Светлана Рябишева
Семинар для педагогов по правовому воспитанию в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: способствовать изменению фокуса точки зрения участников на проблему нарушения прав ребенка, наглядно продемонстрировать социальные и эмоциональные связи, обеспечивающие необходимые условия для выживания и развития ребенка.
Задачи:
- ознакомление педагогов с правами ребенка;
- предупреждение насилия над детьми;
- обучение педагогов положительным стратегиям воспитания детей дошкольного возраста.
Публикация «Семинар для педагогов по правовому воспитанию в ДОУ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Ход семинара-практикума :
Жизнь начинается с детства. Ребенок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь полностью зависит от взрослых. Сегодня мы говорим о защите прав и достоинства ребенка.
Право – это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. Права относятся ко всем сферам деятельности, в том числе и к образовательной, и распространяются на всех участников образовательного процесса: детей, родителей, педагогов.
Благодаря праву человек получил возможность не только что-либо делать, действовать, поступать каким-либо образом, но и требовать соблюдения своих прав.
Основные международные документы, касающиеся прав детей :
- Декларация прав ребенка (1958 г. ,
- на основе которой разработана Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.);
- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.).
Согласно требованиям Конвенции образование должно быть направлено :
- на развитие личности, умственных, физических способностей, таланта;
- воспитание уважения к правам человека и основным свободам;
- воспитание уважения к родителям, самобытному языку, национальным традициям;
- подготовку ребенка к сознательной жизни в духе понимания, мира, терпения, равноправия, дружбы;
- воспитание уважения к окружающей природе.
На основе Конвенции были разработаны нормативно-правовые документы федерального и регионального значения:
- Семейный кодекс.
- Закон «Об образовании».
- Закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ.
- Указы Президента РФ.
Президентская программа «Дети России».
Национальный план действия в интересах детей.
Развитие образования в России.
Соблюдение прав ребенка в ДОУ.
В соответствии с законом «Об образовании» основным нормативным документом в ДОУ является УСТАВ ДОУ, где представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей.
Важным дополнением к Уставу является ДОГОВОР между ДОУ и родителями, где оговорены условия, при которых педагоги сохраняют за собой право защиты ребенка от всех форм физического и психического насилия. Это должно помочь родителям понять, что ребёнок находится под защитой образовательного учреждения, т. е. ГОСУДАРСТВА.
В дошкольном возрасте закладываются основы отношения ребенка к другим людям, культуре, природе и религии своего и других народов. И здесь проводниками для него выступают взрослые. В дошкольном учреждении – это воспитатели, весь педагогический коллектив - основные участники правового воспитания детей.
Говоря о соблюдении прав ребенка в ДОУ важно иметь в виду следующее: у ребенка-дошкольника есть 3 основные потребности:
- в движении;
- в общении;
-в познании.
Основные принципы построения развивающей среды:
- принцип уважения к потребностям и нуждам каждого ребенка (движение, познание, общение);
- уважение к мнению ребёнка;
- принцип функциональности;
- принцип опережающего характера содержания образования;
- принцип динамичности и статичности.
Как видим, первые два принципа напрямую отражают права детей, зафиксированные в Конвенции.
Этапы правового воспитания детей :
I этап (младший дошкольный возраст) – обучение детей нормам поведения в коллективе, умению устанавливать доброжелательные отношения со сверстниками и взрослыми людьми.
II этап (средний дошкольный возраст) – продолжение работы по развитию коммуникативных способностей детей; формирование нравственных норм поведения, умения оценивать не только чужие, но и свои поступки, как положительные, так и отрицательные.
III этап (старший дошкольный возраст) – формирование нравственно-правовой культуры на основе знаний основных прав, ознакомление с понятием «право».
Деловая игра с педагогами :
Уважаемые коллеги!
Обучая других, учись и сам. Каждый человек в современном мире, а тем более педагог должен знать свои права, соблюдать и защищать их. В противном случае, чему мы научим других, не обладая знаниями сами.
Вы знакомы с Конвенцией о правах ребенка и Декларацией прав человека.
Предлагаю небольшую разминку, в ходе которой необходимо ответить на вопросы, к каждому из них предложено четыре варианта ответа. Вы должны выбрать правильный ответ и поднять карточку с выбранной буквой (а,б,в,г).
1. РАЗМИНКА.
1. Сколько статей в Конвенции о правах ребенка?
а/ 45;
б/ 37;
в/ 54;
г/ 53.
2. Какие права ребенка обязуются уважать и обеспечивать государства – участники Конвенции ООН о правах ребенка?
а/ право на жизнь, гражданство, образование;
б/ право на жизнь, семейные связи, образование;
в/ право на жизнь, свободно выражать свои мысли, отдых, досуг;
г/ весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав.
3. Кто несет ответственность за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребенка?
а/ органы управления РФ;
б/ органы местного самоуправления;
в/ образовательное учреждение;
г/ родители и другие лица, воспитывающие ребенка.
4. Кто должен участвовать в принятии решений, затрагивающих настоящее и будущее ребенка?
а/ родители или другие лица, несущие ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту;
б/ ребенок и родители или другие лица, замещающих родителей;
в/ родители или другие лица, замещающих родителей и образовательное учреждение;
г/ родители и органы местного самоуправления.
5. Имеет ли ребенок право на полученные им доходы?
а/ да, если они получены с согласия родителей;
б/ да, если они получены не в результате правонарушения;
в/ нет, имуществом ребенка должны распоряжаться родители;
г/ нет, ребенок не должен работать.
6. Кто несет ответственность за создание необходимых условий ля обучения детей в образовательном учреждении?
а/ учредитель;
б/ органы управления образовательным учреждением;
в/ должностные лица образовательного учреждения;
г/ органы управления образовательным учреждением и все органы управления образованием в пределах своей компетенции.
7. Кто будет вызван в суд в качестве ответчика, если в образовательном учреждении нарушены права и свободы детей и дело дойдет до судебного разбирательства?
а/ заведующий как представитель образовательного учреждения;
б/ заведующий как должностное лицо этого учреждения;
в/ работник образовательного учреждения, допустивший нарушение;
г/ учредитель образовательного учреждения.
8. Каким образом должна соблюдаться в образовательном учреждении охрана здоровья воспитанников?
а/ педагогические работники образовательного учреждения обязаны регулярно проходить бесплатное медицинское обследование;
б/ правильно организованный режим питания, занятий воспитанников;
в/ направление ослабленных детей в специальные оздоровительные учреждения;
г/ создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья воспитанников.
2. Игра- тренинг «Знаем ли мы права детей?»
1. Назовите дату принятия Конвенции о правах ребенка. (20 ноября 1989г).
2. В каком году Россия ратифицировала Конвенцию о правах ребенка?
(В 1990г).
3. В каком возрасте человек считается ребенком, по мнению ООН?
(0 – 18 лет).
4. На кого Конвенция возлагает основную ответственность за воспитание ребенка? (На родителей).
5. Какие права были нарушены в ситуации, когда в больнице ребенку перелили зараженную кровь? (Право на жизнь).
6. Какие права были нарушены в ситуации, когда 15 летнему подростку запретили посещать церковь? (Уважение свободы совести).
7. Какие права были нарушены в ситуации, когда 17-летнею девушку не допустили к экзаменам в военное училище? (Равные права всех детей независимо от пола).
8. Какие права были нарушены в ситуации, когда 14 –летнему подростку разрешили участвовать в боях? (До 15 лет не принимать участие в военных действиях).
9. Воспитание ребенка является правом или обязанностью родителей?
(И правом, и обязанностью).
10. С какого возраста ребенок способен принимать самостоятельные решения. (С 3 лет).
11. Какой стиль воспитания несовместим с правами ребенка? (Авторитарный).
12. Кто несет ответственность за воспитание ребенка в случае развода родителей (Оба родителя).
13. Какое право было нарушено в сказке «Заюшкина избушка»?
(Право на неприкосновенность жилища).
14. Кто нарушил право и кто помог восстановить его в этой сказке?
(Лиса, петух).
15. Каким правом пользовалась лягушка в сказке В. Гаршина «Лягушка- путешественница»? (Правом на свободное передвижение).
16. Какое преступление совершили гуси-лебеди в одноименной сказке (Похищение детей).
17. В какой сказке нарушено право ребенка на отдых и развлечения? («Золушка»).
18. Назовите пять прав ребенка, которые возможно и необходимо соблюдать в ДОУ? (Право на охрану здоровья, право на образование, право на сохранение индивидуальности, право на защиту от всех форм психического и физического насилия, право на развлечения, игры).
А сейчас уважаемые педагоги, я хотела бы вам предложить тест, по результатам которого вы узнаете «Какой я воспитатель?»
ТЕСТ «КАКОЙ Я ВОСПИТАТЕЛЬ?»
На вопросы отвечают так: да, скорее да, скорее нет, нет.
1. Довольна ли я собой?
2. Способна ли я выслушать другую точку зрения, проявить гибкость, принимая позицию другого?
3. Я спокойно переношу критику, необходимую для моего профессионального роста.
4. Какой мои воспитанники видят меня? Могу ли я взглянуть на себя их глазами?
5. Интересуют ли меня люди, их проблемы, профессиональные дела и обязанности?
6. Ищу ли я причины затруднений детей при обучении, стараюсь ли менять характер занятий и заданий, если не вижу у детей ожидаемых результатов и реакций?
7. Пробуждает ли мой стиль воспитания интерес к обучению у дошкольников?
8. Знаю ли я, как мои воспитанники видят мир, что любят, во что верят, чем интересуются?
9. Считаю ли я, что причины невысоких успехов детей состоят в их неспособности?
Поставьте в 9-м вопросе за ответы: да — 0, скорее да — 3, скорее нет — 7, нет — 10 очков. В остальных случаях наоборот: да — 10, скорее да — 7, скорее нет — 3, нет — 0. Подсчитайте сумму.
90—68 очков. Вы правильно понимаете требования к воспитателю и работаете согласно этим требованиям: уверены в себе, считаете себя способной изменяться, работать над собой, видите причины затруднений детей, интересуетесь личностью ребенка, а не прохождением программы, стремитесь сделать процесс воспитания и обучения интересным.
68—48 очков. Такие профессиональные качества, как терпимость, интерес к внутреннему миру ребенка, стремление изменяться, развиты у вас чуть ниже желаемого уровня. Вам, вероятно, следует чаще задавать себе подобные вопросы, выявлять проблемы профессионального роста и решать их.
Ниже 48 очков. Вы многое не совсем верно понимаете в профессиональном труде воспитателя. Следует задуматься, проанализировать работу, ее результаты, вашу удовлетворенность ею.
Сейчас я раздам вам анкеты для родителей, в результате этого опроса мы узнаем уровень представления о правах детей у наших родителей.
Анкета «Права ребенка»
Уважаемый родитель!
Мы проводим опрос родителей с целью выявления уровня представлений о правах
ребенка. Просим Вас принять участие в данном опросе. Анкета анонимна.
1. Знакомы ли Вы с документами, в которых прописаны права ребенка? Если да,
приведите, пожалуйста, примеры.
2. Согласны ли Вы с тем, что у ребенка до 18 лет имеются права?
3. Согласны ли Вы с определенными в нормативных документах правами ребенка : на
жизнь, жить и воспитываться в семейном окружении, жилье, на свое мнение, на сохранение
индивидуальности, защиту от жестокого и небрежного отношения, личные вещи, выбор
любимого занятия и др.
4. Считаете ли Вы, что детей дошкольного возраста нужно знакомить со своими правами?
5. Согласны ли Вы оказывать помощь педагогам детского сада в формировании
правовой культуры у детей?
А в конце нашего семинара хотелось бы сказать : Мы педагоги стараемся выстраивать цели и процесс воспитания так : научить, приобщить, помочь адаптироваться. Чтобы в результате наших усилий человек стал счастливым. А может, следует начинать жить с ощущением счастья? Учить детей радоваться жизни каждую минуту, ценить жизнь и поэтому беречь ее, воспитывать оптимизм, уверенность, любовь и уважение к самому себе. Речь не идет о воспитании эгоиста. Человек, не уважающий себя, вряд ли сможет уважать других. Принятая Конвенция о правах ребенка пока еще мало знакома не только родителям. Но и педагогам. Необходимо раскрыть взрослым важные документы, и, что значительно сложнее, перестроить исходный взгляд на ребенка. Оказалось многим взрослым трудно принять и понять. Что ребенок – равноправный с ними человек, имеющий право на собственные поступки и мнение. Его права, как и права человека, нужно уважать и не нарушать.