Порхун Анна Владимировна
Деловая игра для педагогов ДОУ «Педагогический ринг»
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование регионального компонента в нравственно- патриотическом воспитании детей дошкольного возраста».
Цель: Повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам нравственно-патриотического воспитания с использованием регионального компонента, вызвать интерес педагогов к этой проблеме.
Материалы: иллюстрации герба, флага России, иллюстрации герба и флага Дагестана, картинки – пазлы с изображением памятника М. Дахадаеву и памятника Р. Гамзатову в г. Махачкале, иллюстрации к дагестанским народным сказкам «Храбрый мальчик», «Синяя птица», «Дынька», «Аци- баци»; платок, папаха.
Публикация «Деловая игра для педагогов ДОУ „Педагогический ринг“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Сценарии праздников для сотрудников, педагогов, воспитателей, коллег
- Темочки
Актуальность:
Региональный компонент (родная природа, культурное наследие - памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, язык, обряды, фольклор, народные игры) в дошкольном образовании помогает детям ощутить и осознать свою принадлежность к своей «Малой Родине», к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане.
Задача современного дошкольного образования - заложить нравственные основы в детях, которые сделают их более устойчивыми к нежелательному влиянию, посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, к истории родного края, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Современная система работы по нравственно - патриотическому воспитанию представляет собой модель, которая включает три основных направления:
Историко-краеведческое: Каждый регион, город, село неповторимы, различаются своим историческим прошлым, архитектурой. Задача педагогов и родителей знакомить детей с окружающей действительностью, опираясь на исторические события и факты. Следует рассказать ребенку, что его родной город славен своей историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми. Каждая улица, здание, каждый уголок родного города, села хранит в себе память событий. Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого.
Экологическое: Природа является важным фактором в воспитании патриотизма. Она окружает ребенка, рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. С умения видеть красоту родной природы начинается формирование чувства Родины. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает.
Культурное: Знакомя детей с истоками народной культуры, мы приобщаем их к культурному богатству народа. Знакомя детей с фольклором, предметами старины, традициями народа, мы помогаем им усвоить опыт наших предков.
ВЕДУЩИЙ: Я предлагаю вам принять участие в деловой игре. Сегодня мы будем выявлять Ваши знания по нравственно – патриотическому воспитанию. Игра состоит из нескольких раундов. Ваша задача: за короткий промежуток времени дать правильные ответы, а также следить за ходом игры, соблюдать педагогический такт. Победит тот, кто без ошибок пройдет все раунды.
Хочу представить членов жюри, которые будут оценивать игру:
- заведующий МБДОУ
- заместитель заведующего по УВР
- музыкальный руководитель
ВЕДУЩИЙ: Для успешного проведения игры нам необходимо распределиться на две творческие группы. (Педагоги берут по одному жетону, в которых указаны названия команд и делятся на 2 команды).
А сейчас, приглашаем поиграть
И проблемы порешать
Что-то вспомнить, повторить,
Что не знаем, подучить.
Раунд № 1
блиц – опрос «Наша родина – Россия»
С чего начинается Родина… с изучения своей страны.
1 команда
1. Земля, где ты родился? (Родина)
2. То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений? (Традиции и обычаи)
3. Древнее название России? (Русь)
4. Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка? (Родители)
5. Обрядовая еда на празднике проводов зимы (Блины)
6. Как называется платье, в русском народном костюме? (Сарафан)
7. Что изображено на гербе России? (Двуглавый орел)
2 команда
1. Что является государственной символикой. (Герб, гимн, флаг.)
2. Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство? (Семья)
3. Куда заносят названия редких животных и растений? (Красная книга.)
4. Назовите имена трех русских былинных богатырей. (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич.)
5. Назовите столицу России (Москва.)
6. какое самое глубокое озеро в России и в мире? (озеро Байкал)
7. Роспись, где используют три цвета: голубой, синий и белый? (Гжель.)
Раунд № 2
«Вспомним детство золотое» (разрезные картинки)
ВЕДУЩИЙ: Каждой команде нужно собрать картинку достопримечательности г. Махачкалы и назвать ее название и место расположения (по два представителя из каждой команды собирают разрезные картинки).
ВЕДУЩИЙ: А наши команды отправятся в «Путешествие по Дагестану»
1. Что изображенно на гербе Дагестана (Герб Республики Дагестан представляет собой круглый геральдический щит белого цвета, в центральной части которого изображен золотой орел. Над ним помещено изображение золотого солнца в виде диска, окаймленного спиральным орнаментом. У основания щита расположены бело-золотого цвета снежные вершины гор, равнина, море и в картуше - рукопожатие, с обеих сторон которых проходит геральдическая лента с надписью белыми буквами "Республика Дагестан". В верхней половине щит обрамлен золотой полосой, в нижней - двумя орнаментальными кантами: слева - синим, справа - красным).
2. Назовите крупные города Республики Дагестан (Махачкала, Буйнакск, Дагестанские Огни, Дербент, Каспийск, Кизилюрт, Кизляр, Избербаш, Хасавюрт, Южно-Сухокумск).
3. Какие крупный реки протекают в республике? (Сулак, Самур, Терек)
4. Назовите представителей народных промыслов Дагестана (Кубачи – ювелирное искусство, Балхар- гончарное искусство, Унцукуль - изделия из дерева с насечками, Табасаран – ковроткачество).
5. Назовите известных людей, прославивших Дагестан за ее пределами (Магомед Имамутдинович Гаджиев - Герой Советского Союза, капитан 2 ранга, командир дивизиона подводных лодок Северного флота, Р. Гамзатов –поэт, Ф. Алиева- поэтесса, М. Манаров- летчик-космонавт, М. Толбоев- летчик –испытатель и др.)
6. Какие места в Дагестане, стоит увидеть каждому (Нарын-кала Дербент, Гора Шалбуздаг, Самурский лес, Бархан Сарыкум, села Балхар, Кубачи, Сулакский каньон, Чиркейская ГЭС.
7. Представители каких национальностей проживают в нашей многонациональной республике? (Аварцы, даргинцы, лезгины, русские, кумыки, лакцы, табасараны, чеченцы, ногайцы, рутульцы, азербайджанцы).
8. В честь кого названа столица Дагестана г. Махачкала? (революционер Махач Дахадаев). Как раньше назвался город Махачкала? (Порт- Петровск).
9. Назовите достопримечательности г. Махачкала
Исторические и архитектурные памятники
Памятник М. Дахадаеву
Мемориал погибшим сотрудникам полиции
Памятник воинам павшим в Великой Отечественной войне
Памятник дагестанским революционерам
Памятник Сулейману Стальскому
Памятник Гамзату Цадасе
Памятник Расулу Гамзатову
Памятник русской учительнице
Памятник «Защитникам отечества»
Памятник М. Гаджиеву
Здание национальной библиотеки
Петровский маяк
Арка аэропорта
Культурно-познавательные объекты:
Историко-архитектурный музей
Музей «Россия - моя история».
Музей изобразительных искусств Дагестана
Русский драматический им. Горького
Аварский театр
Кумыкский театр
Театр кукол
Храмы Махачкалы
Мечеть имама Шамиля Гимринского
Свято-Успенский собор.
10. Назовите традиционные национальные праздники дагестанских народов (25 марта Праздник первой борозды, «Навруз – Байрам», 25 мая Праздник цветов, 27 мая – Рамадан, 10 – 25 июня – День черешни, 22 июня – Пешапай (обряд вызова дождей в Дагестане).
Раунд № 3
«Природа родного края»
С чего начинается Родина… с родной природы.
«Лесные Айболиты»
1. Какие растения нашего края богаты витамином С?
(Шиповник, черная смородина, облепиха).
2. Какое растение лечит ссадины и раны?
(Подорожник)
3. Какие лекарственные растения могут определить даже слепые?
(Крапива, мята)
4. В каком растении есть слово БОЙ?
(Зверобой)
5. Плоды какого дерева, растущего в Дагестане называют «царскими желудями»
(Грецкий орех)
6. Как называется сушеный виноград?
(Изюм)
«Животные и птицы нашего края»
1. Какие животные не водятся в Дагестане: бородатый козел, жираф, кавказский олень, дагестанский тур, барс, кавказский крокодил, темно-бурый медведь, лев, кавказская выдра, леопард (жираф-Африка, кавказский крокодил – не существует, лев –Африка, Азия).
2. Какие птицы не водятся в Дагестане: орел, сапсан, тукан, коршун, белоголовый сип, гриф, попугай, куропатка, кавказский тетерев, снегирь, чайка, утка (тукан – Центральная и Южная Америка, снегирь - Средняя Азия, Япония, попугай - Южная и Центральная Америка, Африка и Южная Азия).
Раунд № 4
«Фольклор народов Дагестана»
ВЕДУЩИЙ: Уважаемы коллеги, я вам предлагаю поиграть, а как известно из игры можно почерпнуть много нового, нужного и интересного. Любовь детей к сказкам и художественной литературе общеизвестна, поэтому педагогу необходимо иметь багаж знаний по данному вопросу.
1. Угадайте сказку:
1. Жил-был мальчик. Пошел он в лес. Гулял-гулял и заблудился. А было это высоко в горах. Искал-искал дорогу и устал. Сломил он себе крепкую палку и дальше пошел. Шел-шел и лег под куст отдохнуть. Вот он лег отдохнуть и видит: по большому дереву громадная змея ползет.
(сказка «Храбрый мальчик»).
2. Жил-был хан. У хана было три сына. По пятницам хан правил страной, а все остальные дни ходил на охоту. Однажды, когда хан был на охоте и выслеживал в лесу зверя, над деревьями появилась синяя птица. От неё шёл такой блеск, что в чаще стало светло, как в поле.
Хан взглянул на синюю птицу и ослеп.
Сыновья сказали хану:
— Отец, нет ли лекарства от твоей слепоты?
— Есть, — сказал хан, — надо только достать перо синей птицы.
(даргинская сказка «Синяя птица»)
3. Жил-был маленький мальчик…. (Аци-баци). Он никого не боялся, забрался в ущелье, где жил аждаха, и целый день распевал там весёлые песенки.
(лезгинская сказка «Аци-баци»)
4. Девушка обрадовалась, давай опять вертеть дыньку в руках, подбрасывать и приговаривать:
Ах, дыня сладкая, мой свет.
Как быть сиротке? Дан совет!
Не съесть я не могу тебя,
И съесть я не могу тебя,
И хлебца у сиротки нет! (лезгинская сказка «Дынька»)
2. Угадайте загадки (загадывать поочередно 1 и 2 команде)
• Кривая бабушка, красивая дочь, дурной внук. (Виноград.) (лакск.)
• В темном хлеву красный зверь. (Язык.) (лакск.)
• Не игла, да уколю, не огонь, да опалю! (Крапива) (аварс.)
• До утра глядели в потолок, утром уходили за порог (Обувь) (лакск.)
• Плавал и плескался, а сухой остался (Гусь) (кум.)
• Что за чудище ползет, солнце светлое крадет? (Туча) (лезг.)
• Живая плеть, блестит как медь (Змея) (лезг.)
• Посмотрите, синий пруд, гуси белые плывут (Облака) (табасар.)
• Белый камушек катается, а уронишь - разбивается (Яйцо) (кум.)
• Длинная-предлинная была, а достать до крыши не могла. (Дорога)
• К реке спустился налегке, а стал тяжел- домой пошел (Кувшин) (аварс.)
• Мост построит в высоту, сам же ходит по мосту (Паук) (лакск.)
• К этой еде у многих любовь,
Рис, много мяса, лук, морковь.
Кушать его каждый день я готов.
Называется блюдо «Узбекский ….» (Плов)
• Этот напиток всемирно известный,
Вкусный, душистый и очень полезный.
В общем в любую страну поезжай,
Встретишь повсюду горяченький …. (Чай)
ВЕДУЩИЙ: У каждого дагестанского народа свои самобытные игры, переходящие из поколения в поколения. Давайте побудем в роли ребятишек и сыграем в некоторые из них.
• «Подними платок».
Игроки становятся в круг, в центр которого кладут головной платок. Звучит национальная мелодия и все танцуют дагестанскую лезгинку. С окончанием музыки каждый участник игры старается первым поднять платок,
(Правила игры. Нельзя тянуться за платком и выходить из круга раньше, чем прекратит играть музыка).
• «Надень папаху»
Мальчик-джигит сидит на стуле. На восемь - десять шагов от него отводят водящего и поворачивают лицом к джигиту, чтобы водящий сориентировался, где тот сидит. Водящему завязывают глаза поворачивают кругом, дают в руку папаху, Он должен сделать определенное количество шагов и надеть папаху на голову джигита. Остальные участники игры считают вслух шаги водящего и болеют за него.
(При повторении игры на роль водящего и джигита назначаются другие дети).
ВЕДУЩИЙ: Спасибо нашим командам за правильные ответы. Я надеюсь, что все участники игры уточнили и закрепили свои знания в области нравственно-патриотического воспитания.
Наша игра завершилась. Дадим время уважаемому жюри подвести итог игры и решить чья команда оказалась слабым звеном (подсчет баллов и подведение итогов).
ВЕДУЩИЙ: Закончить нашу игру хочется словами «Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории»
Спасибо за участие! Я желаю Вам творческих успехов в работе с дошкольниками по нравственно – патриотическому воспитанию.