Ольга Шестерикова
Семинар-практикум для родителей «Особенности ознакомления детей дошкольного возраста с понятиями слова и предложения»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить родителей с конкретными приемами закрепления у детей навыков анализа и синтеза предложения
Задачи:
o активизировать знания родителей о понятиях «Слово» и «Предложение»;
o уточнить особенности анализа предложения детьми старшей группы с ТНР;
o обучить игровым приемам;
o мотивировать к осознанной, адекватной и результативной помощи детям;
o использовать возможности повседневного общения с ребенком, для закрепления полученных навыков.
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Особенности ознакомления детей дошкольного возраста с понятиями слова и предложения“» размещена в разделах
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Уважаемые родители, на этом семинаре мы с вами продолжим знакомство с приемами закрепления навыков полученных вашими детьми на логопедических занятиях.
На этой неделе на занятиях по звуковой культуре речи мы начинаем изучать тему «Слово и предложение», которая потребует от вас дополнительных знаний.
1. Детям мы объясняем: все, что мы видим вокруг, можно назвать - обозначить словами. Есть слова, которые обозначают предмет. Посмотрите вокруг и назовите предметы, которые находятся в группе. (Родители называют окружающие их предметы)
2. Что обозначают слова, которые мы произносили? (Слова обозначают предметы). Так же мы рассказываем детям, что есть слова, которые обозначают действие. Скажите, что я делаю? (Логопед изображает действия, а родители называют их).
3. Спать, прыгать, сидеть, подметать, рисовать. Что обозначают эти слова? (Слова обозначают действие).
Закрепление этих понятий может проходить в форме увлекательной игры
Игра "Только зеленые предметы". Играть лучше в кругу. Например: будем называть предметы, которые бывают зелеными. Первый игрок произносит: "огурец», второй – «ёлка», третий – «карандаш» и т. д.). Задания можно менять: например, только предметы круглой (часы, колобок, колесо и т. д.) или только прямоугольной (коробка, шкаф, книга) форм и др.
Игра «Назови три слова» Каждому участнику игры по очереди задаётся вопрос. На каждый шаг надо дать один ответ (до 3 слов, не замедляя темпа ходьбы.
- Что можно купить? (платье, костюм, кастрюлю)
- Что можно варить? Что можно читать? Чем можно рисовать? Что может летать? Что может плавать? Что (кто) может скакать? И т. д.
Игра «Кто – что умеет делать?» Ребёнку предлагается подобрать к любому предмету, или объекту, как можно больше слов - действий.
Например:
Что умеет делать кошка? (мурлыкать, бегать, прыгать, спать, царапаться, лакать).
Игра «Назови как можно больше предметов». Игроки становятся в ряд, им предлагается по очереди называть предметы, которые их окружают (или части заданного предмета). Назвавший слово — делает шаг вперёд. Выигрывает тот, кто правильно и чётко произносил слова и назвал большее количество предметов, не повторяясь, и таким образом оказался впереди всех.
Предложение.
4. Мы объясняем детям, что предложение состоит из слов, которые стоят рядом и дружат между собой. Давайте поучимся составлять предложение. Слово обозначаем полоской. (Родители выкладывают схему предложения, выделяя начало предложения, полоской с уголком)
Что это? (Логопед показывает мяч). - Это мяч.
Сколько слов мы сказали? (Два слова). Назовите первое слово? (Это). Назовите второе слово (мяч). Назовите оба слова сразу. (Это мяч). Получилось предложение из двух слов. Сколько полосок бумаги вы выложите перед собой? (Две)
Что с ним случилось? (Логопед роняет мяч). - Мяч упал.
Сколько слов мы сказали? (Два слова). Назовите первое слово? (мяч). Назовите второе слово (упал). Назовите оба слова сразу. (Мяч упал). Получилось предложение из двух слов. Сколько полосок бумаги вы выложите перед собой? (Две)
5. Согласование слов в предложении. Мы предлагаем детям понаблюдать за речью взрослого. Я говорю «Паша качает головой». Вы поняли, что я сказала? А теперь я скажу еще три слова «цветы Лена поливать». Вам понятно? Вам не понятно потому, что я произнесла слова, которые между собой не дружат. Между этими словами нет согласия. Давайте составим из этих слов предложение. (Лена поливает цветы). О ком вы узнали? (О Лене). Лена что делает? (поливает.). Лена поливает что? (цветы). Если подружить слова, то получается понятное предложение.
6. Составление предложений по сюжетным картинкам. Посмотрите на картинки и составьте предложение сначала из двух слов. (Мальчик подметает). Теперь составьте предложение из трех слов (Мальчик подметает пол). Теперь составьте предложение из четырех слов (Мальчик подметает пол веником).
7. Послушайте предложение и выложите его схему
Мальчик держит веник в руках.
Игра "Бесконечное предложение".
]К начатому предложению, прибавьте слово, чтобы фраза не потеряла смысл. Слово можно добавлять в любую часть предложения, но при этом помните, что надо воспроизвести все, придуманное ранее.
Например:
Мальчик рубит.
Мальчик рубит дрова.
Мальчик рубит дрова топором.
Мальчик рубит дрова острым топором.
Маленький мальчик рубит дрова острым топором.
Маленький мальчик ловко рубит дрова острым топором. И т. д.
Игра «Конструктор». Водящий предлагает игрокам набор слов и просит составить из них предложение. Можно заранее продумать набор слов и их порядок, чтобы в итоге получился небольшой рассказ. (Якорь, поднять. Корабль, плыть. Волна, шуметь. Капитан, держать, штурвал. Корабль, причалить.)
Игра «Исправь предложение». Водящий предлагает игрокам «испорченное» предложение и просит его исправить. (Червяк склевал кукушку. Крылья машут уткой. Заяц поймал охотника. И т. д.).
Сегодня Вам были предложены игры, которые помогут Вашему ребёнку подружиться со словом и предложением, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь Вашего ребёнка богаче и разнообразнее. Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи. В них можно играть в выходные дни, в праздники, в будние дни вечерами, когда взрослые и дети собираются вместе после очередного рабочего дня, даже по дороге из детского сада, в очереди в магазине или поликлинике.
Во время игры со словом учитывайте настроение ребёнка, его индивидуальные возможности и способности. Играйте с ребёнком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам.