Марина Горина
Консультация для педагогов «Понятие адаптации ребенка к ДОУ и причины неготовности ребенка к ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Горина М. В.
Прежде чем обозначить причины неготовности ребенка к условиям детского сада, рассмотрим понятие адаптации ребенка к ДОУ.
Поступление в дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) - это период великих перемен в жизни малыша. Происходит его переход из знакомой и обычной для него семейной среды в особую микросреду, которая значительно отличается от прежних условий.
Особенностями ДОУ являются:
Публикация «Консультация для педагогов „Понятие адаптации ребенка к ДОУ и причины неготовности ребенка к ДОУ“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
во-первых, длительное совместное пребывание большого количества детей, увеличивающее возможность перекрестного инфицирования и более сильного их утомления;
во-вторых, определенные педагогические стандарты в подходах к воспитанникам детских садов, которые могут оказаться непривычными для ребенка и вызвать у него отрицательные эмоциональные и поведенческие реакции
Адаптация - процесс приспособления организма к новым условиям жизни, к изменившейся обстановке. И детский сад является именно тем местом, где ребенка ждет много нового и неизвестного.
Адаптация охватывает огромное количество индивидуальных проявлений и реакций личности, характер которых зависит от личностных, физических и психических особенностей ребенка, от устоявшихся семейных взаимоотношений «папа - мама», «родители - ребенок», от возникающих и обновляющихся условий в дошкольном учреждении.
Адаптация у детей раннего возраста к условиям ДОУ, ее темп проходят по-разному.
По мнению А. В. Кузьмина, залогом легкого вхождения ребенком в условия и обстановку детского сада будет являться тесный контакт родителей и воспитателей, желание взаимно сотрудничать, умение принимать рекомендации друг друга и контактировать между собой
Рассмотрев понятие адаптации ребенка к ДОУ, изучим фазы адаптационного процесса.
В статье Бежаева Д. Н., Зиновенко О. А. исследований было выделено три фазы адаптационного процесса :
острая фаза - характеризуется нестабильным психическим состоянием. Малыши часто уменьшаются в весе, болеют разного рода заболеваниями, страдают расстройством сна и снижением речевого развития;
подострая фаза - характеризуется приторможенностью темпов развития (в частности психического);
фаза компенсации - увеличивается темп развития и к окончанию года происходит задержка темпа развития.
Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ имеет три степени.
Легкая адаптация в этом возрасте характеризуется недолгим пребыванием в отрицательном эмоциональном состоянии. На этой стадии дети страдают расстройством сна, у них пропадает аппетит, они отказываются играть со сверстниками.
Адаптация средней тяжести выражается в более медленной нормализации эмоционального состояния. На этой стадии адаптации часто случаются болезни, которые длятся недолго и не несут за собой каких-либо последствий. Психическое состояние нестабильное, любая новизна вызывает негативные реакции.
Тяжелая степень адаптации - эмоциональное состояние стабилизируется медленно (несколько месяцев, ребенок отличается агрессивным поведением, которое негативно сказывается на его здоровье и развитии. Данная степень адаптации обусловлена отсутствием режима в семье, неумением играть с игрушкой, неумением общаться с новыми людьми и другое.
Изучив фазы адаптационного процесса, обозначим наиболее важные причины, которые осложняют процесс адаптации ребенка и негативно влияют на его привыкание к детскому саду.
Первой и основной причиной осложнения процесса адаптации как правильно отмечает Н. М. Родакер, является отсутствие опыта социализации у детей. Речь идет о том, что многие дети имеют крайне ограниченный опыт общения до начала посещения детского сада. Круг общения может включать всего одного взрослого – маму или бабушку. В этом случае адаптация будет долгой и тяжелой. Если круг общения более широк, но тоже ограничивается только членами семьи, например, мама, папа, бабушка, то адаптироваться ребенку в дошкольном учреждении также будет очень трудно. Это объясняется отсутствием у ребенка навыка общения с незнакомыми людьми, как взрослыми, так и детьми. Причем, если у ребенка есть опыт общения с посторонними взрослыми, допустим друзьями родителей, родственниками, няней, то такой ребенок достаточно легко останется с воспитателем в детском саду. Однако, большое количество других детей будет приводить ребенка в замешательство и вызывать страх. Проще всего проходят адаптацию дети из полных семей, особенно семей многодетных. Если семья постоянно общается с другими семьями с детьми, то процесс адаптации станет еще легче. Таким образом, чем шире у ребенка практика общения, тем легче он входит в детский коллектив, и наоборот, чем меньше опыт ребенка, тем ему труднее.
Второй причиной осложнения процесса адаптации, как правильно отмечает Л. В. Шаповалова, является недооценивание родителями важности режима адаптации. Часть родителей относятся к периоду адаптации недостаточно серьезно: родителям, кажется, что всё происходит само собой, и какие проблемы могут быть у малыша; вспоминают свой опыт посещения детского сада (как было раньше, когда ребёнка можно оставить сразу на целый день, и склонны приписывать все слёзы, капризы - плохой работе воспитателей. Конечно, такой подход способствует усилению напряжённости эмоционального состояния, снижению аппетита, расстройству сна, снижению познавательной и игровой активности, а в дальнейшем стойкому нежеланию посещать детский сад. Другие родители тревожатся, что ребёнок слабый и его будут обижать, он будет болеть, или наоборот, очень активный, энергичный ребёнок и мама переживает, что никому от него не будет покоя и это плохо
Третьей причиной осложнения процесса адаптации является отсутствие необходимых навыков самообслуживания у ребенка в соответствии с его возрастной группой. Родители часто не придают значения тому, что к определенному возрасту ребенок должен иметь определенные умения. Например, зачем приучать ребенка к горшку в год? Пройдет еще 6–8 месяцев, и ребенок сам будет ходить на горшок. Однако если ребенок не соответствует по навыкам самообслуживания своему возрасту, то ему будет очень сложно пребывать в детском саду.
Четвертой причиной осложнения процесса адаптации является несовпадение режима ребенка и режима дошкольной организации. Особенно критичными являются режим дня и режим питания. Ребенок должен ложиться спать не позже чем в 21.00, вставать в 7.00 и обязательно спать днем. Часто у детей, которые начинают ходить в садик, режим дня, установленный мамой в декретном отпуске, принципиально отличается от вышеназванного. Например, подъем в 10.00, отбой в 22.30 или позже, а дневной сон может вообще отсутствовать. Режим питания должен предполагать, во-первых, регулярные приемы пищи – не менее четырех, лучше – пять приемов пищи. Во-вторых, питание дома должно быть разнообразным и правильным. Некоторые родители, не утруждая себя приготовлением пищи отдельно для ребенка, кормят его «баночным» питанием, а потом переводят на пищу со своего стола. Конечно ребенок, который ест соевые смеси, будет с трудом переходить на нормальное питание. С другой стороны, если ребенка дома кормят сосисками и пельменями, вместе с жареной картошкой, то накормить его кашей или запеканкой в детском саду будет трудно.
Дети, которым разрешалось употреблять бутерброды на ходу, будут все время выскакивать из-за стола. Таким образом, приведение режима ребенка в соответствие режиму в детском саду является обязательным условием адаптации. Если не совпадает режим дня, то у ребенка могут возникнуть психические проблемы, появится недосыпание, хроническая усталость и т. д. Если не совпадает режим питания, то это может привести к тому, что ребенок не будет есть в детском саду. Или возможно появление серьезных заболеваний желудочно-кишечного тракта.