Сарвиназ Пашаева
Семинар — практикум Организация исследовательской деятельности дошкольников в рамках введения ФГОС дошкольного образовани
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с ФГОС ДО, познавательно-исследовательская деятельность является одним из основных видом деятельности в детском саду наряду с игровой, коммуникативной, музыкальной, двигательной, изобразительной.
Познавательно – исследовательская деятельность способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира.
Публикация «Семинар — практикум Организация исследовательской деятельности дошкольников в рамках введения ФГОС дошкольного образовани» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
В процессе исследовательской деятельности ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.
В. А. Сухомлинский подчеркивал важность развития любознательности. В этом, по его мнению, состоит сущность воспитания способностей.
Любознательность - «это растущая, никогда не угасающая, а наоборот, все время усиливающаяся потребность знать и стремление узнать, объяснить.
Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир) практикуется в установлении причинно-следственных родовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире, достигать высокого умственного развития. Также исследовательская деятельность является развитием свободной творческой личности ребёнка, решающая следующие задачи:
• способствовать формированию коммуникативных навыков;
• формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
• развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
• формировать умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
• развивать желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности.
Одним из условия решениям задач по познавательно – исследовательской деятельности является создание развивающей среды. Предметная среда
Уголок для экспериментирования и уголок по изучению хвойных деревьев, где представлены на слайде.
В уголке экспериментирования находится оборудовании: микроскоп, увеличительные стекла, чашечные весы, песочные часы, компасы и магниты, различные пластиковые бутылки, стаканы, воронки, из природного материала: камешки, минералы, глина, песок, птичьи перышки, ракушки, шишки семена растений, и т. д.
Мы вели кружок «Почемучка», который направлен на познавательное развитие детей. Наиболее интересные опыты мы проводили в старшей группе с растениями, например с картошкой. Дети не только проводили трудовые операции по уходу, но и наблюдали за ростом и развитием растений, делали вывод, что для роста растения необходимы условия (свет, влага, тепло, почвенное питание). Моделирование роста и развития растений осуществляется с помощью рисунков в дневнике наблюдений. Так выглядит дневник наблюдений, в котором зафиксирован рост овощной культуры – картошки (представлено на слайде). На каждой странице такого дневника, кроме изображения самого растения, имеются параметры: время, за которое происходит изменение растения (условия, при которых происходит изменение растения). Мы рассматривали иллюстрации «Как картошка на стол пришла», провели беседу как картофель попала из Америки (через Западную Европу) в Россию, отгадывали загадки, играли в дидактическую игру «Что сначала, что потом?» И в итоге у нас получился проект «Раз картошка, два картошка»
В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, необходимость давать отчет об
увиденном, формулировать обнаруженные закономерности, стимулировать развитие речи.
В подготовительной группе мы реализуем проект «Формирование умений и навыков исследовательской деятельности в процессе «живой» практики в природе, который направлен на изучение хвойных деревьев нашего края. Свою работу с детьми мы ведем по четырем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами: (представлено на слайде)
• живая природа: продолжать обогащать знания детей о хвойных деревьях;
• неживая природа: влияние окружающей среды на рост и развитие хвойных деревьев;
• исследовательская деятельность : накоплению у детей представлений об окружающей действительности, фактических знаний в области природы (в процессе наблюдений, опытов, практической деятельности);
• человек и природа: формирование понимания того, что в окружающем мире всё взаимосвязано и взаимозависимо.
В уголке по изучению хвойных деревьев находятся: в коробках шишки ели, сосны, кедровой сосны, смола, презентация «Лиственница», экологические паспорта хвойных деревьев «Ель», «Сосна» (слайд)
В результате познавательно – исследовательской деятельности дети учатся :
• видеть и выделять проблему;
• принимать и ставить цель;
• решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент;
• высказывать суждения, делать выводы и умозаключения;
• фиксировать этапы действий и результаты графически.
И в завершении моего выступления мне хотелось бы, чтобы педагоги и родители следовали мудрому совету В. А. Сухомлинского:
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».