ родители и органы местного самоуправления.

5. Имеет ли ребенок право на полученные им доходы?

а/ да, если они получены с согласия родителей;

б/ да, если они получены не в результате правонарушения;

в/ нет, имуществом ребенка должны распоряжаться родители;

г/ нет, ребенок не должен работать.

6. Кто несет ответственность за создание необходимых условий ля обучения детей в образовательном учреждении?

а/ учредитель;

б/ органы управления образовательным учреждением;

в/ должностные лица образовательного учреждения;

г/ органы управления образовательным учреждением и все органы управления образованием в пределах своей компетенции.

7. Кто будет вызван в суд в качестве ответчика, если в образовательном учреждении нарушены права и свободы детей и дело дойдет до судебного разбирательства?

а/ заведующий как представитель образовательного учреждения;

б/ заведующий как должностное лицо этого учреждения;

в/ работник образовательного учреждения, допустивший нарушение;

г/ учредитель образовательного учреждения.

8. Каким образом должна соблюдаться в образовательном учреждении охрана здоровья воспитанников?

а/ педагогические работники образовательного учреждения обязаны регулярно проходить бесплатное медицинское обследование;

б/ правильно организованный режим питания, занятий воспитанников;

в/ направление ослабленных детей в специальные оздоровительные учреждения;

г/ создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья воспитанников.

2. Игра- тренинг «Знаем ли мы права детей

1. Назовите дату принятия Конвенции о правах ребенка. (20 ноября 1989г).

2. В каком году Россия ратифицировала Конвенцию о правах ребенка?

(В 1990г).

3. В каком возрасте человек считается ребенком, по мнению ООН?

(0 – 18 лет).

4. На кого Конвенция возлагает основную ответственность за воспитание ребенка? (На родителей).

5. Какие права были нарушены в ситуации, когда в больнице ребенку перелили зараженную кровь? (Право на жизнь).

6. Какие права были нарушены в ситуации, когда 15 летнему подростку запретили посещать церковь? (Уважение свободы совести).

7. Какие права были нарушены в ситуации, когда 17-летнею девушку не допустили к экзаменам в военное училище? (Равные права всех детей независимо от пола).

8. Какие права были нарушены в ситуации, когда 14 –летнему подростку разрешили участвовать в боях? (До 15 лет не принимать участие в военных действиях).

9. Воспитание ребенка является правом или обязанностью родителей?

правом, и обязанностью).

10. С какого возраста ребенок способен принимать самостоятельные решения. (С 3 лет).

11. Какой стиль воспитания несовместим с правами ребенка? (Авторитарный).

12. Кто несет ответственность за воспитание ребенка в случае развода родителей (Оба родителя).

13. Какое право было нарушено в сказке «Заюшкина избушка»?

(Право на неприкосновенность жилища).

14. Кто нарушил право и кто помог восстановить его в этой сказке?

(Лиса, петух).

15. Каким правом пользовалась лягушка в сказке В. Гаршина «Лягушка- путешественница»? (Правом на свободное передвижение).

16. Какое преступление совершили гуси-лебеди в одноименной сказке (Похищение детей).

17. В какой сказке нарушено право ребенка на отдых и развлечения? («Золушка»).

18. Назовите пять прав ребенка, которые возможно и необходимо соблюдать в ДОУ? (Право на охрану здоровья, право на образование, право на сохранение индивидуальности, право на защиту от всех форм психического и физического насилия, право на развлечения, игры).

А сейчас уважаемые педагоги, я хотела бы вам предложить тест, по результатам которого вы узнаете «Какой я воспитатель

ТЕСТ «КАКОЙ Я ВОСПИТАТЕЛЬ

На вопросы отвечают так: да, скорее да, скорее нет, нет.

1. Довольна ли я собой?

2. Способна ли я выслушать другую точку зрения, проявить гибкость, принимая позицию другого?

3. Я спокойно переношу критику, необходимую для моего профессионального роста.

4. Какой мои воспитанники видят меня? Могу ли я взглянуть на себя их глазами?

5. Интересуют ли меня люди, их проблемы, профессиональные дела и обязанности?

6. Ищу ли я причины затруднений детей при обучении, стараюсь ли менять характер занятий и заданий, если не вижу у детей ожидаемых результатов и реакций?

7. Пробуждает ли мой стиль воспитания интерес к обучению у дошкольников?

8. Знаю ли я, как мои воспитанники видят мир, что любят, во что верят, чем интересуются?

9. Считаю ли я, что причины невысоких успехов детей состоят в их неспособности?

Поставьте в 9-м вопросе за ответы: да — 0, скорее да — 3, скорее нет — 7, нет — 10 очков. В остальных случаях наоборот: да — 10, скорее да — 7, скорее нет — 3, нет — 0. Подсчитайте сумму.

90—68 очков. Вы правильно понимаете требования к воспитателю и работаете согласно этим требованиям: уверены в себе, считаете себя способной изменяться, работать над собой, видите причины затруднений детей, интересуетесь личностью ребенка, а не прохождением программы, стремитесь сделать процесс воспитания и обучения интересным.

68—48 очков. Такие профессиональные качества, как терпимость, интерес к внутреннему миру ребенка, стремление изменяться, развиты у вас чуть ниже желаемого уровня. Вам, вероятно, следует чаще задавать себе подобные вопросы, выявлять проблемы профессионального роста и решать их.

Ниже 48 очков. Вы многое не совсем верно понимаете в профессиональном труде воспитателя. Следует задуматься, проанализировать работу, ее результаты, вашу удовлетворенность ею.

Сейчас я раздам вам анкеты для родителей, в результате этого опроса мы узнаем уровень представления о правах детей у наших родителей.

Анкета «Права ребенка»

Уважаемый родитель!

Мы проводим опрос родителей с целью выявления уровня представлений о правах

ребенка. Просим Вас принять участие в данном опросе. Анкета анонимна.

1. Знакомы ли Вы с документами, в которых прописаны права ребенка? Если да,

приведите, пожалуйста, примеры.

2. Согласны ли Вы с тем, что у ребенка до 18 лет имеются права?

3. Согласны ли Вы с определенными в нормативных документах правами ребенка : на

жизнь, жить и воспитываться в семейном окружении, жилье, на свое мнение, на сохранение

индивидуальности, защиту от жестокого и небрежного отношения, личные вещи, выбор

любимого занятия и др.

4. Считаете ли Вы, что детей дошкольного возраста нужно знакомить со своими правами?

5. Согласны ли Вы оказывать помощь педагогам детского сада в формировании

правовой культуры у детей?

А в конце нашего семинара хотелось бы сказать : Мы педагоги стараемся выстраивать цели и процесс воспитания так : научить, приобщить, помочь адаптироваться. Чтобы в результате наших усилий человек стал счастливым. А может, следует начинать жить с ощущением счастья? Учить детей радоваться жизни каждую минуту, ценить жизнь и поэтому беречь ее, воспитывать оптимизм, уверенность, любовь и уважение к самому себе. Речь не идет о воспитании эгоиста. Человек, не уважающий себя, вряд ли сможет уважать других. Принятая Конвенция о правах ребенка пока еще мало знакома не только родителям. Но и педагогам. Необходимо раскрыть взрослым важные документы, и, что значительно сложнее, перестроить исходный взгляд на ребенка. Оказалось многим взрослым трудно принять и понять. Что ребенок – равноправный с ними человек, имеющий право на собственные поступки и мнение. Его права, как и права человека, нужно уважать и не нарушать.

Публикации по теме:

Районный семинар для педагогов ДОУРайонный семинар для педагогов ДОУ Безопасность в детском саду На проблему безопасности детей не может быть иного взгляда, как на проблему острую, важную, требующую чётких,.

Семинар для педагогов ДОУ Пояснительная записка Возникают новые методики, технологии, разрабатываются новые программы, но на первом месте всегда остаётся здоровье.

Семинар для педагогов ДОУ «Уголок уединения и релаксации как условие для благоприятного развития детей» Актуальность проблемы сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольников очевидна. Мы живём в эпоху кризисов и социальных перемен.

Презентация «Семинар для педагогов ДОУ «Приемы релаксации, снятия напряжения в течение дня» Медитация под шум прибоя Закройте глаза. И все свое внимание направьте на дыхание. Дышите животом, ощущайте как он поднимается на вдохе.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Игры Воскобовича» Семинар – практикум для педагогов ДОУ «Игры Воскобовича» Цель: повышать педагогическую компетентность педагогов через знакомство с развивающими.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Счастье — это когда тебя понимают» Цель: развитие коммуникативной компетентности педагогов. Задачи: 1. повышение уровня психологической культуры; 2. развитие умений проявлять.

Семинар-практикум для педагогов на тему «Психологическая комфортность ребёнка во время пребывания в ДОУ» Цель семинара: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в области эмоциональной сферы детей. Задачи: 1. Формировать у.

Семинар-практикум для педагогов «Театрально-игровая деятельность в ДОУ» Цель: систематизация знаний педагогов по организации театральной деятельности детей дошкольного возраста. Оборудование и материалы: бросовый.

Семинар-практикум для педагогов «Театрализованная деятельность в ДОУ»Семинар-практикум для педагогов «Театрализованная деятельность в ДОУ» Цель: Расширение знаний педагогов о театрализованной деятельности дошкольников и совершенствование практических навыков, необходимых в работе.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Духовно-нравственное воспитание детей посредствам сказки» Семинара-практикума для педагогов ДОУ на тему: «Духовно-нравственное воспитание детей посредствам сказки» Цель: Повышение педагогической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар для педагогов по правовому воспитанию в ДОУ
Опубликовано: 22 октября 2018 в 13:03
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар для педагогов по правовому воспитанию в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Рябишева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД