Юлия Абронина
Художественно-эстетическое воспитание детей и создание комфортной обстановки в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В современном обществе происходят социальные и экономические перемены. Это сказывается и на образовании.
Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом.
Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к искусству с раннего возраста, считая его мерилом человеческих ценностей.
Именно поэтому детские сады уделяют большое внимание художественно - эстетическому развитию воспитанников.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Темочки
(Слайд № 3)
Художественно-эстетическое воспитание -
это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности. (Д. Б. Лихачёв)
(Слайд № 4)
Художественно – эстетическое развитие предполагает
• Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно – творческой деятельности.
• Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно - творческих способностей.
• Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.); удовлетворение потребностей детей в самовыражении.
Это всё является основными целями и задачами художественно-эстетического воспитания.
(Слайд 5)
К художественно – эстетической деятельности относится:
• Приобщение к искусству;
• Изобразительную деятельность;
• Конструктивно - модельную деятельность;
• Музыкальную деятельность.
Приобщение к искусству
В этот раздел входит:
Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства.
Приобщение детей к народному и профессиональному искусству (словесному, музыкальному, изобразительному, театральному, к архитектуре) через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства; воспитание умения понимать содержание произведений искусства.
Формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусства.
Изобразительная деятельность
Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, прикладном творчестве.
Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства.
Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.
Конструктивно - модельная деятельность
Приобщение к конструированию; развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов.
Воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.
Музыкальная деятельность
Приобщение к музыкальному искусству; развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания музыкального искусства; формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами; воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений.
Развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса.
Воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности.
Развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей; удовлетворение потребности в самовыражении.
Сейчас я вам раздам целевые ориентиры каждой возрастной группы. В них указаны результаты, к которым мы педагоги должны стремиться при построении педагогического процесса.
К трём годам
• любит слушать песни, двигаться под музыку, подпевать музыкальные фразы, выполнять элементарные музыкальные движения, различает музыкальные инструменты - бубен, погремушку. Проявляет живой эмоциональный отклик на эстетические впечатления. Охотно включается в продуктивные виды деятельности (изобразительную деятельность, конструирование и др.);
• различает основные формы деталей строительного материала, строит, элементарные постройки, обыгрывает ее;
• различает основные цвета;
раскатывать пластилин (глину, прямыми и круговыми движениями, отламывает от большого комка маленькие комочки, лепить несложные предметы;
Младший возраст (с 3 – 4 лет)
• проявляет эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций, произведений народного декоративно-прикладного искусства, игрушек, объектов и явлений природы; радоваться созданными ими индивидуальными и коллективными работами;
• изображает отдельные предметы, простые по композиции, подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам;
• использует разнообразные приемы лепки;
• создает изображения предметов из готовых фигур, украшает заготовки из бумаги разной формы;
• умеет располагать детали строительного материала по-разному, изменяет
постройку надстраивает или заменяет одни детали другими, различает части постройки по величине; узнает знакомые произведения, различает звуки по высоте, поет, выполняет танцевальные движения, различает и называет музыкальные инструменты (металлофон, барабан и др.)
Средняя группа (с 4 – 5 лет)
• творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами.
• Использует в работе ножницы, мастерит поделки из различных материалов и т. п. ;
• Использует строительные детали с учетом их конструктивных свойств, преобразовывает готовые постройки по условию;
Узнает песни по мелодии, различает звуки по высоте, играет на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке.
Старшая группа (с 5 – 6 лет)
• проявляет интерес к произведениям изобразительного искусства, выделяет выразительные средства в разных видах искусства, знает особенности изобразительных материалов.
• Создает изображения предметов, сюжетные изображения, использует разнообразные композиционные решения, материалы.
• Планирует этапы создания постройки, анализирует образец, создает постройки по рисунку.
Различает жанры музыкальных произведений, звучание музыкальных инструментов, выполняет танцевальные движения в соответствии с музыкальными произведениями и фразами, играет мелодии на металлофоне;
Подготовительная группа (с 6 – 7 лет)
• Знает виды изобразительного искусства, высказывает эстетические суждения о произведениях искусства, эстетической развивающей среде;
• Создает коллективные и индивидуальные рисунки, сюжетные и декоративные композиции, передает форму, пропорции, позы и движения, расписывает вылепленные изделия по мотивам народных игрушек
• Создает модели из деревянного и пластмассового конструктора по рисунку и словесной инструкции;
• Работает с иголкой, изготавливает объемные игрушки;
• Знает мелодию государственного гимна РФ, определяет жанр прослушанного произведения, различает части произведения. Эмоционально откликается на выраженные в музыке чувства, настроение
• Выразительно и ритмично двигается в соответствии с разнообразным характером музыки, передает несложный ритмический рисунок;
Выполняет танцевальные движения, импровизирует, придумывает варианты движений.
Успешность художественно - эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности, в результате которой у обучаемых детей происходит эффект добровольного обучения, научения и тренировки.
Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, интеллектуально-развитой личности. Все зависит от первого дошкольного опыта, который ребенок получит в стенах дошкольного учреждения, от взрослых, которые научат малыша любить и воспринимать окружающий мир, понимать законы общества, красоту человеческих отношений. Приобщение детей к искусству – это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде.
Таким образом, правильно организованная система работы по художественно – эстетическому воспитанию детей – создание условий для эстетического воспитания, организация воспитательно-образовательного процесса позволит создать благоприятные условия для развития художественно – эстетических способностей детей, творческого воображения и, как результат художественно - эстетического воспитания, духовно-богатую, всесторонне развитую личность.
При организации работы по художественно-эстетическому воспитанию важно использовать следующие принципы.
(Слайд 6)
Принципы педагогической работы по художественно-эстетическому развитию.
Индивидуальный подход, основанный на уважении и внимании к психологическим и интеллектуальным особенностям воспитанников. Создание индивидуальных условий для развития предполагает разработку оптимальной траектории педагогической стратегии для каждого ребёнка с учётом его природных способностей и наклонностей.
Единство воспитательного и образовательного процесса. Этот принцип носит магистральный развивающий характер и обеспечивает целостность этического, эстетического и интеллектуального развития личности ребёнка. Глубокая внутренняя связь детского творчества с реальной жизнью — определяет многообразие содержания, техник и методов организации и реализации художественной практики.
Интеграция различных видов искусства — способствует более глубокому и целостному познанию и пониманию явлений и объектов окружающего мира, разностороннему восприятию и гармоничному воплощению детского воображения и фантазии в музыкальной, речевой, театрально-сценической или изобразительной деятельности ребёнка.
Принцип народности и культуросообразности — помогает дошкольникам понять глубинные генетические связи между культурной картиной мира и традиционным самосознанием народа. Кроме того, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир воспитанников новыми познавательными фактами из жизни других стран и континентов, прививает навыки уважительного отношения к своеобразию и оригинальности жизнедеятельности и художественного творчества других народов.
Преемственность в художественно-эстетическом образовании и воспитании дошкольником и младших школьников.
Формы организации эстетического развития:
(Слайд 7)
Игровая деятельность — средство интеграции творческой деятельности ребёнка со всеми видами искусства.
(Слайд 8)
Учебные занятия — обучение рисованию, музыке, конструированию, лепке, аппликации.
(Слайд 9)
Выставка детских работ — позволяет продемонстрировать динамику, а также является мониторингом результатов образовательной работы.
(Слайд 10)
Экскурсии — организация наблюдения и изучения различных объектов в природных условиях или в музеях.
(Слайд 11)
Праздники — детские концерты, конкурсы, театральные тематические и литературные постановки и вечера, игры-развлечения, прогулки-сюрпризы, музыкальные сказки.
Виды художественно-эстетического развития :
(Слайд 11)
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Рисование. Характеристика данного вида. Этот вид деятельности является ведущим видом изобразительной деятельности в нашем ДОУ. Является ведущим видом изобразительной деятельности в ДОУ. На занятиях по рисованию (предметному, сюжетному, декоративному) дети знакомятся с понятиями симметрии и перспективы, овладевают различными техниками, у них развивается способность к цветопередаче, подбору и смешиванию цветов, созданию фона с переходами оттенков
Лепка. В процессе лепки ребёнок осваивает процесс создания трёхмерного изображения. Работа с пластичным материалом (глиной или пластилином) даёт возможность юному творцу изменять форму не один раз, тем самым позволяя достичь совершенства в исполнении задуманного.
Аппликация и конструирование. Занятия аппликацией и конструированием способствуют развитию чувства ритма. Дети создают композиции из нескольких или множественных элементов. Через этот вид изобразительной деятельности расширяются представления ребёнка о цвете и величине.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Оптимальные условия для развития музыкальных способностей в детском саду достигаются посредством хорового пения. Во время коллективного исполнения песен положительные эмоции переживают все ребята, даже те, кто испытывает трудности в чистоте воспроизведения звука. Обучение танцевальным движениям на музыкальных занятиях также осуществляется в групповой форме: в коллективной композиции или выполнении действий парами. В детском саду формируются начальные представления о языке музыки, ритме, эмоциональной выразительности музыкальной речи. Знакомство с музыкальными инструментами осуществляется через исследовательскую деятельность детей (извлечение звука, формирование представления о материалах, из которых сделаны инструменты) и дидактические игры.
ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Дошкольный период образования осуществляет предэстетическое изучение театрального искусства. Поскольку ведущей формой деятельности у детей раннего возраста является игра, работа в этом направлении ведётся через проведение игр-драматизаций. Можно сказать, что во время игры происходит синтез основных видов художественно-эстетической деятельности : развитие навыка художественной речи через воспроизведение в сценической форме литературного произведения, расширение музыкального восприятия при исполнении песен и мелодий в сценке, совершенствование изобразительных способностей на стадии оформления декораций.
ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Знакомство с малыми жанрами устного народного творчества: пословицами и поговорками, загадками, потешками, закличками, частушками. Дети легко воспринимают фольклорные образы, их увлекает меткость поговорок и занимательность загадок.
Прослушивание стихотворений, рассказов, сказок обогащает опыт эстетических переживаний ребят. На занятиях у дошкольников формируется способность пересказывать текст, стимулируется и поощряется словесное творчество (рифмовка строк, придумывание загадок). Заучивание и выразительное чтение стихотворений формирует чувственное восприятие описываемых поэтом ситуаций и деталей
Художественно-эстетическое развитие ребёнка в детском саду — это ежедневный труд во всех видах творческой деятельности малыша, таких как лепка, рисование, пение, конструирование. Помимо совершенствования природных способностей в области различных видов художественной деятельности, перед ребёнком открываются перспективы всестороннего развития личностных качеств, расширяется круг его познаний о мире и природе, облагораживаются мысли и чувства. Стоит помнить, что, так же как и этические, эстетические чувства не являются врождёнными, а требуют внимания и воспитания со стороны взрослых, окружающих ребёнка.
(Слайд 13)
II. Практическая часть
«Техники рисования песком с помощью светового планшета»
Ни для кого не секрет, что современные дети очень много времени проводят у телевизора и компьютера. Это негативно сказывается на всех сферах деятельности ребенка. У многих детей снижена познавательная активность, слабо развита мелкая моторика рук, а также наблюдаются нарушения в развитии речи.
Только непосредственное воздействие взрослого и его участие в практической деятельности ребенка способны обеспечить нормальное развитие ребенка, в том числе и речевое развитие.
Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому мы можем использовать песок в работе с детьми.
Использование техники «Рисование песком» в работе с дошкольниками дает возможность:
Гармонизировать психоэмоциональное состояние;
Формировать установку на положительное отношение к себе;
Развивать познавательные процессы: восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение, процессы саморегуляции;
Коммуникативные навыки;
Развивать творческий потенциал;
Тренировать мелкую моторику рук;
Развивать речь.
Кроме того, это отличный, активный вид отдыха, который доставляет дошкольникам удовольствие. Такие свойства песка, как мягкость, тягучесть и приятная на ощупь шершавость, создают условия для расслабления.
Положительные моменты в работе с песком.
Простота – для работы с песком необходимы лишь песок и поднос.
Возраст ребенка – рисовать песком может и годовалый ребенок. Для развития мелкой моторики рисование простым песком не менее полезно, чем рисование пальчиковыми красками, работа с пластилином.
Эстетичность – рисунки песком эстетичны и позволяют ребёнку проявить свою фантазию.
Пластичность – на одной поверхности можно создавать различные образы бесконечное количество раз.
Оборудование:
Световой стол для рисования песком. Замена светового стола: стол, поднос, бумага,
Кварцевый песок (можно иметь несколько вариантов цветного песка или цветную соль).
Альтернатива песку: крупа манная, гречневая, рисовая, пшено, соль.
Условия при работе с песком:
Согласие и желание ребенка.
Специальная подготовка педагога, его творческий подход к проведению занятий.
У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.
Способы засыпания поверхности стола:
• Просеивание,
• Расхлопывание,
• Дождик,
• Торнадо,
• Волна.
Методики рисования песком:
• Рисование кулаком,
• Рисование ладонью,
• Рисование ребром большого пальца,
• Рисование щепотью,
• Рисование мизинцами,
• Одновременное использование нескольких пальцев,
• Рисование симметрично двумя руками,
• Отсечение лишнего,
• Насыпание из кулачка,
• Рисование пальцем.
Материалы для рисования:
• использование кондитерского шприца,
• использование массажного мячика,
• использование ситечка,
• выдувание рисунка через трубочку для коктейлей,
• использование трафаретов,
• использование декоративных украшений.
При работе с песком можно также использовать различные природные материалы: ракушки, камушки, пуговицы, фасоль и т д.
Этапы работы с песком:
• Подготовительный (ритуал входа)
• Основная часть
• Заключительный этап (ритуал выхода)
Подготовительный этап
Цель:
Определить правила поведения в песочнице;
(контролировать и регулировать рамки поведения, взаимоотношения детей может сказочный персонаж).
Правила при работе с песком:
1. Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.
2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.
3. После игры надо помочь Песочной фее убрать все игрушки на свои места.
4. У детей всегда должны быть чистые ручки и носики. Поиграл с песком — помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.