Потапова Вероника
Семинар для педагогов «Цели и задачи формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) у детей средней группы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) :
освоение детьми понимания количественных соотношений предметов;
овладение конкретными приёмами в когнитивной сфере (анализ, синтез, сравнение, систематизация, обобщение);
стимулирование развития самостоятельного и нестандартного мышления, что будет способствовать развитию интеллектуальной культуры в целом.
Публикация «Семинар для педагогов „Цели и задачи формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) у детей средней группы“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Средняя группа
- Темочки
Задачи развития математических умений и навыков для воспитанников средней группы :
изучение цифр, обучение порядковому счёту в пределах пяти;
обучение операциям сравнения с помощью условной мерки, построения упорядоченных рядов по какому-либо признаку;
знакомство с геометрическими фигурами: прямоугольник и квадрат; цилиндр, шар и куб; конус и цилиндр, овал и круг;
формирование умения отделять форму от других признаков предмета;
совершенствование навыков движения и поворота корпуса в указанном направлении, ориентации в двухмерном пространстве (вперёд-назад; вверх-вниз; влево-вправо);
развитие временных представлений : последовательности годовых сезонов и частей суток;
освоение специальной терминологии, позволяющей проговаривать свойства предметов.
Организация занятия по математике в средней группе.
Продолжительность занятия составляет 20 минут, по сравнению с младшей группой дети выполняют больший объём заданий, заметно ускоряется общий темп работы. Занятия традиционно проводятся один раз в неделю, но не стоит ограничиваться узкими временными рамками перспективного планирования учебной деятельности. Для закрепления программного материала можно организовывать игровые математические ситуации во время прогулки или свободной игры вне занятий.
Общие рекомендации: к изучению нового материала воспитатель приступает после повторения ранее изученного материала. Повторение занимает не более пяти минут и проводится в игровой форме, например, «Помогите Буратино посчитать монетки», «Найдите вместе с Малышом ошибку» и т. д., а также с использованием тематических стихотворений, загадок, песенок. Подобные упражнения нацелены прежде всего на то, чтобы стимулировать природную находчивость и детскую смекалку, направить в необходимое творческое русло внимание, создать позитивный эмоциональный климат и радостное настроение, помочь каждому ребёнку раскрыть свои интеллектуальные возможности; детям четырёх-пяти лет тяжело справляться с однообразной монотонной работой, поэтому желательно вовремя проводить с маленькими непоседами двигательную, пальчиковую или дыхательную гимнастику, в процессе работы подключать подвижные игры математической направленности.
План занятия
Организационная вводная часть (2минуты) – мотивирующее начало занятия.
Практическая — воспитатель поясняет суть заданий и упражнений, с которыми должны справиться дети (3 минуты).
Основная — самостоятельная работа детей (12-15 минут).
Итоговая — анализ и оценка детьми результатов своей работы. Детей учат аргументировано формулировать свою точку зрения и самостоятельно рассказывать о последовательности выполнения задания (3 минуты).
Вопросы, которые стоит обсудить:
насколько удачно было выполнено задание;
новые приёмы, с которыми познакомились дети;
причины ошибок и способы их исправления.
Основные приемы работы с детьми 4-5 лет:
Наглядные приемы (образец, показ).
Основные приемы работы с детьми 4-5 лет:
Словесные приёмы
Словесные приёмы, такие как указания, пояснения, вопросы стимулируют активное внимание детей, помогают запомнить новые термины и лексические выражения. Пояснения должны быть чёткими, краткими и понятными для детей. Во время ответов детей педагог проявляет терпение, не перебивает, выслушивает до конца, старается не отвечать за ребёнка, при необходимости задаёт дополнительные вопросы, которые помогают ребёнку справиться с заданием самостоятельно. Педагог озадачивает малышей проблемами, разрешая которые ребята могут почувствовать себя маленькими учёными и первооткрывателями, например, пытаясь понять, почему у велосипеда колёса круглые, а не квадратные, старается подвести детей к самостоятельному ответу с помощью наводящих вопросов и подсказок: «Обведи рисунок квадрата пальчиком. Что у этой фигуры есть, а у круга нет? Почему квадрат не может катиться?».
Важно заметить, что воспитанникам средней группы необходимо с первых занятий давать познавательные задания с целью развития природной любознательности и пытливости ума. Знания, приобретённые путём самостоятельного обследования, станут ценным опытом, а новые слова и понятия будут восприниматься более осознанно.
Основные приемы работы с детьми 4-5 лет:
Игровые приё мы: обучение и развлечение
Воспитатель использует в педагогической практике элементы игр поискового и соревновательного характера с вариативным разнообразием упражнений и заданий по уровню сложности. Поможет и привлечение персонажей, сказочных сюжетов. «Полоть грядки» вместе с кроликом в поисках морковки (и считать оставшееся количество сорняков) для ребёнка гораздо интереснее, чем решать математические примеры вне игрового контекста.
Применение дидактических игр и упражнений повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремимся к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.
Составь узор»
Цель: развитие умения определять положение предметов относительно других объектов, выполнять задание по инструкции воспитателя, внимания.
Материал : геометрические фигуры, лист бумаги.
Игровые действия: педагог предлагает составить узор из геометрических фигур. Дети работают по инструкции:
Возьми круг и положи его посередине листа.
Над кругом положи треугольник.
Справа от треугольника положи квадрат.
Слева от круга положи прямоугольник.
Под прямоугольником положи овал, и т. д.
«Поезд»
Цель: формирование пространственных представлений : «справа», «слева», «между»; развитие умения определять положение одних предметов относительно других, развитие внимания.
Материал : цветные палочки (полоски) : розовая, белая, красная, жёлтая, голубая.
Игровые действия: педагог предлагает положить красную палочку слева от жёлтой. Справа от жёлтой — голубую, а слева от красной – белую. Слева от белой палочки добавьте розовую палочку. Педагог уточняет : Какой «вагон» находится справа от жёлтого? Слева от розового «вагона» и справа от красного? Между красным и голубым? Слева от красного «вагона», но не белый? Какие «вагоны» находятся справа от розового и слева от голубого? И т. д.
НАШ ДЕНЬ»
Цель:
закрепить представление о частях суток,
научить правильно, употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь».
Оборудование: Кукла бибабо, игрушечные кровать, посуда, гребешок, картинки, на которых показаны действия детей в разное время суток.
Ход игры:
Дети сидят полукругом. Воспитатель, при помощи куклы, производит различные действия.
По которым дети должны определить часть суток :
кукла встает с постели,
одевается, причесывается (утро,
обедает (день) и т. д.
Затем воспитатель называет действие, например: «Кукла умывается», предлагает ребенку выполнить его и назвать часть суток, соответствующую этому действию (утро или вечер).
Дети укладывают куклу спать и говорят, когда это бывает.