Ткачева Татьяна
Консультация «Обеспечение физического и психического благополучия каждого ребенка в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
1слайд. Человек – высшее творение природы. Но для того чтобы наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному, но очень важному требованию: быть здоровым!
В последнее время учеными доказано, что здоровье человека на 50 – 55% зависит от собственного образа жизни, на 20 – 25% - от окружающей среды, на 16 – 20% - от наследственности и на 10 – 15% - от уровня развития здравоохранения в стране. Нельзя улучшить свою наследственность и лично повлиять на уровень здравоохранения, нельзя значительно изменить экологические условия своего существования, но образ жизни, который человек выбирает, целиком зависит от него самого.
Публикация «Консультация „Обеспечение физического и психического благополучия каждого ребенка в ДОУ“» размещена в разделах
2 слайд. Что же такое здоровье? Чаще всего педагоги и родители по поводу их понимания термина «здоровье» говорят о стабильности физического самочувствия. Но, по сути, здоровье – это совокупность нескольких составляющих: физического, эмоционального, интеллектуального и духовного. К сожалению, многие из нас достаточно поздно начинают понимать важность не только физического, но ещё психологического и эмоционального здоровья, как в отношении самого себя, так и по отношению к ребёнку.
Психологическое здоровье дошкольников – это забота каждого взрослого, находящегося рядом с ребенком!
В детском саду важную функцию выполняет педагог, который организует педагогический процесс, сберегающий здоровье ребёнка и воспитывающий ценностное отношение к нему.
3 слайд. А психологическое здоровье ребенка - это его психологический комфорт, который в детском саду определяется удобством развивающего пространства и положительного эмоционального фона, отсутствием напряжения психических и физиологических функций организма.
4 слайд. Таким образом, эффективность воспитания и обучения детей в ДОУ, их психологическое благополучие зависят от того, какие чувства вызывает та или иная деятельность, режимный момент, ситуация, как ребенок переживает свои успехи и неудачи, отношение к себе взрослых и сверстников.
5 слайд. Можно выделить критерии, составляющие психологический комфорт ребенка в ДОУ :
1. Спокойная эмоциональная обстановка в семье.
Эмоциональная стабильность и отсутствие психологического напряжения у ребенка в семье, уверенность в любви, уважение и понимание близких настраивает ребенка на открытые, доброжелательные отношения с педагогами и сверстниками в детском саду.
2. Распорядок дня.
Для дошкольника важно, чтобы распорядок жизни был стабильным, тогда он более уравновешен.
3. Обеспечение комфортности предметно-развивающей среды: соответствие возрасту и актуальным особенностям группы; доступность игрушек, не раздражающее цветовое решение интерьера, наличие растений с ароматом, способствующим снятию напряжения (корица, ваниль, мята) и др. ;
4. Добрые традиции.
Необходимым условием душевного благополучия является уверенность ребенка в том, что воспитатель относится к нему так же справедливо и доброжелательно, как и ко всем остальным, что его считают таким же ценным и нужным членом группы, как и других детей.
5. Стиль поведения воспитателя.
Вопросы о психологическом комфорте и психическом здоровье должны быть обращены, прежде всего, к педагогам, так как большую часть времени дети находятся в детском саду. Поэтому воспитателям в педагогической деятельности важно и необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, возрастные возможности и в общении и 6 слайд. во взаимодействии с детьми желательно следовать правилу трех «П» :
- Понимание – умение увидеть ребенка «изнутри», смотреть на мир одновременно с двух точек зрения - своей собственной и ребенка, видеть побудительные мотивы, движущие детьми.
- Принятие – безусловное положительное отношение к ребенку и его индивидуальности независимо от того, радует он в данный момент или нет. «Я отношусь к тебе хорошо, независимо от того, справился ты с заданием или нет».
- Признание – это, прежде всего, право ребенка в решении тех или иных проблем. У ребенка должно быть ощущение, что выбирает именно он.
Следование выше названному правилу позволят обеспечить психологический комфорт ребенка, а значит и его полноценное здоровое развитие.
Педагогу необходимо обязательно отслеживать и свое психологическое состояние, так как всем известно, что у детей развита интуитивная способность - улавливать эмоциональное состояние взрослых. Дети очень легко заражаются отрицательными эмоциями, поэтому, прежде всего, воспитатель сам должен быть спокоен и доброжелателен.
7 слайд. Психологически и физиологически здоровый педагог становится для своих воспитанников примером и учителем здорового образа жизни. Умение управлять собственным здоровьем и настроением для педагога очень важно, так как мы понимаем, что здоровье дошкольника зависит от эффективности организации образовательного процесса и от характера взаимоотношений.
Здоровье педагога и его хорошее настроение – это залог творческой, интересной непосредственно образовательной деятельности. Поэтому психологический комфорт педагога так же благоприятно сказывается на психическом здоровье детей.
8 слайд. А теперь давайте все вместе вспомним 10 золотых правил здоровьесбережения. Выходите, пожалуйста, в круг!
Упражнение «Паутина»
Каждый участник встает вкруг и передает клубок, называя правила здоровьесбережения:
(1. Соблюдение режима дня! 2. Правильное питание! 3. Больше движения! 4. Спать в прохладной комнате! 5. Не гасить в себе гнев, давать вырваться ему наружу! 6. Постоянно заниматься интеллектуальной деятельностью! 7. Гнать прочь уныние и хандру! 8. Адекватно реагировать на все проявления своего организма! 9. Стараться получать как можно больше положительных эмоций! 10. Желать себе и окружающим только добра) Образуется паутина. Потом одному из участников предлагается покинуть круг, не бросая нить. Происходит натяжение нити. Мы видим, что нить может порваться. Так и в нашем организме не соблюдение правил здоровья сбережения приводит к ослаблению организма и болезни.
Все мы прекрасно понимаем, как важно беречь свое здоровье. Но делаем ли мы что-то для того, чтобы сохранить его на долгие годы
Сейчас мы выполним с вами упражнение - массаж, с помощью которого можно снять усталость, мышечное напряжение, как детям, так и взрослым.
9 слайд. Массаж «Солнышко и дождик».
В заключение своего выступления хочу напомнить знаменитые слова Гиппократа «О здоровье люди молят богов. Но они не понимают, что его сохранение зависит от них самих».
10 слайд. Спасибо за внимание!