Людмила Пунина
Семинар-деловая игра для педагогов ДОУ «Речевое развитие дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Деловая игра
«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПРЕСС»
Цель игры:
• Активизировать деятельность педагогов по речевому развитию детей;
• Способствовать приобретению ими опыта коллективной работы;
•Совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности;
• Закреплять умение отбирать информацию из разных источников.
Предварительная работа:
Публикация «Семинар-деловая игра для педагогов ДОУ „Речевое развитие дошкольников“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
• просмотр методической литературы;
Ведущий: Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных. В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Речевое общение в его полном виде – понимание речи и активная речь – развивается постепенно. Наиболее важным для активного развития речи детей является ранний возраст детей. К полутора годам ребенок использует в активной речи примерно 100 слов, к 2-м годам словарь значительно увеличивается – до 300 слов и более. К трем годам словарь ребенка возрастает до 1000 слов. Таким образом, именно ранний возраст является наиболее благоприятным для развития речи ребенка. К окончанию дошкольного возраста развитие речи ребенка должно достигнуть того уровня, который необходим для успешной учебы в школе. Это звуковая культура речи, овладение грамматическим и лексическим строем родного языка, а также уверенное осознание речи и её произвольности, которое дает малышу возможность выбирать адекватные языковые средства в процессе общения с окружающими его людьми.
А помочь ребенку в этом могут и должны и родители, и воспитатели. А для этого можно использовать самые различные формы работы, которым будут посвящены следующие задания.
Ход игры:
Все играющие делятся на 2 команды.
1 станция - теоретическая – «Педагогическая библиотека»
Педагогический словарь
Развитие речи детей дошкольного возраста
Развитие речи – творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлений языка и речи.
Рассказ – самостоятельно составленное развернутое изложение какого – либо факта, события.
Рассказ – описание – текст, который начинается с общего тезиса, определяющего и называющего предмет или объект; затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или показывающая отношение к нему.
Рассказ – повествование – рассказ, сюжет которого развертывается во времени.
Чистоговорка – ритмичный речевой материал, содержащий сложные сочетания звуков, слогов, слов, трудных для произношения.
Скороговорка – ритмичная труднопроизносимая фраза или несколько рифмующихся фраз с часто встречающимися одинаковыми звуками.
Фонематический слух – умение дифференцировать все звуки (фонемы) родного языка - различать смысл слов, близких по звучанию.
Чтение воспитателя – дословная передача текста.
Рассказывание воспитателя - более свободная передача текста (допускаются сокращения текста, перестановка слов, включение пояснений и т. д.)
Беседа – комплексный прием, включающий в себя ряд простых приемов – словесных и наглядных. Различаются вводная (предварительная) беседа до чтения и краткая разъяснительная (заключительная) беседа после чтения.
Театрализация художественных произведений (сказок, рассказов, стихотворений) – разнообразные приемы пересказа детьми в лицах тех произведений, которые им прочитал, рассказал воспитатель.
Игра - драматизация – дословный пересказ детьми в лицах (по ролям) художественного произведения, которое им читал воспитатель, или свободный пересказ текста (сюжетно – ролевая игра) .
Театрализованное представление – представление, в котором участвуют дети, знающие наизусть текст художественного произведения, при этом использующие театральные атрибуты (костюмы, декорации, куклы, игрушки и т. д.)
2 станция - Педагогическая копилка
Задания для проведения деловой игры:
Задание №1. Карточка №1
Подобрать термины к следующим определениям.
1. основная лексическая единица, выражающая понятие.
2. обогащение, расширение, активизация словарного запаса детей.
3. слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет.
4. слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет.
5. работа над морфологией (изменение по родам, числам, падежам, лексикой (образование одного слова на базе другого, синтаксисом (построение простых и сложных предложений).
6. смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей.
7. выразительное связное воспроизведение прослушанного художественного произведения.
8. правильная, заранее отработанная речевая (языковая) деятельность воспитателя.
9. целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с группой детей на определенную тему.
Карточка №2
Определить возрастную группу для представленных задач.
1. подготовка к обучению рассказыванию; побуждать к повторению наиболее ярких выражений, запоминанию стихотворных текстов, пересказу с помощью взрослого небольших отрывков, договаривая отдельные слова и фразы.
2. учить рассказывать логично и последовательно, выражать мысль грамматически правильно, точно, образно.
3. совершенствовать умение самостоятельно, логично, последовательно и эмоционально, без повторов передавать события.
4. Совершенствовать у детей умение понимать речь воспитателя, отвечать на простейшие и более сложные вопросы, поддерживая разговор.
5. учить детей использовать предложения с однородными членами по рассматриванию предметов, сюжетных картин.
6 учить детей употреблять в речи простейшие виды сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.
7. обучать детей пересказыванию произведения по частям.
8. сформировать умения правильно составлять простые предложения и предложения с однородными членами, употреблять союзы.
9. целенаправленно обучать монологической речи; воспитывать умение составлять описания игрушек и предметов, сюжетных картин, пересказывать художественные тексты.
Задание №2 (карточка №1) для группы №1.
1. Перечислите виды развития речи детей дошкольного возраста.
2. Что такое монолог?
3. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи?
Задание №3
Предложить командам назвать одним словом.
1. образное, краткое изречение, метко определяющее какое-либо явление (поговорка)
2. короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом-моралью (басня)
3. устное народное творчество. Песня-сказание, основанное на реальных событиях (былина)
4. основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера (сказка)
5. устное народное творчество, народная мудрость (фольклор)
7. небольшое лирическое произведение, предназначенное для вокального исполнения (песня)
8. вид устного народного творчества, вопрос или задание, которое требует решения (загадка)
9. краткое выразительное изречение, имеющее поучительный смысл (пословица)
Задание №2 (карточка №2) для группы №2.
1. Назовите формы речи.
2. Что такое диалог?
3. Ведущий прием для активизации речи и мышления.
Задание №3
К какому виду творчества это относится?
1. «Как аукнется, так и откликнется» (пословица)
2. «На дворе трава – на траве дрова» (Скороговорка)
3. «Ехала деревня мимо мужика, вдруг из-под воротни лают ворота» (Небылица.)
4. «Водичка, водичка, умой моё личико» (Потешка)
5. «В некотором царстве, в некотором государстве…» (Сказка)
6. «Ехала машина темным лесом,
За каким-то интересом.
Инти-инти-интерес,
Выходи на букву С» (Считалка))
7. Весь мир кормлю, а сама не ем (загадка)
8. На крыше у Шуры жил журавль Жура (чистоговорка)
9. Белая берёза под моим окном
Принакрылась снегом точно серебром (стихотворение).
Правильные ответы для подведения итогов
Задание №1 (карточка №1).
Подобрать термины к следующим определениям.
1. основная лексическая единица, выражающая понятие (слово)
2. обогащение, расширение, активизация словарного запаса детей (словарная работа)
3. слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (активный словарь)
4. слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет (пассивный словарь)
5. работа над морфологией (изменение по родам, числам, падежам, лексикой (образование одного слова на базе другого, синтаксисом (построение простых и сложных предложений) (формирование грамматического строя речи).
6. смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей (связная речь).
7. выразительное связное воспроизведение прослушанного художественного произведения (пересказ).
8. правильная, заранее отработанная речевая (языковая) деятельность воспитателя (речевой образец).
9. целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с группой детей на определенную тему (беседа).
(карточка №2)
1. Подготовка к обучению рассказыванию; побуждать к повторению наиболее ярких выражений, запоминанию стихотворных текстов, пересказу с помощью взрослого небольших отрывков, договаривая отдельные слова и фразы. (2 младшая группа).
2. учить рассказывать логично и последовательно, выражать мысль грамматически правильно, точно, образно (старшая группа).
3. совершенствовать умение самостоятельно, логично, последовательно и эмоционально, без повторов передавать события (подготовительная группа)
4. Совершенствовать у детей умение понимать речь воспитателя, отвечать на простейшие и более сложные вопросы, поддерживая разговор (1 младшая группа).
5. Учить детей использовать предложения с однородными членами по рассматриванию предметов, сюжетных картин (2 младшая группа).
6. Учить детей употреблять в речи простейшие виды сложносочинённых и сложноподчинённых предложений (средняя группа).
7. обучать детей пересказыванию произведения по частям (старшая группа).
8сформировать умения правильно составлять простые предложения и предложения с однородными членами, употреблять союзы (подготовительная группа).
9. целенаправленно обучать монологической речи; воспитывать умение составлять описания игрушек и предметов, сюжетных картин, пересказывать художественные тексты (средняя группа).
Задание №2 (карточка №1) для группы №1
1.
-.словарь
- грамматический строй речи
-звуковая культура речи
-связная речь
-подготовка к обучению грамоте
2.
монолог - (от греч. monos - один и logos - речь) - речь, обращённая к слушателям или к самому себе.
3.
-пересказ;
– рассказывание по картине; по серии сюжетных картинок;
– составление рассказов об игрушках и предметах;
– рассказывание на темы из опыта.
Задание №2 (карточка №2) для группы №2
1. диалогическая и монологическая
2. Диалог - это разговор двух и более людей. А еще диалогом называют литературное произведение в форме разговора.
3. вопросы педагога
Приложения:
Примерная структура занятия по обучению рассказыванию
Этап занятия Время занятия для групп, мин
младшая группа средняя
группа Старшая
группа
(5-6 лет) Старшая
группа
(6-7 лет)
Организационный
момент 1 1 2 2
Артикуляционная гимнастика, дыхательные и (или) голосовые упражнения. Формирование звуковой культуры речи. 3 3 4 4
Сообщение темы занятия: рассматривание картинки или игрушки.
Беседа (ответы детей на вопросы). Если это серия картинок, разбор действий по каждой картинке отдельно 4 5 5 7
Физкультминутка 3 3 4 4
Составление предложение с соответствующей словарной работой. _ 3 4 5
Составление рассказа самостоятельно 4 5 6 5
Итого 15 20 25 30
Методические рекомендации педагогам по использованию вопросов, как приёма обучения детей.
На всех занятиях в детском саду воспитатели широко пользуются вопросами как приёмом обучения детей. Вопрос воспитателя—очень действенный приём обучения детей мышлению и речи, так как вопрос направляет внимание, стимулирует мысль, приучает к точности слушания и активизирует речь.
Для того чтобы вопросы выполняли своё назначение, они должны удовлетворять определё нным требованиям:
Первое требование — вопрос должен обладать определённым содержанием для намеченного программного содержания,
Второе требование к вопросу — точность и конкретность.
Доступность вопроса зависит от его формулировки. Небрежное, неправильное построение вопроса делает его мало понятным.
Очень важным требованием является целенаправленность и последовательность в постановке вопросов детям.
Воспитатель должна помнить, что цель постановки вопросов — усвоение детьми намеченного программного материала. Поэтому вопросы нужно задавать не обо всём, что нарисовано, не обо всём, что можно сказать на данную тему, а об основном, главном. Вопросы должны быть целенаправленными. Эта целенаправленность вопросов обусловливает и последовательность их.
Методика использования вопросов разнообразна, так как вопросами пользуются при проведении различных видов занятий и во время беседы, и на занятиях по картине, и при пересказе, и при чтении книги, и в дидактической игре. Необходимо, чтобы использование вопросов при обучении было методически правильным.
Прежде всего, все вопросы должны быть сформулированы так, чтобы они направляли внимание детей на уточнение и уяснение намеченного программного материала.
Затем вопросы должны заставлять детей не только припоминать уже известное, но и думать, отыскивая простейшие причины и следствия, делая элементарные выводы и обобщения. С этой целью не следует злоупотреблять подсказывающими вопросами, пользуясь ими только в исключительных случаях. Педагогически неверно пользоваться вопросом в отрицательной формулировке. Такая формулировка вопроса косвенно внушает ребёнку отрицательный ответ и не мобилизует его на активную работу мысли и языка. Вопросы, наводящие, т. е. направляющие мысли ребёнка в нужном направлении, используются в работе с дошкольниками; не следует только торопиться помогать ребёнку, а нужно приучать его к самостоятельной умственной работе.
Каждый вопрос предлагается всей группе, а вызывается для ответа один ребёнок. Такой порядок необходим, чтобы приучить всех детей быть внимательными к вопросам воспитателя и думать над ответом, так как каждый не может быть вызван. Один и тот же вопрос не должен повторяться несколько раз, тем более в различных формулировках.
Предъявляя к вопросам воспитателя определённые требования, необходимо предъявить требования и к ответам детей, чтобы дети учились говорить правильно, пользуясь точными словами для выражения своих мыслей, добивались правильного построения предложения, составляли осмысленные и содержательные ответы.
Основным требованием к детским ответам является их осознанность, осмысленность. Необходимо следить за точностью детских ответов в соответствии с поставленными вопросами. Требование от детей так называемых полных ответов, т. е. ответов, даваемых в форме распространённых предложений, должно опираться на обучение детей умению строить ответы в виде полных предложений. Если ребёнок не умеет ответить полным предложением, а отвечает одним словом, например, подлежащим или сказуемым, ему надо поставить дополнительный вопрос, выясняющий недостающее слово или несколько слов, а затем повторить всё сказанное в виде полного предложения.
В тех случаях, когда вопрос требует односложного ответа, полный ответ носит искусственный характер и следует требовать от детей точного, но краткого ответа.
. В заключение необходимо сказать ещё об одном требовании к детским ответам, а именно: не допускать стандартных ответов, т. е. ответов, всегда одинаковых по формулировке. Правильно поставленный вопрос является одним из очень действенных и эффективных приёмов обучения детей, и задача каждого воспитателя—овладеть этим необходимым приёмом для успешной работы.
Методические рекомендации педагогам по формированию у детей дошкольного возраста монологической связной речи.
Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.
Для повышения эффективности работы в ДОУ по вопросу развития связной речи детей дошкольного возраста на педсовете были разработаны следующие рекомендации.
1. Использовать на занятиях по составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок методы и приёмы, которые создают у детей интерес с самых первых минут занятия и обеспечивают его сохранение до окончания занятия;
2. Включать в занятия по данным видам рассказывания игры, задания, "тренировочные" упражнения на обогащение и развитие словаря, формирование грамматически правильной речи;
3. После прослушивания рассказов сверстников предлагать выбирать другим детям лучшие сочинения, аргументировать свой выбор;
4. Перед выполнением задания обязательно делать установку детям, чтобы они в своих рассказах использовали слова и выражения, которые они употребляли в ходе "тренировочных" упражнений. Поощрять детей, которые выполняют данное требование;
5. Использовать на занятиях знания о мотивационной сфере ребёнка данного дошкольного возраста. Создавать и стимулировать мотивацию деятельности;
6. Всегда предлагать четкий план рассказа, если он необходим;
7. Работая над развитием связной речи, использовать серии сюжетных картинок, т. к. они помогают дать детям представление о композиции, структуре высказывания, помогли бы стимулировать формирование различных синтаксических конструкций, разнообразных типов связей между предложениями, между частями высказывания. Есть разные варианты использования сюжетных картинок. Например: закрыть последнюю картинку и предложить придумать окончание истории; закрыть картинку в середине и предположить, что же произошло, почему так окончилась история и т. д.
8. Для составления рассказов по серии сюжетных картинок предлагать детям яркие, красочные, достаточно крупные картинки понятного содержания без лишних деталей;
9. Вместо физкультминуток использовать обучающие игры, но придавать им подвижный характер;
10. Во избежание выполнения заданий по придумыванию рассказов одними и теми же способами, предлагать детям разные варианты, рекомендованные методикой;
11. По возможности завершать занятие игрой развивающего характера.
12. Большое значение для развития связной речи имеет пересказ. Также он полезен для активизации умственной деятельности детей, ведь для того чтобы пересказать текст, его нужно понять. Можно использовать такой прием как пересказать сказку от лица любого героя.
13. Когда ребенок высказывается или рассуждает, необходимо направлять его речевую деятельность на определение связи между явлениями, на употребление союзов «потому что», «поэтому»; также необходимо стимулировать ребенка к выражению своего мнения, отношения к происходящему, попросить его сделать вывод после высказывания
14. Дети черпают свои знания о языке из окружающей жизни. Они воспроизводят все, что слышали при общении со взрослыми. Поэтому воспитатель должен быть внимательным к своей речи, со словарем готовится к работе с детьми, постоянно следить за речью своей и детей не только на занятии, но и в бытовой деятельности.
В настоящее время имеется большое количество литературы, включающей различные речевые игры для детей. Из множества предлагаемых игр важно выбрать те игры, которые соответствуют программным требованиям, а также возрастным и индивидуальным возможностям детей. Основанием для составления картотеки дидактических игр по развитию связной речи является соблюдение следующих принципов:
знание возрастных речевых возможностей детей;
результаты диагностики детей на данном этапе;
знание методики развития речи и в частности авторские методики;
тематическое планирование игр и занятий;
учет региональных особенностей;
учет сезона;
регулярность, последовательность, повторяемость.
«Условия успешного речевого развития дошкольников».
В дошкольном учреждении педагогами должны быть созданы условия для реализации задач развития речи детей :
учить детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями;
побуждать детей к речевому общению между собой.
Воспитатель дат детям образцы правильной литературной речи:
речь воспитателя четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная;
в речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.
Воспитатель (совместно с учителем – логопедом) обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями:
следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);
наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.
-обеспечить детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей:
обеспечить детям условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;
помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них;
обеспечить развитие образной стороны речи (переносный смысл слов); знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.
Создать условия для овладения детьми грамматическим строем речи:
учат правильно связывать слова в роде, падеже, числе, пользоваться суффиксами;
учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения. Развивать у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей:
поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания;
организуют диалоги между детьми и со взрослыми.
- уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.
Создать условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями:
стимулируют детей комментировать свою речь;
упражняют в умении планировать свою деятельность.
Приобщать детей к культуре чтения художественной литературы.
Поощрять детское словотворчество.