Никитина Лилия
Обобщение опыта работы по проблеме создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды группах ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад
«Обобщение опыта работы по проблеме создания комфортной развивающей предметно – пространственной среды группах ДОУ»
Одним из основных факторов развития личности ребенка является среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает. Пространство, организованное для детей в дошкольном учреждении, должно являться мощным стимулом их развития
Публикация «Обобщение опыта работы по проблеме создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды группах ДОУ» размещена в разделах
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
В нашем детском саду 4 группы, у каждой группы имеется игровой участок. Все групповые участки озеленены, на территории детского сада расположены огород, сад. В ДОУ имеются спортивная площадка но нет, зала для физкультурных и музыкальных занятий, методический кабинет в котором работают специалисты : логопед и психолог, медицинский кабинет. В детском саду имеется необходимое количество современных развивающих пособий и игрушек. Кроме этого мы стремимся обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Среда должна быть :
обеспечивающей полноценное и своевременное развитие ребенка; побуждающей детей к деятельности; способствующей развитию самостоятельности и творчества; обеспечивающей развитие субъектной позиции ребенка;
А для этого она должна быть богатой, разнообразной и постоянно меняющейся!
Создание современной развивающей среды обеспечивает целостное развитие ребенка как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности.
Организуя предметно-развивающую среду, мы учитывали закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально-потребностной сферы.
Предметно-пространственная среда групп организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования позволяет детям объединяться небольшими подгруппами по общим интересам. Групповое пространство разбито на несколько зон (уголков, центров, микроцентров).
Мы выделяем:
• Речевой центр;
• Математический центр;
• Книжный уголок;
• Музыкальный уголок;
• Спортивный уголок;
• Центр строительных игр;
• Центр сюжетно-ролевых игр;
• Кукольный уголок;
• Уголок уединения;
• Уголок природы;
• Уголок детского экспериментирования (Центр воды и песка);
• Уголок художественно-продуктивной деятельности (ИЗО);
• Уголок ряженья или театральный уголок.
Организованная таким образом предметно-развивающая среда позволит каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки. Именно это и является постулатами развивающего обучения.
Даже приемные в детском саду выполняют развивающую функцию : на детских скамеечках, шкафчиках помещены цифры, буквы, яркие задачки и ребусы.
Все игровое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети прекрасно знают, где взять бумагу, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. Есть «уголки уединения» за ширмами, где можно полистать любимую книжку, посмотреть фото из семейного альбома, или просто отдохнуть от детского коллектива. Переносные ширмы служат и как стены для уголков индивидуальных игр детей. Используя их, ребенок может сделать комнату для игры, таким образом, отгораживаясь от общего пространства, создавая свой собственный мир. Этим простым способом достигается персонифицированность среды, т. е. создание «своего» личного пространства.
В каждой группе мебель и оборудование устанавливаются так, чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной степени контакт и свободу. С этой целью нами используются мягкие модули. Их достаточно легко передвигать и по-разному компоновать в группе. Такая организация пространства является одним из условий среды, которое дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка.
Для занятий спортом и физическими упражнениями имеется достаточное количество спортивного оборудования и инвентаря, часть из которого является нетрадиционным спортивным оборудованием.
Динамичность среды проявляется при оформлении групповой комнаты к празднику, досуговым мероприятиям.
При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех педагогов ДОУ. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка. Педагоги нашего детского сада в свободное время рисуют, шьют, вяжут, придумывают интересные игры, нестандартное оборудование для групп.
Такое окружение вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
В детском саду созданы все условия для обеспечения безопасности участников воспитательного – образовательного процесса.
В течение всего учебного года с детьми проводятся занятия по ОБЖ на темы: «Пожарная безопасность», «Безопасность на дороге», «Осторожно: незнакомец», «Ядовитые и съедобные грибы», «Опасные предметы» и др. и по этим занятиям оформляются стенды.
Мы считаем, что созданные нами условия пребывания детей в ДОУ играют большую роль в гармоничном развитии и воспитании здорового ребенка