МААМ-картинки

Семинар для педагогов «Организация работы в ДОУ по защите прав ребенка и по формированию правовой культуры родителей»

Татьяна Плюхина
Семинар для педагогов «Организация работы в ДОУ по защите прав ребенка и по формированию правовой культуры родителей»
▼ Скачать + Заказать документы

Сегодня в обществе активно обсуждается проблема домашнего насилия, запугивания, небрежного отношения, приводятся страшные факты жестоко обращения с детьми, и особую тревогу за маленьких граждан испытываем мы – работники ДОУ, по роду деятельности мы несем ответственность за своих воспитанников.

В чем же причина нарушения прав ребенка? Безусловно, нарушение прав детей связано с низким уровнем правовой и психолого-педагогической культуры родителей. Дети, да и многие взрослые не знают своих прав и обязанностей.

Публикация «Семинар для педагогов „Организация работы в ДОУ по защите прав ребенка и по формированию правовой культуры родителей“» размещена в разделах

СТАТИСТИКА - Что знают родители о правах своего ребенка?

Дети часто не знают своих прав. Но знают ли родители о правах своих детей? Почти каждый родитель уверен, что его ребенок ущемлен в каких-либо правах. В основном это, по их мнению, право на образование, на достаток, на отдых и на труд. Кроме того, - право на выражение собственного мнения.

Почти в каждой семье ребенок подвергается физическим наказаниям, но матери признаются в этом гораздо охотнее, чем отцы. Более половины наказуемых - дети 6-9 лет.

Только один респондент ответил, что никогда не признает перед ребенком свою неправоту. Отрадно, что большинство родителей утверждают, что всегда признают свою неправоту.

Большинство родителей считают, что правоспособность ребенка (наравне со взрослым) начинается в 18 лет.

Абсолютное большинство испытывают дефицит правовой информации в СМИ.

Наша страна встала на путь становления правого государства, а в цивилизованном демократическом обществе права и интересы человека должны быть поставлены на первое место. Необходимым условием этого является информированность людей, знание ими своих прав и обязанностей. Благодаря знанию своих прав человек получает возможность не только что-либо делать, действовать, но и требовать соблюдения своих прав.

Сегодняшнее время ставит конкретные задачи перед сотрудниками ДОУ, которые обязаны не только знать и соблюдать права ребенка, но и пропагандировать их среди родителей, и, конечно же, готовить детей к достойной жизни в обществе, знакомя с правами человека.

Решение задач, связанных с защитой прав детей, достаточно сложный процесс, требующий специальной работы с воспитателями дошкольных образовательных учреждений.

Воспитатель должен понимать, что проведение с родителями разъяснительной, просветительской, профилактической и коррекционной работы по соблюдению и защите прав детей в семье является не дополнительной нагрузкой в его работе с детьми, а важнейшим условием повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

Эффективность взаимодействия педагога с родителями во многом зависит от изучения воспитателем семейной микросреды. Для этого используют традиционные методы:

• Наблюдение (обращение родителей с детьми во время утреннего прихода в детский сад и ухода домой; употребление уменьшительно-ласкательных или грубых слов; эмоциональная окраска общения: сила голоса родителей; реакция родителей на просьбы, рассказы детей, их шалости, капризы; ласковое поглаживание или жесткие толчки)

• опросы (беседы, анкетирование, интервью, тестирование, проективные методики)

• изучение продуктов детской деятельности ( рисунки детей на темы: «Моя семья», «Мой самый любимый человек», «Самый добрый человек»; игровые взаимодействия детей)

Следующим шагом является установление доверительного контакта с родителями. Это происходит при транслировании положительного образа их ребенка. В повседневном общении с ребенком родители упускают из виду положительные черты его личности, сосредотачиваясь лишь на негативных проявлениях. Это может усиливаться тревожными ожиданиями родителя в отношении поведения ребенка в детском саду. Поэтому демонстрация воспитателем доброжелательного отношения ко всем без исключения детям, умение похвалить в присутствии родителя каждого ребенка, показать и рассказать чему научился ребенок за прошедший день, способность почувствовать и по возможности снять тревожность родителей, являются важнейшими основаниями в построении доверительных отношений между воспитателем и родителем.

Именно такая работа является лучшим отражением гуманного и доброжелательного общения воспитателя с ребенком. Каковы же характерные черты подобного стиля общения воспитателя с детьми?

•Определенная личностная позиция педагога, а именно стремление исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.

•Признание в качестве основной цели взаимодействия с детьми обеспечение чувства психологической защищенности.

•Индивидуальный подход, т. е. координация требований с имеющимися у ребенка способностями.

•Признание и принятие личности ребенка, умение "встать на его точку зрения", не игнорировать свойственные ему чувства и эмоции.

•Создание ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности.

С педагогами ДОУ можно провести тренинговые занятия, которые направлены на формирование модели положительного, личностно-ориентированного взаимодействия с детьми дошкольного возраста. Вот одно из них.

ПРОВЕДЕНИЕ ТРЕНИНГА (смотри приложение 2)

После тренингов педагогами в детском саду могут быть разработаны правила для воспитателей.

(смотри приложение 3)

Воспитатель, ставящий своей задачей профилактику нарушения прав ребенка в семье, прежде всего сам должен быть для родителя образцом уважительного и доброжелательного поведения с ребенком.

Родитель видящий такое отношение к детям каждый день, скорее всего, задумается над необходимостью применения тех или иных агрессивных способов воспитательного воздействия на собственного ребенка.

"Проблемные" родители - не вина ребенка, а его беда и несчастье. Жестокое обращение с детьми - это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат тело ребенка. Это - унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.

Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребенку необходимое количество пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.

Жестокое обращение с детьми формирует людей социально дезадаптированных, не умеющих создавать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия является дальнейшее воспроизводство жестокости.

Нарушению прав ребенка могут способствовать следующие факторы риска:

•неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов и мачех;

•присутствие в семье больного алкоголизмом (наркоманией) или вернувшегося из мест лишения свободы;

безработица, финансовые трудности; постоянные супружеские конфликты;

•статус беженцев, вынужденных переселенцев;

•низкий уровень культуры, образования родителей, негативные семейные традиции;

•нежеланный ребенок;

•умственные или физические недостатки ребенка;

•"трудный" ребенок.

В случае выявления жестокого отношения к ребенку со стороны родителей педагогу следует принять меры по его защите.

Перечислим основные признаки, которые должны привлечь внимание педагога.

(Приложение 4)

Наличие какого-либо одного признака! не обязательно свидетельствует о том, что ребенок подвергается жестокому обращению или испытывает насилие (в том, числе и сексуальное). Однако проявляющиеся в том или ином сочетании, они должны обратить на себя внимание педагога.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Защита прав и достоинства ребенка в законодательных актах

Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятия "жестокое обращение" и определяет меры защиты (ст. 19, а также устанавливает:

• обеспечение в максимально возможной степени здорового развития личности (ст. 6);

защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16);

• обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24);

• признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27);

защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34);

защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст. 37);

• меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39).

Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность:

• за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст. 106-136);

• за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст. 150-157).

Семейный кодекс РФ гарантирует:

право ребенка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54);

право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка (ст. 56);

• лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст. 69);

• немедленное отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст. 77).

Закон РФ "Об образовании" утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на уважение их человеческого достоинства (ст. 5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое насилие над личностью обучающегося или воспитанника (ст. 56).

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Тренинговое занятие "Общение между нами и детьми"

ЦЕЛИ:

1 Овладение навыками общения с ребенком.

2 Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на выявление позитивных средств общения с ребенком.

Поприветствуйте своего соседа открытой, доброй улыбкой. Скажите несколько приятных слов. Улыбнулись? Значит, вы готовы к занятию.

Что вы чувствовали, когда улыбались другому человеку? Трудно ли улыбаться всем? Что вы испытываете, когда вам улыбаются?

Упражнение 1. Возвращение в свое детство. Сядьте удобно, закройте глаза, припомните какой-либо момент своего общения со взрослым (воспитателем) в детском возрасте, проанализируйте свои ощущения (с позиции себя-ребенка и с позиции себя-воспитателя). Какие чувства вызывает у вас это воспоминание?

Упражнение 2. Дошкольник в эпитетах.

Дайте характеристику дошкольнику одним эпитетом (обозначить самое значимое). Эпитеты не должны повторяться.

Упражнение 3. Радость общения с ребенком. Закончите фразы:

• мне нравится общаться с детьми, потому что.

• длительное общение с детьми меня раздражает, потому

что.

Проигрывая ситуации, сконцентрируйте внимание на своих ощущениях и способах нейтрализации негатива по отношению к детям.

Упражнение 4. Если я сейчас.

Нарисуйте свой собственный образ в ситуациях:

• если я сейчас воспитатель, то.

• если я сейчас ребенок, то.

Можно рисовать все что хочется - тот образ, в котором вы себя представляете в этих ситуациях. Это может быть пейзаж, натюрморт, какой-нибудь ребус, что-то из мира фантастики, какая-нибудь абстракция. Это может быть что угодно - то, с чем вы себя связываете, ассоциируете, сравниваете.

Упражнение 5. Мое настроение сегодня.

Выразите свое настроение, используя для этого цветовую палитру. Объясните, почему вы выбрали именно этот цвет, что он для вас значит.

Упражнение 6. Активное слушание детей.

В анализе предложенных ситуаций поупражняйтесь в способах децентрации личности педагога в процессе общения с дошкольником. Представьте себе, что вы в возрасте от 3 до 7 лет. У вас возникла проблема, что вы чувствуете в этот момент.

Ребенку сделали укол, он плачет: "Доктор плохой!"

Старший сын - маме: "Ты всегда ее (младшую сестру)

защищаешь, говоришь, что она маленькая, а меня никогда не жалеешь".

Ребенок роняет чашку, та разбивается: "Ой, моя чашка!"

• Мама укладывает дочку спать. Маленькая Маша просит

маму посидеть с ней.

• Мама сидит на скамейке в парке, к ней в слезах подбегает

ее малыш: "Он отнял мою машину!"

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРАВИЛА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Самое главное в воспитании детей - любовь, терпение и личный пример.

• Создайте в душе идеал, высокую мечту и стремитесь к ней. Помните, что совершенству нет предела.

• Растите профессионально, будьте в курсе последних достижений педагогической науки.

• Будьте всегда в равновесии, сдерживайте отрицательные эмоции.

• Выходите из конфликтных ситуаций с достоинством и юмором. Ищите выход из конфликта, а не виноватых; находите ошибки и причины недоразумений не в других, а в себе.

• Прощайте, сочувствуйте, сопереживайте, будьте великодушны и снисходительны.

• Живите легко, просто и радостно. Учите, улыбаясь. Радость по силе равна любви, а уныние и отрицание погубят все, за что бы человек ни взялся.

• Будьте всегда доброжелательны.

• Всюду наводите порядок и уют, создавая оазис доброты, любви и красоты в душе, в семье, на работе. Прививайте это детям.

• Будьте доброй и честной. Помните, что добро всегда вернется многократно увеличенным.

Воспитывая детей, стремитесь.

• Любить ребенка таким, каков он есть.

• Уважать в каждом ребенке личность, воспитывая достоинство и ответственность за себя и свои поступки.

• Хвалить, поощрять, ободрять ребенка, создавая положительную эмоциональную атмосферу вокруг него.

• Верить в возможности каждого ребенка, в то доброе, что заложено в нем, в перспективы его развития, находить его сильные стороны.

• Раскрыть душу ребенка прежде, чем его ум.

• Поступать так, чтобы каждый ребенок почувствовал : возможности заложены в нем самом. "Ты все можешь" - главная формула образования.

• Учить ребенка трудолюбию, заботе о ближнем, уважению к другим людям, воспитывать желание помочь.

• Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.

• Сделать родителей ребенка своими союзниками в деле воспитания.

В детском саду нельзя:

• кричать на детей;

• наказывать;

• выставлять проступки ребенка на всеобщее обозрение;

• упрекать ребенка;

• читать нотации;

• унижать ребенка;

• приходить к детям с плохим настроением;

• распространять конфиденциальную информацию (сведения о здоровье, психологическом состоянии, семейных обстоятельствах);

• обсуждать с родителями поведение не их ребенка.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Признаки жестокого обращения и насилия

Ребенок плохо развивается : его психическое и физическое развитие не соответствует возрасту.

Ребенок неухожен, неопрятен, плохо пахнет. Он апатичен, часто плачет или, напротив, агрессивен, вызывающе ведет себя.

Ребенок демонстрирует изменчивое поведение: то спокоен, то внезапно возбуждается, и наоборот. Такое поведение часто является причиной плохих контактов ребенка с другими детьми, приводит к его изоляции, отверженности в группе.

• У ребенка могут быть проблемы с обучением из-за слабой концентрации внимания, несобранности, усталости, недосыпания.

Ребенок проявляет отрицательное отношение к собственному телу, вплоть до причинения себе телесных повреждений.

Ребенок отказывается раздеваться, стремится скрыть синяки и раны.

• Для ребенка характерны повторяющиеся жалобы на недомогание: головную боль, боли в животе, внешние воспаления мочеполовых органов.

Ребенок явно испытывает враждебность или чувство страха по отношению к знакомому взрослому.

• У ребенка реакция испуга или отвращения на физический контакт с определенным взрослым.

• Судорожно реагирует на поднятую руку (как бы сжимается, боясь удара).

Ребенок чрезмерно стремится к одобрению, ласке любых

взрослых; уходит от конфликтов, споров с другими детьми; гипертрофированно проявляет заботу обо всем и обо всех.

• Он демонстрирует не соответствующее возрасту "взрослое"

поведение, рационален, интересуется вопросами секса.

• Рассказывает о случаях насилия или сексуальных домогательствах, которые якобы произошли с другими детьми.

• У ребенка проблемы со сном, боязнь темноты, энурез.

Еще раз подчеркнем: каждый из данных признаков и особенностей поведения ребенка не обязательно свидетельствует о том, что он подвергается жестокому обращению или насилию (в том числе и сексуальному). Но если они проявляются в том или ином сочетании, воспитателю следует обратить на это внимание.

Публикации по теме:

Деловая игра для педагогов ДОУ Справочное педагогическое бюро «Защита прав и правовое воспитание ребенка» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Рябинка» п. Бисерть Деловая игра для педагогов ДОУ.

Конспект ООД для детей старшей группы «Знакомство с Конвенцией о защите прав ребенка»Конспект ООД для детей старшей группы «Знакомство с Конвенцией о защите прав ребенка» Цель ООД: Знакомство детей с «Конвенцией о правах ребенка», с положением о том, что дети-инвалиды имеют право на особую заботу. Максимально.

Методы и приемы работы по формированию у дошкольников основ правовой культуры Консультация для воспитателей Методы и приемы работы по формированию у дошкольников основ правовой культуры. 1. Методы и приемы, направленные.

Консультация для воспитателей по защите прав ребенка и правовому воспитанию Консультация для воспитателей по защите прав ребенка и правовому воспитанию. В 1923 году в Женеве Лига наций приняла предложенную Международным.

Методичка «Организация совместной работы педагогов ДОУ и родителей по формированию музыкальной культуры дошкольников» Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания,.

Консультация «Памятка для родителей по защите прав и достоинства ребенка в семье» Принимать ребенка, таким как он есть и любить его. Обнимать ребенка не менее четырех, а лучше по восемь раз в.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Организация и проведение артикуляционной гимнастики» Задача: обучить правилам, методам и приемам проведения артикуляционной гимнастики педагогов ДОУ. Раздаточный материал: зеркала, салфетки,.

Семинар-практикум «Социальное партнерство ДОУ и семьи по формированию у детей физической культуры и здоровья»Семинар-практикум «Социальное партнерство ДОУ и семьи по формированию у детей физической культуры и здоровья» Для детей групп раннего возраста совместно с родителями провела семинар - практикум "Социальное партнерство ДОУ и семьи по формированию.

Семинар с элементами тренинга по формированию толерантности для педагогов ДОУ «Толерантность в повседневной жизни»Семинар с элементами тренинга по формированию толерантности для педагогов ДОУ «Толерантность в повседневной жизни» Семинар с элементами тренинга по формированию толерантности для педагогов ДОУ: «Толерантность в повседневной жизни» педагог-психолог Барашина.

Семинар-тренинг для старших воспитателей «Организация методической работы в ДОУ» СЕМИНАР – ТРЕНИНГ ДЛЯ СТАРШИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ. «Организации методической работы в ДОУ» I. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО Добрый день, уважаемые коллеги.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар для педагогов «Организация работы в ДОУ по защите прав ребенка и по формированию правовой культуры родителей»
Опубликовано: 18 апреля 2018 в 16:32
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар для педагогов «Организация работы в ДОУ по защите прав ребенка и по формированию правовой культуры родителей»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Плюхина (УИ 318616) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД